Проспект культуры
В Красноярске работает выставка «Искусство XX века»
Музейщики возродили поистине уникальную экспозицию.
«Мы даже не думали, что в Красноярске такие богатейшие художественные фонды!» — эту фразу часто можно услышать от посетителей выставки «Искусство XX века», которая сейчас проходит в залах музея имени В. И. Сурикова.
Экспозиция действительно очень интересная. Здесь представлено свыше 60 живописных и скульптурных произведений лучших мастеров авангардного и советского искусства. Причём все они хранятся в нашем городе.
Ценность выставки прежде всего в том, что она, организованная по хронологическому принципу, позволяет проследить, как развивалось изобразительное искусство в стране, как менялись пейзажи, портреты, другие жанры.
Специалистам удалось собрать работы экспериментаторов, которые много лет назад были главными новаторами своего времени, а также произведения классиков. В том числе ярких представителей Красноярского края. Абсолютно разных по манере письма, но очень талантливых и узнаваемых.
«Зимний проспект» Бориса Ряузова сразу же угадывается по неповторимым оттенками белого цвета, так любимого художником. «Хлебы» Юрия Худоногова привлекают внимание своим странным диссонансом: с одной стороны — домашний уют, с другой — яркие синие линии, выбивающиеся из общей атмосферы. Ну и, конечно, невозможно не узнать руку Валериана Сергина — его «Последние дни осени» оставляют полное ощущение ливня и ветра. Даже поёжиться хочется — настолько правдоподобно написана картина.
На выставке можно увидеть живописные произведения кисти мастеров, навсегда вошедших в историю советского искусства: Игоря Грабаря, Николая Романдина, Владимира Стожарова. Потрясающие работы художников ленинградской школы живописи, например полотно Дзовинар Бекарян, одной из самых известных петербуржских художниц старшего поколения. У неё широчайший диапазон — натюрморт, портрет, пейзаж, жанровые сцены. В этой же экспозиции представлена работа «Белая полночь», где Ленинград как бы намеренно декоративен, даже сказочен отчасти. И почему-то напоминает кадр из кинофильма.
А вот еще яркий пример советской живописи — портрет «Сёстры» Эдуарда Браговского. На полотне — две барышни. Одна, в яркой жёлтой кофточке с комсомольским значком, сидит над книжкой — видимо, готовится к экзамену. Другая (очевидно, старшая сестра) ей, похоже, сочувствует: девушке приходится упорно заниматься.
«Дубы. Абрамцево» Петра Кончаловского. Это имя красноярцам говорит о многом: он был мужем дочери Василия Сурикова, Ольги. Впервые они увидели друг друга, когда Пете было 16 лет, а Оле — 14. Он приходил в мастерскую художника брать уроки.
Большая удача, что в фондах музея хранятся произведения Сергея Герасимова. На выставке мы видим работу «Шура. Портрет племянницы». Картина на первый взгляд не особенно примечательна, но — только на первый. Потому что в ней очень точно передано состояние и человека, и природы. Полдень, молодая девушка. И трогательное розовое пятно от солнца на плече.
Кстати, искусствоведы говорят, что Герасимов был непримирим к излишней пестроте в живописи и часто говорил: «Никаких мармеладов!», «Поменьше рахат-лукума!»
Очень интересные детали можно узнать на экскурсии по выставке. В связи с этим — совет: если есть возможность, знакомьтесь с экспозицией в сопровождении специалиста. Потому что при самостоятельном осмотре легко пропустить что-то важное. А экскурсовод поможет разобраться.
Например, в картине Василия Кандинского «Импровизация 209». Это абстракция, которая сама по себе довольно сложна для восприятия. Многие работы художника, созданные в период с 1910-го по 1917-й, навеяны посещением Русского Севера, красотой увиденных там древнерусских храмов и фресок, народных костюмов. В «Импровизации 209» живописец уже отошёл от прямого изображения соборов, но за спиной гребца читаются купола, маковки церквей, звучность цвета, как в храме Василия Блаженного.
Особняком в экспозиции стоит работа Казимира Малевича «Дама, играющая на рояле». Здесь нет сюжетности, элементы, напоминающие клавиши, струны, ножку рояля, лишь угадываются. Интересный момент: авторское название на заднике картины написано вверх ногами по отношению к тому, как её экспонируют в музее, — зелёным прямоугольником вверх. То есть наши специалисты трактуют решение так: вот — дама, человеческий профиль, вот — рояль... А название работы, выходит, сделано вопреки очевидному. При этом картина подписана самим художником.
Считается, к слову, что у Малевича был интересный период в творчестве — «феврализм». Именно тогда он с ног на голову ставил свои работы и использовал это как художественный приём. Есть даже фотография, где автор с друзьями запечатлён на фоне перевёрнутого рояля после открытия выставки.
В общем, выставка очень познавательная. Работать она будет до 1 октября (12+).
Нюанс
Британские искусствоведы, которые познакомились в Лондоне с работой Малевича из фондов красноярского музея, сказали, что она какая-то особенная. Потому что явно выбивается из ряда произведений автора начала века, по крайней мере, по колориту. Другие картины — в серой или коричневой цветовой гамме, а наша — с ярко выраженным преобладанием красного и с зелёным акцентом.