Новости

Цифрой по бюрократу

Цифрой по бюрократу

Государство выходит в Интернет

Цифровые технологии тем хороши, что неподкупны. Как “дашь на лапу” какому-нибудь серверу или базе данных? Не возьмут. Очевидно, потому тема электронного правительства в России привлекала и привлекает внимание государственных мужей. Только до сих пор говорили об этом лишь в качестве благих пожеланий. А ведь, казалось бы, все просто — поставить между гражданином и чиновником барьер в виде компьютерного интерфейса. Но законодательство российское в этом смысле оказалось неповоротливым. Ведь для того, чтобы запустить в действие электронное правительство, надо было “легализовать” электронный документооборот. Вроде бы и цифровая подпись как средство удостоверения правомочности в обиход вошла. Однако по-прежнему альфой и омегой ведомственного подхода считалась гербовая бумага. И сколько бы проситель не представлял файлов на самых современных электронных носителях, без бумажки он, как и раньше, был букашкой. Ибо только бумажный носитель признавался в качестве подлинного и неоспоримого документа.

Технари всуе прохаживались по адресу замшелых думских депутатов, которые не торопились принять соответствующие законодательные акты: мол, наши думцы в новых технологиях не ахти… Но, может быть, дело не только в консерватизме. Ведь переход к механизмам электронного правительства не только уменьшит кормушку коррумпированного чиновничества, но и сделает его работу максимально прозрачной для общества. Например, для того чтобы перевести деятельность ведомств в электронный формат, необходимо ее четко регламентировать, а четкий регламент исключает и многомесячное вылеживание бумаг под сукном, и необоснованные требования предоставить не относящиеся к делу справки.

Но наконец дело сдвинулось с мертвой точки. Президент Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”. Вкратце суть нововведений такова. Для получения государственных и муниципальных услуг по принципу “одного окна” создаются многофункциональные центры (МФЦ), осуществляющие взаимодействие с органами, предоставляющими эти услуги без участия заявителя. То есть человеку достаточно один раз обратиться в МФЦ с заявлением, а все остальное сделают за него — соберут необходимые справки, подадут готовый пакет документов и получат решение.

Ну, положим, многофункциональными центрами нас уже не удивишь. В Красноярске МФЦ действует уже достаточно давно.

— Сегодня наш центр работает по четырем основным направлениям, — рассказывает начальник основного отдела КГБУ “Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг” Дмитрий Симановский, — социальная поддержка населения, регистрация прав на недвижимое имущество, определение и подтверждение гражданско-правового статуса и поддержка предпринимательской деятельности. Последнее направление во многом связано с подписанием соглашений с городским Центром содействия предпринимательству и Красноярским региональным агентством поддержки малого и среднего бизнеса.

Разумеется, новый закон позволит существенно расширить перечень услуг. А за их увеличением возникнет необходимость и в расширении сети МФЦ. При этом несомненно важным будет, если эти центры смогут функционировать по экстерриториальному принципу. То есть любой гражданин, независимо от места проживания, сможет обратиться в любой МФЦ.

Но здесь более интересными представляются возможности, заложенные в другой пласт принятого недавно федерального закона. В нем предусматривается возможность получения заявителем государственных и муниципальных услуг в электронном виде через соответствующий портал, а также с помощью универсальных электронных карт.

Мы обратились к начальнику управления информатизации администрации города Андрею Карасеву с просьбой прокомментировать, насколько законодательный механизм позволяет реализовать эту нетривиальную идею и что такое универсальные электронные карты, о которых многие впервые слышат.

— По существу, речь идет о двух взаимосвязанных между собой законах, — пояснил Андрей Викторович, — ФЗ-210 и ФЗ-207. Первый полностью является нормативным базисом для построения электронного правительства. А ФЗ-207 вносит поправки, которые снимают трудности, мешавшие организации предоставления услуг в электронном формате. В частности, наконец-то определен статус электронного документа и все возможности его использования. Однако, на мой взгляд, выполнять эти законы будет сложно — в силу того, что затронуты очень многие сферы деятельности государства и общества. К примеру, принятые нормативные документы определяют процедуру разработки административных регламентов. При этом вводится немало новаций. Поэтому многие регламенты придется просто переделывать, чтобы они соответствовали этим стандартам. Но закон есть закон и является документом, обязательным к исполнению. А главное — он даст информатизации такое ускорение, какое в свое время дал государственным и муниципальным закупкам закон ФЗ-94.

В принятой нормативной документации детально проговаривается вопрос применения универсальной электронной карты. Что это такое? Некий новый инструмент, на котором будет основана единая платежная система. Проще говоря, появится карточка, с помощью которой можно будет идентифицировать себя при оказании электронных услуг и оплатить эти услуги. То есть карта сочетает в себе цифровую подпись и электронный кошелек.

По существу, речь идет о технологическом прыжке, с помощью которого можно будет наконец-то ограничить бесконечный рост бюрократии и ее влияние на жизнь страны. Однако не слишком ли оптимистичным представляется будущее? Ведь далеко не все российские граждане являются пользователями компьютера и тем более имеют доступ в Интернет. Здесь может помочь развитая система платежных терминалов, где большая часть населения сегодня оплачивает не только сотовые телефоны, но и коммунальные услуги, а также многое другое. Принципиально несложно включить эту сеть в схему электронного правительства.

Тем не менее консерватизм населения тоже не стоит сбрасывать со счетов. Это показала в том числе попытка внедрения в Красноярске электронной записи в учреждения здравоохранения. До сих пор многие жители города по старинке толпятся у регистратур — так кажется надежнее. Впрочем, большая часть завсегдатаев поликлиник — люди весьма почтенного возраста, которым трудно осваивать технологические новинки.

Вряд ли стоит ожидать, что с помощью нового закона удастся в одночасье перенастроить бюрократическую машину. Во-первых, сама по себе разработка и внедрение механизмов электронного правительства займет немалое время. Во-вторых, время понадобится и на привыкание людей к новым возможностям. В третьих, сломать все административные барьеры лишь технологическими средствами — очевидная утопия. Но очевидно и то, что информатизация предоставления государственных и муниципальных услуг — часть стратегии правильной осады отечественной бюрократии, которую системно ведет российский президент. Составляющими этой стратегии является и развитие среднего класса, с опорой на малый и средний бизнес, и инновационный прорыв с опорой на науку и образование, и создание механизмов общественного контроля. Свою лепту отныне внесут и информационные технологии. Остается надеяться, что системная борьба с главной российской бедой — засилием чиновничества — рано или поздно принесет плоды.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА