Общество

Производство за колючей проволокой. Чем занимаются красноярские осуждённые в рабочее и свободное время

Они изготавливают мебель, шьют одежду и даже готовят.

Производство за колючей проволокой. Чем занимаются красноярские осуждённые в рабочее и свободное время
В производственном цехе.

Михаил Шуклин

Основная часть тех, кто отбывает наказание в ИК-27, — неоднократно судимые. «Методика исправления — через труд. Работают все, кто не имеет каких-либо ограничений», — говорит Сергей Маркатюк, заместитель начальника отдела трудовой адаптации осуждённых Управления ГУФСИН России по Красноярскому краю.

Мы побывали в колонии и посмотрели, как устроено производство за колючей проволокой. Цеха занимают значительную часть территории. Результаты труда: продукты питания, различные изделия из дерева, бетона и металла, корпусная, мягкая, уличная мебель, модульные конструкции. Колония, как и другие учреждения ГУФСИН, работает по контрактам с муниципалитетами и ведомствами края, сотрудничает с предприятиями региона.

— Мы заинтересованы в существовании подобных проектов, поскольку таким образом успешно решаются проблемы трудоустройства тех, кто отбывает наказание в местах лишения свободы, — отмечают представители управления.

Из массива и ДСП

Осуждённый Данил уже два года работает станочником в столярном цехе.

— Сейчас занимаюсь сборкой корпусной мебели из ламинированного ДСП, делаем тумбочки, шкафы, столы, кухонные гарнитуры, — перечисляет он. — Также занимаемся изготовлением мебели из массива. У нас обычный восьмичасовой рабочий день. На свободе —свой мини-бизнес: цех по производству кухонных гарнитуров, шкафов-купе. Сейчас отец занимается этим делом. Здесь обучался в местном ПТУ, чтобы получить допуск к работе на станках.

Этот документ о получении образования Данил может использовать, когда выйдет из колонии. На нём нет каких-то особых отметок, «корочки» общего образца. «В моей работе нужна точность, и этим она нравится, — говорит молодой человек. — Сидеть мне ещё шесть лет. Потом продолжу своё дело по изготовлению мебели на свободе».

Когда мы были в столярном цехе, внимание привлекли два интересных заказа. Они выделялись среди стандартных тумбочек и шкафов. Это кухонный гарнитур и огромный письменный стол из массива дерева. Они выполнены по индивидуальным проектам.

По заказу города

Сергей Маркатюк отмечает: в учреждениях стараются уходить от услуги изготовления отдельных элементов, предлагают готовые изделия, даже с монтажом — под ключ.

— Семь учреждений ГУФСИН, расположенные в Красноярске, производят изделия для муниципальных нужд. С городом мы работаем с 2019 года по прямым контрактам, — рассказывает Сергей Викторович. — Например, делаем уличную мебель — скамейки различного типа. В каждом сквере, парке города своя стилистика, свой тип скамеек и урн. Какую мебель заказчик хочет видеть, такую и получает.

Сейчас ведомству поступил заказ из семи районов города на изготовление мусорных баков. «Его необходимо выполнить до 15 ноября, сделать порядка 300 баков и подготовить 34 площадки под их установку. Площадка — это бетонная плита и металлическое ограждение с кровлей и калиткой, — поясняет Сергей Маркатюк. — В ИК-27 достаточно мощный металлоцех. Здесь установлено дополнительное оборудование, которое позволяет как минимум в два раза ускорить процесс изготовления мусорных баков».

Первые контейнеры производства этой колонии были установлены в Советском районе в 2020 году.

Также здесь делают баки для раздельного сбора мусора.

— Недавно у нас появилось оборудование для изготовления вибропрессованных бетонных изделий. Мощности позволяют ежемесячно производить до шести тысяч единиц бетонного борта, до пяти тысяч единиц тротуарного поребрика и порядка десяти тысяч квадратных метров брусчатки, — говорит Сергей Викторович. — Договорились с муниципалитетом, что в октябре тестово поставим данные изделия.

В рамках муниципальных контрактов прописаны определённые требования к материалу, из которого они изготовлены, чтобы минимизировать механические повреждения при их использовании и содержании.

— На экспериментальном участке установим дорожные бордюры, посмотрим, как они перезимуют, — рассказывает Николай Арефьев, заместитель руководителя департамента городского хозяйства администрации Красноярска. — В целом положительный опыт сотрудничества с ведомством у нас уже есть. В общественных пространствах города установлены уличная мебель, мусорные баки, изготовленные здесь.

«Заступился за маму»

— Да, у нас отбывают наказание особо опасные рецидивисты. Но труд может перевоспитывать, и таких примеров масса, — говорит Николай Литвинов, начальник отдела воспитательной работы с осуждёнными ИК-27. — Осуждённые освобождаются, а потом трудоустраиваются в нашей промзоне. Если хорошо зарекомендовали себя, предприниматели берут их на работу.

Вместе мы идём по территории колонии к церкви. С одной стороны — жилые корпуса, с другой — большой огород. Почти весь урожай уже собран.

— Из выращенных овощей готовят блюда в столовых для осуждённых и личного состава, — поясняет Николай Антонович.

В церкви нас встречает Дмитрий, много лет он занимается созданием икон. Его работы неоднократно становились победителями Всероссийского конкурса православной иконописи среди осуждённых «Канон». Созданная им икона «Спас нерукотворный» передана в храм Гроба Господня в Иерусалиме.

— В нашем учреждении развита кружковая работа, — рассказывает Николай Литвинов. — Например, есть религиозный кружок, его ведёт Дмитрий. Обучает осуждённых изготовлению икон, даёт знания по религиоведению.

Сейчас в стенах церкви Дмитрий готовит образ для участия в очередном всероссийском конкурсе. Он будет проходить зимой, перед Крещением.

— Образ будет написан маслом. Основа иконы из дерева — загрунтованной доски. Из фольги сделаю ризу и оклад, — рассказывает и показывает свою работу Дмитрий. — Здесь я реставрировал иконостас. Написал для него две крайние иконы, их не было. Храм старый, не так давно в нём провели капитальный ремонт. Вообще, в церковь я пришёл в 2005 году, прошлым сроком. Иконами занимаюсь уже восемнадцать лет. Сижу третий раз, был в разных колониях.

Нынешнему сроку 22 года, это мой четвёртый храм за 16 лет. Осталось ещё шесть, даст Бог, выйду пораньше.

С творчеством и религией специальность Дмитрия не связаны, по образованию он слесарь.

— Вам кажется, это несопоставимо: третий срок и церковь? Я не подонок. Преступления бывают разные. Я заступился за маму, перестарался. А до этого — за друзей, — поясняет он.

Рассказывает, что, когда создаёт иконы, думает о Боге, о спасении души. А перед тем как приступить к работе, необходимо хорошо помолиться.

Перед церковью — звонница. Колокола для неё привезли из Ярославля. Дмитрий не только мастер по созданию икон и руководитель религиозного кружка, но и звонарь. Он звонит в колокола, когда мы уходим из церкви.

В тему

В рамках государственной программы «Снос ветхого аварийного жилья» осуждённые колонии-поселения № 19 ведут работы в Красноярске. В этом году уже снесено 26 домов.Также КП-19 и ИК-27 участвуют в национальном проекте «Безопасные и качественные дороги». Более 100 осуждённых ежедневно участвуют в благоустройстве улиц Красноярска. Руководство коммунальных предприятий довольно такими сотрудниками, они выходят на смену без опозданий и проволочек, трудятся качественно, так как дорожат своим рабочим местом, не употребляют спиртные напитки. Любое нарушение чревато для осуждённых не только потерей работы, но и дисциплинарными взысканиями.

Акцент

Этим летом на улицах Борисевича, Судостроительной, Матросова, на проспекте имени газеты «Красноярский рабочий» установили 49 прилавков для уличной торговли. Их изготовили осуждённые ИК-7 по заказу муниципального учреждения «Центр содействия малому и среднему предпринимательству».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА