Новости

Карты, деньги, два стола

Карты, деньги, два стола

Как и на что будут покупать продовольствие богатые и бедные?

В стране вновь заговорили о возможности введения талонов на еду для малоимущих слоев населения. Российские депутаты хотят выдавать карточки, на которые нуждающиеся смогут приобрести базовые продукты питания. Причина — ценовой скачок, который мы все сейчас наблюдаем. Конечно, во многом это связано с нагнетанием панического страха, с попытками монополистов приобрести дополнительные прибыли. Вместе с тем кроме субъективных причин повышения цен есть и объективные — засуха, неурожай. В результате сельхозпроизводители несут потери и, как следствие, стремятся это компенсировать.

“Роста цен нам не избежать, — уверен депутат Госдумы Андрей Исаев. — Это означает, что появится ряд категорий граждан, которые будут испытывать серьезные трудности с организацией питания. Государство должно предусмотреть меры адресной помощи таким категориям. Речь идет о социальных продовольственных талонах. Получив талон на определенную сумму, гражданин мог бы приобрести конкретную группу товаров”.

К малоимущим депутаты предложили отнести тех, чей ежемесячный доход ниже 1,5 прожиточного минимума. Группа товаров также определена — это социально значимые продукты, перечень которых правительство страны утвердило весной этого года. А вот на какую сумму предлагается выдавать талоны, пока не уточняется. Однако два года тому назад, когда законопроект о продовольственных карточках рассматривался в Госдуме (правда, дальше обсуждения дело не пошло), планировалось, что размер господдержки составит 1 000 рублей в месяц.

Возможное число граждан, которые могли бы рассчитывать на такую господдержку, депутаты корректировали. Первоначально планировалось, что продовольственными талонами в России могут быть охвачены около 13 миллионов человек. Позднее число возможных получателей льгот снизили до пяти миллионов.

Предлагалась следующая схема использования талонов: магазины получают эти талоны в оплату товара, потом инкассируют их в банк, банк оплачивает их, а дальше выставляет счет федеральному бюджету. Организацию выдачи талонов два года назад предполагалось поручить Пенсионному фонду.

Кстати, тогда большинство россиян поддерживало идею продуктовых талонов. По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенного весной 2009 года, предложение вызвало одобрение 62 процентов опрошенных. Доля россиян, желающих получить продуктовую карту, тогда составляла 35 процентов. Между тем почти половина опрошенных считает, что продовольственные карточки будут давать “кому попало”, но не тем, кто реально в них нуждается.

…По официальным данным, сейчас доходы меньше прожиточного минимума имеют 17,4 процента населения, или 24,5 миллиона россиян. Социальные талоны могут быть предоставлены пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям. Организацией выдачи таких талонов, по мнению парламентариев, мог бы заняться все тот же Пенсионный фонд, поскольку это практически не потребует дополнительных федеральных вложений.

Социальные талоны — не аналог практики, которая применялась при советской власти, подчеркивают думцы. Действительно, целью советской карточной системы было обеспечение доступа к дефицитным товарам, а не поддержка тех, кто находится за чертой бедности. Так, на рубеже 1980—1990-х годов граждане получали бумажки с надписями типа “Крупа — 2 кг”, “Сахар — 2 кг”, “Масло растительное — 1 бут.”, дающие право приобрести такое количество товара по госценам. Система постепенно сама себя изжила вместе с сокращением дефицита.

Сейчас на вооружение берется не советская, а американская практика. Речь идет о поддержке малоимущих по программе Supplemental Nutrition Assistance Program. Правда, в США вместо талонов используются пластиковые дебетовые карты номиналом один, пять и десять долларов, которые позволяют приобрести любые продукты в магазинах. Сейчас по карточкам живет более 40 миллионов американцев, или 13,2 процента населения страны.

— В США продуктовые карты — это некий аналог пособия, в таком формате они могли бы быть полезны, так как поддержат наиболее бедные слои населения с доходами ниже прожиточного минимума, — полагает экономист Сергей Усольцев.

Исходя из американского опыта подобная карточная система адресной поддержки малообеспеченных слоев населения может быть весьма актуальна в России. Такие меры определенно более эффективны, чем, например, прямое административное регулирование цен или анонсирование планов строительства муниципальных хлебозаводов на бюджетные средства, и они не ограничивают конкуренцию.

Однако ввести такую систему в нынешних экономических условиях практически нереально, считает эксперт. Для этого придется перестраивать все существующие механизмы. В советское время такие меры были возможны, потому что магазины находились в руках государства, а сейчас ритейл частный. К тому же уже сейчас на этапе обсуждения они создают панику среди населения.

Как только станет известно, что мы опять возвращаемся к талонам, эти же социально незащищенные слои населения потратят все свои сбережения на массовую закупку продуктов питания и создадут спрос на эти продукты, в десятки раз превышающий обычную норму потребления, опасаются эксперты. Введение ограничений на свободное ценообразование приведет к росту цен и очередям.

— Вмешательство власти, бесспорно необходимо, — говорит Сергей Викторович. — Например, на уровне создания государственных продовольственных фондов, куда бы входили социально значимые товары. Стоимость той же гречки, которая может регулироваться государством, сегодня никто не контролирует. Искусственно спровоцирован дефицит этого продукта, хотя новый урожай еще не поступал на реализацию.

Поддаться ажиотажу — самое простое, что можно сделать. Однако делать этого не стоит. Такая ситуация выгодна только продавцам, которые взвинчивают цены, пользуясь небывалым потребительским спросом. Трезвомыслящие люди уже шутят: не удивительно, если вскоре дефицитные товары объявят вредными для здоровья.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА