Наука и образование

У доски как на сцене. Учитель музыки из Красноярска увлеклась театральным искусством

Александра Севостьянова работает учителем музыке в гимназии № 14.

У доски как на сцене. Учитель музыки из Красноярска увлеклась театральным искусством
Александра Севостьянова.

Михаил Шуклин

Александра Севостьянова, учитель музыки красноярской гимназии № 14, из тех собеседников, которые располагают к себе с первых минут общения. Яркая, артистичная, она способна превратить сорок минут занятия в маленький спектакль. В Год педагога и наставника «Городские новости» рассказывают о красноярских учителях, для которых работа с детьми — призвание. При всей занятости герои наших материалов имеют интересные увлечения, участвуют и побеждают в конкурсах, постоянно учатся новому.

Вернуться в творчество

Александра Геннадьевна родилась, выросла, получила среднее, а затем и высшее образование в Норильске. В Красноярске она прежде бывала лишь проездом. Но в 2019 году семейные обстоятельства сложились так, что она вместе с дочерью-подростком переехала в краевую столицу. Здесь, по её словам, она не знала никого, но была решительно настроена найти интересную работу и новый круг общения. Совсем недолго учитель музыки проработала в бизнесе. Всё складывалось нормально, но хотелось вернуться в педагогику, в творчество. Увидела вакансию в гимназии, отправила резюме и теперь снова преподаёт детям.

— Я с пяти лет занималась в музыкальной школе по классу «скрипка», — рассказывает Александра Севостьянова. — У меня очень красиво пела мама, наверное, интерес к музыке передался от неё.

После переезда в Красноярск педагог наконец решила воплотить давнюю мечту и попробовать себя в качестве актрисы. Она с детства хотела поступить театральный вуз, но тогда не сложилось. И вот уже здесь нашла курсы для взрослых людей, которым интересна сцена.

— В Норильске мы с детьми ставили разные спектакли, я была ведущей мероприятий — мне всегда нравилась всё это, — говорит Александра Геннадьевна. — В Красноярске нашла курсы актёрского мастерства, которые вела Ольга Белоброва, актриса театра Пушкина. Поначалу даже засомневалась: смогу ли? Но атмосфера в коллективе была замечательной. Мы поставили несколько спектаклей. Например, свой вариант гоголевской «Женитьбы», где у меня был образ одной из свах. Мы выступали в Красноярске, ездили на гастроли в Бородино. У меня уже есть своя поклонница! После одного из спектаклей подошла девушка и сказала: вижу вас второй раз, вы мне очень нравитесь. Ну конечно, слышать такое артисту приятно. Педагог говорит, что её захватывает весь творческий процесс — репетиции, перевоплощения, обсуждения с режиссёром, само выступление перед зрителями.

— С интересом сыграла бы какую-нибудь сказочную злодейку, — смеётся Александра Геннадьевна. — А в детстве хотела быть младшей сестрой из «Аленького цветочка» и царевной из мультфильма «Летучий корабль», мне нравилась её песня: «А я не хочу, не хочу по расчёту...» Вообще вижу себя комедийной актрисой.

Любовь к творчеству и артистизм помогают и в обычной жизни. Семейные праздники всегда проходят ярко и интересно, умение выступать перед аудиторией необходимо в работе учителя. Её нисколько не смущает сцена и, как признается Александра Геннадьевна, она готова попробовать себя и на телевидении.

Знакомство с классикой

Что касается предмета, который Александра Севостьянова преподаёт в гимназии, — она не сравнивает его по важности и практичности с другими дисциплинами. Зачем детям в обычной школе уроки музыки? Для того, чтобы развивать интеллект, расширять кругозор, воспитывать вкус, умение отличать хорошее от плохого, слышать себя и понимать свои чувства.

— Если преподавать детям предмет, как это делают в музыкальной школе, интерес не разовьёшь — там учебный материал имеет свою специфику, — говорит педагог. — В общеобразовательной школе нужно давать общие основы, тот минимум, который необходим культурному человеку. Это знание популярных классических произведений и их авторов, истории создания, какие-то общие термины и понятия. Я стараюсь научить детей слушать музыку, обязательно поясняю контекст. Измерить знания ребёнка в такой школьной дисциплине достаточно сложно. Родительские споры о том, нужны ли оценки по музыке, ИЗО и физкультуре, ведутся давно. Плохие отметки ученики Александры Геннадьевны получают в исключительных случаях. Для педагога важно прежде всего увлечь предметом и поощрять этот интерес.

«Я должна быть примером»

На Александре Севостьяновой есть классное руководство. Подростки-семиклассники — народ хоть и непростой, но отношения с учителем сложились доверительные.

— Это не первый мой класс. Несколько выпусков было в Норильске, — говорит педагог. — Недавно я летала в свой родной город на праздник учеников — ребята пригласили меня и очень ждали. Для учителя такое отношение ценно. Моим первым ученикам уже за тридцать, я вела музыку совсем молоденькой учительницей, только после училища. К детям у меня, скорее, материнское отношение.

Что может рассердить опытного педагога? Враньё, говорит Александра Геннадьевна. В таких случаях беседа будет взрослой и серьёзной.

— За годы работы общения с детьми возникали разные чувства — была и усталость, и в каких-то ситуациях обида, — говорит учитель. — Однажды и до слёз довели своим поведением. При детях не плакала, но честно сказала, что расстроена и вся ситуация мне неприятна. Ребята потом извинились. Но я никогда не испытывала злости, агрессии. Для меня они всегда остаются детьми, а я взрослый человек и должна быть примером, как выходить из сложных ситуаций. За небольшой срок работы в гимназии учитель уже заложила собственные традиции в своём классе — например, милые памятные подарки именинникам.

О Норильске Александра Геннадьевна говорит с большой теплотой. Теперь же вторым домом стал для неё Красноярск, где для творческих педагогов есть все возможности для развития.

Акцент

Как приучить ребёнка слушать классику?

— Включайте произведения фоном, чтобы музыка звучала ненавязчиво. У нас в кабинете часто звучит Шопен, я могу слушать его в любом настроении. Ещё люблю французскую версию 1998 года «Нотр-Дам де Пари», — говорит Александра Севостьянова.

А вот с малышами педагог рекомендует чаще слушать детские песни из советских мультфильмов и кино. Так, общаясь с младшеклассниками, учитель с удивлением обнаружила, что есть ребятишки, которые не знают, например, песенку друзей из «Бременских музыкантов». Пусть старые мультфильмы кто-то из родителей считает несовременными, но в них хорошие и правильные смыслы, важные для воспитания.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА