Туризм и путешествия
«Выжить в суровых условиях без взаимовыручки невозможно». Участники шестилетней экспедиции рассказали о большом путешествии
Яхта «Елизавета» преодолела 35 тысяч морских миль.
35 тысяч морских миль преодолела яхта «Елизавета» в кругосветном путешествии. На днях шестилетняя экспедиция завершилась — команда вернулась в Красноярск.
«Маршрутами великих экспедиций» — так назывался проект, цель которого — повторить на разных этапах морские пути наших великих предков. Парусно-моторная яхта стартовала из Красноярска 9 июля 2017 года. В начале путешествия «Елизавета» прошла через Енисей, Карское, Баренцево и Белое моря, озеро и реку Выг, Беломорско-Балтийский канал, Онежское озеро, реку Свирь и Ладожское озеро. Затем по Неве достигла в августе Санкт-Петербурга. Только через два года продолжилось плавание — яхта обошла Европу, совершила переход через Атлантический океан, добралась до Латинской Америки и достигла Антарктиды. Обратный путь пролегал через Тихий океан. Дойдя до России, яхта осталась на зимовку в Петропавловске-Камчатском, после чего вернулась через Северный Ледовитый океан в Дудинку Красноярского края и далее по Енисею отправилась до конечной точки путешествия — Красноярска.
— Экспедиция затянулась на 6 лет. Мы планировали ее завершить года за два. В итоге столько времени понадобилось только для стоянки в Питере, год — в Чили во время пандемии. Еще две зимовки были на Камчатке. Чистого хода примерно года полтора набралось, — объяснил руководитель экспедиции Алексей Логинов.
Во время путешествия «Елизаветы» вокруг света команда на борту постоянно менялась. Но весь путь полностью прошли Алексей Логинов и его старший помощник Павел Павлов.
Экипаж в среднем состоял из шести человек. Всего в экспедиции участвовало более 50 человек. Подключались в проекту научные работники, студенты, пенсионеры, фотографы, писатели, режиссёры. Самому младшему участнику 17 лет, самому старшему – 68 лет. Все по-разному находили свой путь на борт.
— Было несколько сопутствующих программ на разных этапах. Для экологов мы отбирали пробы грунта на территориях, в частности в Арктике — на предмет загрязнения. Для биологов делали фотографии различных птиц с указанием, где они живут. Сейчас смещаются ареалы обитания и пернатых, и животных, и морских существ в связи с глобальным потеплением. Например, в этом году дельфинов мы видели в Беринговом проливе, хотя они туда никогда не заходили. Северные касатки ушли далеко на юг, — поделился Алексей Логинов. — Очень большое количество китов было в Чукотском море в восточном секторе. Столько этих морских обитателей я в жизни не видел. Было страшно управлять лодкой, потому что киты постоянно всплывали прямо перед носом.
Руководитель экспедиции сказал, что интересно было наблюдать за тем, как из случайных, незнакомых друг с другом людей складывается команда, которая работает в замкнутом пространстве, занимается сложным и однообразным делом.
— Иногда бывало, что нужно идти сутки, другие, третьи без перерыва. Холодно, все мокрые. И на глазах команда сплачивалась, — отметил Алексей Логинов. — Было видно, что члены экипажа уже никогда не станут прежними — они изменились во время путешествия.
Каждый на борту что-то делал в меру своих творческих возможностей. Кто-то писал стихи, кто-то рисовал картины, кто-то делал фильмы. Так, режиссёр Наталья Кадырова запечатлела хронику путешествия, начиная с первых трудностей при заходе в порты и заканчивая преодолением опасностей открытого моря и марш-броском от острова Фиджи до Камчатки. Её фильм «Ковидный океан. Кругосветка во время пандемии» можно посмотреть на сайте Russia Today.
Конечно, путешественников впечатлила красота мест, которые они посетили. И все же, по признанию Алексея Логинова, больше всего его поразили люди. В частности, жители Дальнего Востока и Русского Севера, которые находятся далеко от цивилизации.
— Выжить в суровых условиях без взаимовыручки невозможно. И мы ощутили на себе, что эти люди готовы в любой момент помочь, причем бескорыстно, без ожидания получить что-то в ответ, — рассказал Алексей Логинов. — С нами ребята на Чукотке всю ночь работали: двое геологов помогали перетянуть тросы для рулевого управления. У нас они порвались и других не было. Так они свои тросы принесли. Когда я попытался им деньги дать, они страшно обиделись: «Вы нормальные? Мы вам помогаем».
Подобная история ещё повторялась. Алексей Логинов считает: благодаря таким людям – бескорыстным, отзывчивым и желающим помочь – укрепляется вера в человечество и в перспективу цивилизации. Причём подобное случается не только в России.
— В районе пролива Дрейка у нас закончилось топливо — идти невозможно, да еще шторм начался. Соляркой с нами поделились добрые люди из Аргентины, которых мы встретили. Тоже денег не взяли, — отметил Алексей Логинов. — Такое человеческое отношение — по всему миру. Оно очень ценно. Были моменты, когда хотелось бросить затею с кругосветным путешествием, но в том числе благодаря отзывчивым людям двигались вперед.
— Трудно переоценить мужество участников экспедиции, — сказал председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко. — Как и во времена великих экспедиций, моря и океана остаются огромным риском для человека. И очень важно, что мы сохранили тот великий дух. Ещё впереди научные исследования по результатам кругосветного путешествия, но уже сейчас можно сказать, что получен богатейший опыт для нашей страны и российской науки, а также для новых высот в развитии Арктики.
В тему
Проект «Маршрутами великих экспедиций» реализован при поддержке организации «Ассоциация полярников» и Красноярского краевого отделения Русского географического общества.
Руководитель экспедиции — Алексей Логинов, вице-президент Ассоциации полярников России. С 2011 года он входит в состав попечительского совета Красноярского краевого отделения РГО.