Новости

Трудное условие — изжить сквернословие

Трудное условие — изжить сквернословие

Есть ли смысл бороться с матом в России?

Русский мат на несколько веков старше современного языка и звучал еще в древнерусском. Но из года в год он укрепляет свои позиции, расширяет сферы употребления. Активизируются и противники сквернословия, которые тщетно бьются за чистоту родного языка. В очередной рубрике “Народная трибуна” мы рассуждаем о том, допустимо ли употребление мата и нужно ли с ним воевать.

Несмотря на распространенность нецензурщины во всех слоях русского общества и на всех этапах его истории, в России традиционно существовало табу на использование матов в печатном виде. Это табу несколько ослабло в последнее время в связи с демократизацией общества, переменами в общественной морали после распада СССР. Снятие запрета на освещение определенных тем и социальных групп привело к расширению рамок приемлемой лексики в письменной речи. Мат и жаргон вошли в моду, став одним из средств пиара.

Среди детей и подростков умение материться подсознательно считается одним из признаков взрослости. Как только подрастающее поколение овладевало азами этих знаний, оно испытывало крайнюю необходимость продемонстрировать достигнутое — отсюда надписи на заборах и стенах, а теперь и в Интернете.

— Исчезли нравственные запреты в СМИ и искусстве, — рассуждает Надежда Скогорева, учитель русского языка, — дети сразу реагируют на это: если позволено любимым героям, почему нельзя мне? Конечно, с этим надо бороться. Культура речи идет от общей культуры человека. Именно поэтому важно раскрыть творческий потенциал ребенка, сформировать такой стиль языка, где нет места эпатажным бранным словечкам.

Модератор одного из красноярских сайтов рассказывает, что ему часто приходится удалять сообщения форума — правила не позволяют публиковать нецензурные выражения. И даже тщательно замаскированный мат удаляется. Такова внутренняя политика сайта. Но так бывает не везде... Почитать хотя бы странички “Живого Журнала”. Глаз режет! И если публичное употребление мата может расцениваться как мелкое хулиганство и является наказуемым, то поток сознания в ЖЖ никем не контролируется.

Так, война поборников нравственности против мата и оскорблений в блоге известного дизайнера Артемия Лебедева продолжается месяцы. Иски в прокуратуру не дают результата. Между тем в каждом случае блоггер-сквернослов парирует наступление противников мата новым шквалом нецензурных выражений.

— Вряд ли возможно запретить человеку ругаться, если это единственное средство самовыражения, которое ему доступно, — считает психолог Елена Кудрявцева. — Человека делают обстоятельства. Скажем, если человек воспитывался в неблагоприятной среде, где бранная речь сопровождала его с детства, дурная речь из его уст будет неизбежна. Однако прилюдная брань в нормальной обстановке неминуемо нарушает права и унижает достоинство тех людей, для которых табу сохраняет силу.

Как нам рассказали в УВД города, употребление мата в общественных местах попадает под действие статьи 20.1 Кодекса об административных правонарушениях и квалифицируется как мелкое хулиганство. Всего за восемь месяцев текущего года было составлено 13 356 протоколов по данной статье. Правда, доля матерщинников среди всех мелких хулиганов неизвестна.

— Если слово есть, оно может употребляться, но границы употребления должны быть, — считает Андрей Няньчук, художественный руководитель театра юного зрителя. — Например, мата в искусстве я не приемлю — ни в театре, ни в литературе, ни в кино. К сожалению, там его в последнее время становится слишком много. Дань ли это моде или попытка сблизиться со зрителем, я не знаю. Скорее всего, просто сладость запретного плода.

Действительно, с 1990-х, когда цензурные запреты исчезли, маты широко проникли в литературу, используясь в различных функциях. Самая простая из этих функций — реалистическая передача разговорной речи: если в жизни люди матерятся, то было бы странно, если бы в книгах точно такие же люди этого не делали.

На эту тему рассуждает в своем блоге Антон Нечаев, поэт, эксперт Фонда Астафьева. В своем последнем материале “Гонения на мат” он пишет о том, что все больше появляется противников мата.

“В Сибири здесь традиционно активничает Кемерово: на днях там был проведен представительный круглый стол с участием всех писательских руководителей. По итогам совета решено было рекомендовать писателям региона избегать употребления обсценной лексики”.

Автор возмущен подобным: “Вы в какой стране живете, вы свой народ-то знаете? Или книги ваши для какого-то иного народа? Откуда такая тяга к рафинаду, от того, что у вас в жизни все сладко да гладко?”.

Помимо этого, Нечаев уверен, что это есть ущемление свободы художника. “Разве мы не можем использовать любые средства для достижения художественного эффекта? Эта инициатива... есть не что иное, как притеснение свободы слова в нашей стране, ущемление прав и свобод граждан, в данном случае граждан-писателей. Уясните вы себе наконец, что хватит в этой стране запретов, особенно запретов для художников. Мы и так в полном пролете по всем видам искусств: позорное кино, позорный театр, позорная литература. И причина этому во всевозможных запретах, явных и скрытых: то нельзя сказать, этот обидится, это не стоит делать, могут быть неприятности и т. д.”.

— Считаю, что нужно предупреждать потребителя о возможном присутствии нецензурной лексики в спектакле, фильме, книге, сайте до знакомства с ними, — говорит Елена Кудрявцева, — тогда у людей будет выбор — слушать и читать маты или нет.


“Абсолютное неприятие мата искренне считаю ханжеством. Мат — неотъемлемая часть языка! Почему-то считается, что привычка материться идет от недостатка интеллекта. Вот уж с этим готов поспорить. Знаю немало умнейших, образованных людей, время от времени “сдабривающих” свою речь крепким словом. Разумеется, есть ситуации, где сквернословие недопустимо. Я сам не люблю, когда матерятся при маленьких детях или когда кого-то оскорбляют с агрессией, грязно. Но почему бы в хорошей компании не рассказать матерщинную байку или анекдот? Причем некоторые матерятся так, что заслушаешься. Моего деда в родной деревне до сих пор вспоминают — он такие выражения знал, что его даже студенты из пединститута приезжали записывать.

Употребить крепкое словцо для русского человека —дело само собой разумеющееся. Это выражение эмоций, состояние души. К тому же есть много ситуаций, в которых без мата дело останавливается. Не понимает, бывает, человек нормальных слов, а если скажешь пожестче — сразу срабатывает.

Виктор Ермаков”.

“В нашей семье никто не матерится. Не принято. И меня возмущает, когда молодые родители учат своих детей выговаривать нецензурные выражения — как бы в шутку. У нас — двухлетняя дочь. Иногда в песочнице от ее ровесников можно услышать такие маты! На вопрос, откуда они знают такие слова, малыши отвечают: “так папа говорит” или “мама научила”.

К счастью, пока дочка маты не перенимает. Видимо, потому что не привыкла, чтобы так разговаривали дома. Но всегда спрашивает: “Ведь этот мальчик (или девочка) говорит нехорошие слова?”.

Дети легко учатся новым словам, особенно любят перенимать выражения от своих сверстников. Вот и получается, что к школе обладают хорошим “словарем” неприличных слов. Мы, взрослые, сами приучаем их сквернословить. А потом жалуемся на невоспитанность и грубость.

В оправдание любители нецензурщины говорят: русский язык многообразен, без матов — не такой выразительный. Это не так. Просто мы с детства не умеем говорить по-другому.

С уважением, Ольга Иванова”.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА