Экономика

Экономический мегапроект, поддержанный президентом

“Стратегически важная для всей страны” — так охарактеризовал Владимир Путин идею создания макрорегиона “Енисейская Сибирь”, которую презентовали ему в день визита в Красноярск. Этот проект одним из первых войдёт в Стратегию пространственного развития России, о которой президент говорил в своём Послании Федеральному собранию 1 марта 2018 года.

Экономический мегапроект, поддержанный президентом

В основе проекта “Енисейская Сибирь” лежит экономическое сотрудничество и партнёрство трёх регионов-соседей: Красноярского края, Республик Хакасия и Тыва, а также крупнейших российских компаний, работающих на наших территориях. Необходимая платформа для развития уже есть, ведь ещё в советские времена все предприятия, рас­положенные вдоль главного стержня — могучего Енисея, строились как элементы единого экономического района.

Первый шаг к созданию макрорегиона “Енисейская Сибирь” был сделан ещё в прошлом году. 12 декабря 2017-го подписан меморандум о взаимодействии при реализации крупных инвестпроектов на территории Красноярского края. Документ подписали врио губернатора Александр Усс и руководители промышленных групп, чьи предприятия работают на территории Красноярского края: “Норильский никель”, “En+ Group” (её представителем в крае является РУСАЛ), и СУЭК (СГК). Совместно они готовы вложить в развитие края порядка 584 миллиардов рублей! И эти средства направят не только на создание производственных мощностей, но и на экологические, а также инфраструктур­ные проекты.

Следующим шагом к реализации идеи создания макрорегиона стало обращение глав трёх субъектов — Красноярского края, Хакасии и Тывы — к Президенту Российской Федерации, в котором губернаторы просили поддержать проект. И после визита Владимира Путина в Красноярск комплексный инвестиционный мегапроект “Енисейская Сибирь” получил статус приоритетного президентского.

Макрорегион “Енисейская Сибирь” обладает всеми ресурсами, которые можно предложить инвесторам: кадрами, технологиями, энергетикой, удобными транспортными коммуникациями. Потому, по мнению экспертов, он может быть экономическим центром международного партнёрства на востоке Сибири. А ещё проект имеет очевидный мультипликативный эффект, так как для обслуживания крупных проектов будут созданы вспомогательные, сервисные, смежные предприятия. Что скажется на создании новых рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса.

И ещё один важный момент: кроме очевидных перспектив есть уже много конкретных проектов, которые станут основой развития макрорегиона “Енисейская Сибирь”. Они уже реализуются в Красноярском крае, а также в Хакасии и Тыве.

Основные направления мегапроекта “Енисейская Сибирь”

  • сохранение экологии и рациональное природопользование

  • развитие промышленного и сельскохозяйственного производства

  • развитие инфраструктуры энергетики, транспорта и связи

  • развитие социальной сферы региона

КРУПНЕЙШИЕ ПРОЕКТЫ “ЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ”

В день визита Владимира Путина в Красноярск в присутствии главы государства состоялось подписание соглашения о стратегическом партнёрстве между ПАО ГМК “Норильский никель” и ООО “Русская платина”.

Красноярская технологическая долина

Производственную площадку откроет РУСАЛ, офис которо­го перебазируется в Красноярск. В рамках этого проекта будут организованы около сотни новых производств, выпускающих самую современную продукцию — от автомобильных дисков до мостов. Это даст Красноярску несколько тысяч высокооплачиваемых рабочих мест и, безусловно, дополнительно налоги. Кроме того, РУСАЛ взял на себя обязательство вдохнуть вторую жизнь в Центральный парк в Красноярске. Уже заказан проект архитектору из Японии.

Строительство железнодорожной ветки Кызыл — Курагино

Железная дорога соединит Тыву и Красноярский край. В перспективе планируется подвести ветку до монгольской границы. Для Западной и Центральной Сибири эта магистраль, если вывести её на транспортные сети Монголии и Китая, — самый короткий путь на растущие рынки стран Азии, в первую очередь КНР: плечо сокращается на 2,5 тысячи километров.

Заполярный альянс

Во время визита Владимира Путина в Красноярск был сде­лан ещё один шаг к развитию мегапроекта “Енисейская Си­бирь”. В присутствии главы государства был подписан до­говор между “Норильским Никелем” и “Русской Платиной”. Это одно из проявлений того, как компании идут навстречу друг другу. И буквально через пять лет там, в районе Нориль­ска, появится новое производство — абсолютно экологичное. Планируется выпускать от 70 до 100 тонн металлов плати­новой группы в год. Это показатели мирового лидерства в отрасли. Отчисления в бюджет Красноярского края от этого предприятия будут сопоставимы с отчислениями “Норильско­го Никеля”, что, несомненно, позитивно скажется на социаль­но-экономическом положении всего региона.

Агропромышленный кластер

Даже в не самые благоприятные с точки зрения урожайности годы Красноярский край собирает около двух миллионов тонн зерна. Для внутреннего потребления нам нужно гораздо меньше, и вывезти за границу такое количество уже невозможно. Поэтому запланировано строительство в Крас­ноярском крае завода по глубокой переработке зерна и про­изводству глютена. Объём вложений в этот проект порядка 15 миллиардов рублей.

Кроме того, компания “Юнипро” строит крупное тепличное хозяйство в Шарыповском районе — его обеспечит энергией Берёзовская ГРЭС. Это огромный комплекс — порядка 60 гектаров закрытого грунта. Появление такого предприятия позволит решить все проблемы с обеспечением зимними овощами сразу нескольких регионов.

Авиахолдинг и логистический центр

На базе аэропорта Черемшанка планируется создание терминала для обработки грузов, имеющего сухопутную связь с красноярским портом на Енисее и железной дорогой. Это логистический центр, который позволит сделать Красноярск крупнейшей перевалочной базой для воздушных судов, двигающихся во всех направлениях. Все предпосылки для этого есть — ведь сегодня над краевым центром пролетает около 4,5 миллиона тонн грузов. Проводя их через наш город, мы получим огромный эффект. Но для этого необходимо строительство терминалов, системы складов и железнодорожной ветки, которая позволит создать транспортную основу для образования на базе аэропорта Черемшанка особой экономической зоны.

Реализация этого проекта может начаться уже в 2018 году. Параллельно будет вестись создание крупного авиахолдинга, в который войдёт и базовая авиакомпания.

Енисейская Сибирь” как новый красноярский мегапроект поддержан Владимиром Путиным. Сегодня у нас на руках есть документы с резолюцией главы государства, которые подтверждают это позитивное решение. Мы готовили письмо с предложением Владимиру Путину о присвоении проекту “Енисейская Сибирь” статуса приори­тетного. И Владимир Путин подписал документ с резолюцией Дмитрию Медведеву о его дальнейшей проработке и поддержке. Также нужно будет представить предложения о будущем развитии проекта. Поэтому уже сейчас можно сказать о том, что Красноярский экономический форум будет посвящён конкретным темам, связанным с развитием земли енисейской.

Александр УСС, врио губернатора Красноярского края

Приенисейские территории богаты ресурсами, на них работают мощные ГЭС, и очевидно, что их потенциал очень велик. И нам была необходима новая идея общего развития этой территории. Тема, сформулированная и. о. губернатора Красноярья по созданию проекта “Енисейская Сибирь”, является в какой-то мере возвращением к единому комплексному планированию нескольких сибирских промышленных узлов, в которых все предприятия связаны между собой производственными связями.

Потенциал развития производственной системы Тыва — Хакасия — Красноярский край достаточно значителен. Особенно с учётом того, что немалая часть электроэнергии, производимой в Красноярском крае, сейчас экспортируется, потому что у нас имеется её избыток. Региональные энергетические ресурсы могут быть направлены на создание промышленных предприятий. Причём не только с малым, но и с большим потреблением электроэнергии. А если мы наладим в перспективе отношения с Китаем, на юге Красноярья и в Хакасии могут сформироваться масштабные экспортные металлургические и машиностроительные производства.

Всеволод Севастьянов, профессор СибГУ имени М. Ф. Решетнёва

Благодаря своему выгодному расположению наша воздушная гавань развивает пассажирские и грузоперевозки, соединяя два континента — Евразию и Северную Америку. В рамках концепции развития нашего грузового хаба разрабатывается проект создания особой экономической зоны на территории аэропорта Красноярск. В ней планируется организовать сборочное производство, логистический кластер, центр по техническому обслуживанию воздушных судов и сопутствующих видов бизнеса. Открытие особой экономической зоны позволит развивать сборочное производство электроники и других товаров с высокой добавленной стоимостью. Ну, а сопутствующей станет топливозаправка и комплекс обслуживания и ремонта воздушных судов всех типов.

Развитие обновлённого красноярского аэропорта позволит насытить внутренний потребительский рынок за счёт роста товаропотока и до пяти раз увеличить долю экспорта в валовом региональном продукте, привлечь иностранных инвесторов, что в конечном счёте позволит создать для красноярцев новые рабочие места.

Андрей Метцлер, генеральный директор аэропорта Красноярск

В 2018 году инвестиционная программа КрасЖД составит 23 миллиарда рублей. Это будут рекордные за последние годы вложения в развитие инфраструктуры.

Перспективным является и проект железной дороги из Красноярска в Емельяново как продолжение городского железнодорожного кольца. Эта идея активно обсуждалась, очень многие жители краевого центра и пригородных районов поддерживают её. Это будет новое пассажирское направление с охватом населённых пунктов Емельяновского района. Но чтобы проект стал рентабельным, ветка должна быть не только пассажирской, но и грузовой. Тогда эффект получит весь край, ведь Красноярск может превратиться в крупную перевалочную базу для грузовых авиаперевозчиков.

А другой важный проект, ветка Кызыл — Курагино, прошёл госэкспертизу, заключено концессионное соглашение с компаниями, которые берутся за его реализацию к 2022 году. Можно сказать, что РЖД уже поддержала его, направляя средства на инфраструктурное развитие южного хода Междуреченск — Тайшет.

Владимир Рейнгардт, начальник Красноярской железной дороги

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА