Стадион
«Мы даже половины пути не прошли. Всё впереди». Полузащитник ФК «Енисей» Александр Ломакин о благодарности тренерам, едином коллективе и младшем брате
Игрок стал автором первого гола на новом поле Центрального стадиона.
«Енисей» лихорадит. За последние два сезона красноярцы приучили своих болельщиков к регулярной борьбе как минимум за стыковые матчи, а сейчас они обосновались в нижней части таблицы. От зоны вылета их отделяет всего два очка. На фоне общего спада выделяется Александр Ломакин. Один из самых талантливых футболистов поколения попал в «Енисей» совсем юным в 2014 году. Периодически он уходил, но всегда возвращался, а в 2019-м окончательно обосновался в Красноярске. Саша называет «Енисей» главной командой своей жизни и считает, что нынешний спад будет преодолён и красноярцы вернутся на прежние позиции.
Нужен план Б
— Результаты «Енисея» сейчас не радуют болельщиков. Как у тебя с настроением?
— Ну да, результат пока не такой, как всем нам хочется. Вот и в последнем домашнем матче обидно проиграли. Смотришь в таблицу, и совсем грустно становится.
— Объективно вы занимаете не своё место. Пусть в этом сезоне «Енисей» и не входит в число претендентов на РПЛ, но обретаться рядом с зоной вылета не должен.
— Считаю, что команда у нас в любом случае хорошая. Много очков недосчитались — это так, но пока вообще ничего не потеряно. Нужно выдать серию из побед. Тогда и дела наладятся. И совсем другие эмоции будут.
— Как ваш матч с Махачкалой виделся со стороны: «Енисей» был полностью прочитан соперником, который ничего ему не дал сделать. Полная безнадёга в части атакующих действий. А как поединок с таким организованным «Динамо» воспринимался изнутри?
— Скажу исключительно свою точку зрения, основываясь только на собственных ощущениях. Получаешь мяч, смотришь вперёд, а там вообще нет пространства. Они уже откатились назад и перекрыли все зоны. «Динамо» — чрезвычайно организованная и грамотная команда. А у нас не хватало вариативности в атаке, соперник нас читал на шаг вперёд.
— Но ведь вдохновение не прочитать: твоё, Никиты Глушкова или Егора Иванова.
— Да. Но если не получается, нужен план Б. Мы в принципе наигрываем и стандарты, но пока нет разнообразия в тех же схемах. Действуем по накатанной, в манере, в которой у нас лучше всего получается. А вот если не выходит, ничего нового не предлагаем. В общем, тяжёлые впечатления от этой встречи. С другой стороны, соперник в атаке тоже ничего особенного не показал. Вся острота у наших ворот пришла со стандартов. Значит, в обороне мы справились в принципе, а в ситуации с пропущенным голом просто не повезло. Игра была ничейная по большому счёту. Но для зрителей такой матч выглядит как полная безнадёга, и их можно понять.
Страшно без игры
— Матч с «Динамо» стал третьим на Центральном и первым, где мы увидели именно такой незрелищный футбол. А вот в играх с «Родиной» и «Черноморцем» «Енисей», на мой взгляд, показал свою лучшую игру в этом сезоне. Согласен?
— Да. Матчи хорошие получились. Может, переход на свежий воздух так повлиял. Мы в принципе всегда стараемся играть от себя, в атаку. А в этих играх помогло в том числе и количество болельщиков, в манеже столько собрать невозможно. С другой стороны, в такую погоду, как против Махачкалы, лучше всё-таки играть под крышей. Мы-то на поле разгорячённые, а вот людям на трибунах не совсем комфортно.
— И с «Родиной», и с «Черноморцем» лично я увидел прежнего Ломакина, который зажигал в «Енисее», когда его тренировал Андрей Тихонов. Тогда от тебя можно было ожидать гола в любой момент. Потрясающая уверенность в себе. Ничего не боялся, получал мяч и делал разницу. И в этих играх было то же самое. От чего зависит твоя уверенность? Это вопрос психологии?
— Думаю, что нет, не в психологии дело. Сейчас я в хорошей физической форме, много играю. Уверенность от этого прежде всего появляется. Могу пойти на риск, постараться решить эпизод и в случае неудачи не отправлюсь на скамейку.
— Твоя игра зависит от настроения?
— Когда выхожу на поле, настроение всегда отличное. Это же так круто. Любой матч в радость, настоящий кайф. И мне порой становится страшно от того, что когда-то футбола в моей жизни не будет. Что тогда делать, ума не приложу. И когда из-за травмы не можешь играть, нет возможности помочь ребятам, команде, места себе не находишь. Так было в конце прошлого сезона, когда я не смог участвовать в стыковых матчах.
От матча к матчу
— Саша, что вам сказали в начале сезона? Какая задача, за что боремся?
— Идём от матча к матчу.
— Когда Алексей Ивахов, только став директором, говорил о выходе в РПЛ, это смотрелось немного забавно, учитывая, в каком состоянии находилась тогда команда и её финансы. Но получается, вы-то сами в это поверили. В позапрошлый сезон остановились в шаге от стыков, в прошлом не хватило одного шага до РПЛ в поединках с «Факелом». Это притом, что по бюджету «Енисей» в разы уступал конкурентам и в глубине состава тоже. По крайне мере, в стыках с «Факелом» играли все, кто хотя бы стоять мог без проблем. И ведь эти спортивные примеры самопожертвования совершались в том числе во имя большой цели. А что сейчас, ради чего играет «Енисей»?
— Ради болельщиков, ради себя, ради футбола, в конце концов. Да, пока неудач больше, но пройдена даже не половина пути, 12 матчей всего сыграли. «Енисей» не раз доказывал, что с характером у него всё в порядке. Выдадим серию побед и сразу поднимемся по таблице. А в том, что мы на них способны, ни капли не сомневаюсь. В позапрошлом чемпионате в весну вступали тоже далеко от лидеров, а в итоге не хватило совсем чуть-чуть до первой четвёрки. Сами во многом упустили, так играли тогда, что не было уже сомнений: как минимум в стыки точно попадём. Недотерпели. И в том сезоне старт был куда более неудачным, чем сейчас. Я после поединка с Махачкалой особенно расстроился из-за болельщиков. Они в такую противную осеннюю погоду пришли нас поддержать, много народу собралось, а мы не сумели их порадовать ни игрой, ни результатом. Я после матча подошёл, извинился.
— К тебе поклонники «Енисея» всегда относились по-доброму. Чувствуешь их поддержку персонально?
— Чувствую. Хотя комментарии в интернете вообще не читаю, как бы игра ни прошла — хорошо или плохо. За всем этим больше родители следят. Но в общем от наших болельщиков получаю только позитивные эмоции, как и в принципе от игры за «Енисей». Столько лет здесь уже провёл.
— Для тебя это главная команда в жизни?
— Да.
— Сейчас многие тебя считают лидером «Енисея» именно по игре. Чувствуешь ответственность?
— Да ничего особо и не изменилось. Я всегда старался играть так, чтобы приносить пользу команде. Когда необходимо, обострить, пробить, назад отработать.
— Ваши соперники традиционно ругают манеж «Енисея». Но вот вы с Махачкалой играли на стадионе, но уже холодно, дальше будет ещё хуже.
— Следующая игра будет в манеже как раз — на улице в Сибири уже не очень комфортно. Болельщикам в первую очередь. Мы-то привычные, а махачкалинцы из тепла сюда прилетели. Не подготовились, не утеплились, даже перчаток не было.
— Поделились?
— Да и у нас не было. Сейчас-то и без перчаток можно. Вот с Новосибирском у нас на свежем воздухе на Кубке России играли, там большой минус был. В первом тайме я вроде разбегался, на второй из тёплой раздевалки вышел и понял, какой холод стоит.
Пацаны из интерната
— Ты капитанил в сборной России игроков 1995 года рождения, считался по этому возрасту главной звездой, а уважаемый тренер Андрей Талалаев пророчил тебе большое будущее, ставил в один ряд с Аланом Дзагоевым по таланту, место в главной команде страны на домашнем мундиале прогнозировал. Почему так вышло, что ты, первый талант поколения, в 28 лет играешь в «Енисее» как в главной команде жизни?
— Не знаю, сложный вопрос. «Енисей» — это неплохо, нормально, даже хорошо. Понятно, что у некоторых ожидания другие были. Да и у меня тоже, что уж душой кривить. Мечтал сыграть на домашнем чемпионате мира. Но крест на себе ставить не собираюсь. Ещё играть и играть, всё может измениться.
— В 2016-м тебе 21 год. Раскрываешься в «Енисее» — забиваешь потрясающий победный гол ЦСКА в Кубке России. О тебе заговорили. Приглашение от команды РПЛ — «Урала». Почему там не получилось?
— Из-за травмы. Зимой перешёл. Пах болел. Думал, что в отпуске всё пройдёт. Прилетаю на сборы, опять болит. До лета дотянул. Вроде полегче стало. Но на сборах на утро после первой тренировки просыпаюсь и понимаю, что встать не могу. Сделали МРТ и выяснили, что паховые кольца порваны. Молодой был, по глупости думал, что ничего страшного, а нужно было сразу операцию делать. Восстановился, но в состав уже не проходил. Уехал в аренду в «Енисей», тогда его Дмитрий Аленичев тренировал. Потом вернулся, а «Урал» вместо Александра Тарханова возглавил Дмитрий Парфёнов. Регулярно выходить на поле мне не светило, а играть очень хотелось. Предложили в аренду в Воронеж, я согласился.
— Почему не в «Енисей»?
— Он в РПЛ же уже был, не позвали, хотя я очень хотел в Красноярск. Поиграть с «Енисеем» в элите.
— О чём ты тогда мечтал в свои 20 с хвостиком лет?
— Закрепиться в Премьер-лиге, попасть в сборную.
— А сейчас?
— Глобально ничего не изменилось. Также хочется в РПЛ и, конечно же, именно с «Енисеем». А насчёт сборной. Почему нет? Мне не уже 28 лет, а всего. Уверен, что всё ещё впереди.
— Ты же в дубле «Локомотива» играл с братьями Миранчуками Антоном и Алексеем?
— Да. Мы же одногодки. С нами был и Виталя Лысцов, он сейчас в Португалии играет. Дима Баринов ещё, он на год помладше, но уже тогда выделялся.
— Лысцов в Португалии. Алексей в Италии, Антон и Баринов в «Локо», причём Дмитрий ещё и капитан. А ты в «Енисее». Не обидно?
— Нисколько. У каждого своя жизнь, своя футбольная судьба.
— Неужели в «Локомотиве» не хотели дать шанс собственному воспитаннику? Лидеру и лучшему бомбардиру молодёжки?
— Никаких шансов на основу по большому счёту и не было. А в том возрасте хотелось уже играть во взрослый футбол. Вот и ушёл на контракт в ФНЛ.
— Сейчас на связи с теми же Миранчуками?
— Да. Созваниваемся, в отпуске встречаемся по возможности. В общении у нас ничего не изменилось. Совершенно не важно, кто и где играет, кто и чего добился. Друг для друга мы остались теми же пацанами из интерната «Локо».
— Ты же москвич. Почему жил в интернате?
— Так тренеры решили, чтобы дома не разнеживался.
О Гаранине только хорошо
— Когда Вадим Гаранин в свой первый приход очаровывал Красноярск своим футболом, ты играл мало. Почему? Вроде бы в том футболе в самую пору было раскрываться.
— Таково было его видение. Мне очень нравился тот футбол «Енисея», когда выходил, старался принести максимальную пользу. Никаких обид.
— Гаранин ушёл в «Сочи», назначили Артёма Горлова, он был моложе некоторых игроков.
— Он правильно себя поставил. Практически сразу возникла химия между нами и Горловым. А то, что молод для тренера, порой сам над этим шутил. Маркова дядей Колей называл, но тот его только Артёмом Сергеевичем — субординация.
— Когда Гаранин внезапно вернулся, а Горлов ушёл в «Пари НН», как ты на это отреагировал?
— На самом деле в шоке был. Да, мы не всегда идеально играли при Горлове, но шли в первой четвёрке. В принципе он сохранил многое, что ставил Гаранин, но и привнёс что-то своё. Учитывая, что мы потеряли сразу трёх ведущих игроков, и команда, и тренер оказались в не самой приятной ситуации. Но справлялись же, его идеи работали.
— Бывший спортивный директор «Енисея» Антон Евменов думал по-другому, поэтому и хотел вернуть Гаранина.
— Скажу так. Если переговоры с Гараниным велись ещё тогда, когда нас тренировал Горлов, то это совершенно некрасиво и неправильно. И сейчас я рад за Артёма Сергеевича. Он в футболе, получил шанс в «Торпедо».
— После неудачного второго пришествия в Красноярск Гаранин дал несколько интервью. В них так и сквозит обида на многих в «Енисее». В том числе и на лидеров команды, которые, по его словам, приняли возвращение в штыки.
— Ну что значит в штыки? В первый раз получилось, во второй — не очень. На самом деле многое можно рассказать, но не буду. Всё, что говорит Гаранин, — его личное дело. Не хочу отвечать. Скажу только, что никто Вадима Вячеславовича не сливал в «Енисее». Да и как это можно представить вообще? Команда идёт в четвёрке. Мы боремся за РПЛ, за свою мечту. Какие могут быть сливы? Поэтому о Гаранине только хорошее. Он изменил вообще моё видение футбола, схем. Его ромб для многих из нас стал откровением. Причём Саша Зотов скептически относился, а как в итоге раскрылся именно в схемах Гаранина.
— Кто из тренеров в твоей профессиональной карьере ещё на тебя повлиял?
— Андрей Тихонов. Я как раз при нём раскрылся, он мне доверял. Тихонов же был для нас легендой. И мне кажется, когда он возглавил «Енисей», игрок в нём ещё жил. Как он зарубался с нами на тренировках, в любом эпизоде шёл до конца, злой по-спортивному, не умел и не хотел уступать даже в самом простом упражнении. Опыт работы с Аленичевым тоже многое мне дал. И он, и его помощник Егор Титов, как и Тихонов, для нас не просто обычные тренеры, они выдающиеся игроки, мы же пацанами смотрели на них с восторгом. Горлов в этом ряду нисколько не теряется, хоть в отличие от них не был знаковым игроком. Никому не известный тренер из второй лиги очень быстро наладил с нами контакт и заставил себя уважать. Да и вообще я благодарен каждому тренеру, с которым работал в своей карьере.
Он в моём сердце
— Перед началом прошлого сезона ты чуть не покинул «Енисей». Расскажи, как это было?
— Сезон закончился, как и мой контракт. «Енисей» заранее продлить не предлагал, но я особо и не волновался, очень хотел остаться в Красноярске и был уверен, что предложение от клуба — вопрос времени. Но оно как раз шло, и ничего не происходило. Написал Гаранину, спросил, рассчитывает ли он на меня. В ответ тишина. Как потом выяснилось, он уже в «Сочи» был. Тут уже запереживал. Пожалуй, всё-таки расскажу. С Евменовым у нас сразу как-то не сложилось. Ещё за год до окончания контракта он не видел меня в «Енисее», но тогда всё хорошо разрешилось. Уж не знаю, почему так вышло. Мы с ним не конфликтовали никогда, видимо, так бывает, ему просто не нравился футболист Ломакин. Вернёмся в лето прошлого года. «Енисей» уехал на первый сбор без меня. На второй сбор взяли, но на просмотр.
— Учитывая, сколько лет ты провёл в клубе, это даже как-то звучит унизительно.
— Как есть. Я не заморачивался, просмотр так просмотр. Проводим последний товарищеский матч, я вышел на замену, и вообще ничего не получалось, сыграл ужасно. И мне Евменов говорит: «Спасибо. До свидания, можешь вещи собирать». «Енисей» поехал в Ульяновск первый тур играть, а я в Москву и уже в панике прошу Диму Чельцова, моего друга, который мне помогает в роли агента, искать варианты. Никак не мог поверить, что с «Енисеем» всё, не понимал, что вообще происходит. Знаю, что Иванов, Марков, Анзор Саная, который ещё играл, говорили обо мне с Евменовым, пацаны тоже не понимали, как так получается, что меня просто не продляют. В общем, приходит сообщение от Антона: «Прилетай». Я ноги в руки и в Красноярск.
— Твой младший брат, перспективный футболист, трагически погиб в 2018 году. Как удалось это пережить?
— Меня вытащили футбол и общение с друзьями. Да и не отпустил я его ещё. В это же невозможно поверить. Вот у тебя есть младший брат, а вот его уже и нет. И осознать произошедшее ну никак не реально. Невозможно вообще представить, каково было родителям. Боль по брату ничем не заглушить, но память о нём будет со мной, пока дышу. На поле выходим вдвоём. Лёша всегда в моём сердце.
Досье
Александр ЛОМАКИН, футболист, полузащитник
Дата и место рождения: 14 февраля 1995 года, Москва.
Карьера: воспитанник московского «Локомотива». В сезоне 2013/14 стал лучшим бомбардиром молодёжного первенства России (16 голов в 30 матчах). Был капитаном и лидером сборной России по своему возрасту.
Первый матч в профессиональной карьере провёл в «Енисее» в 2014 году. Летом 2015 года отправился в аренду в португальский клуб третьего дивизиона «Униан Лейрия». Провёл там шесть месяцев и вернулся в Красноярск. Стал одним из лидеров красноярцев в 2016 году, после получил приглашение в РПЛ, в екатеринбургский «Урал». Стать игроком основы в клубе Премьер-лиги не удалось. Уходил в аренды сначала в «Енисей», потом в воронежский «Факел». В 2019 году вновь оказался в Красноярске по арендному соглашению, а когда закончился контракт с «Уралом» в 2020 году, перешёл в «Енисей» на постоянной основе и играет в нём по сей день.
Достижения: финалист и полуфиналист Кубка России. Бронзовый призёр ФНЛ.