Проспект культуры
В Красноярском художественном музее Сурикова открылась выставка «Графический вернисаж»
В экспозиции — работы 23 авторов из Красноярского края.
Выставка «Графический вернисаж» (6+) открылась в художественном музее имени Василия Сурикова в честь юбилея арт-галереи Романовых. В экспозиции — работы 23 авторов из Красноярского края.
Старший научный сотрудник отдела искусства XX–XXI веков Татьяна Бахова рассказала, что основное отличие между живописью и графикой заключается в способе создания изображения. В первом случае используются краски на холсте, а во втором — самые разные материалы на бумаге: простой карандаш, уголь, тушь, сепия, сангина, соус, пастель, акварель и т. п. Также живопись часто связана с созданием крупных произведений искусства, в то время как графика может быть более мелкой и детализированной.
В экспозиции представлены акварели заслуженного художника России Валерия Кудринского.
— В этой технике автор работал на протяжении всего творческого пути. «Верба цветёт» показывает мастерство художника — она написана «по сырому», по смоченной водой бумаге. Нужно понимать, с какой точностью и быстротой выполнен каждый штрих, выверены цвета и размывка краски. Кудринский кладёт жёлтый на голубой, но они не смешиваются — зелёного оттенка не получается, — отметила Татьяна Бахова.
Михаил Гладунов работал в офорте — это один из видов гравюры, где изображение наносят на металл с помощью печатной формы.
— Берётся пластина, покрывается лаком. После специальным резцом наносится рисунок. Затем доску обрабатывают кислотой, которая разъедает этот рисунок только в местах без защитного слоя лака. Под воздействием кислоты металл протравливается, на нём остаются углубления, которые и создают рисунок при оттиске на бумагу или другую поверхность. Посредством травления также можно было вытащить тот или иной подтон, например, чёрного или коричневого, но это требовало абсолютной точности, вплоть до капельки кислоты. Если работа не устраивала автора, то ему приходилось полностью соскабливать лак и начинать всё заново. Гладунов мог достичь до 40 цветовых оттенков, — поделилась научный сотрудник.
Гравюры Михаила Фёдоровича отличаются теплотой и лиричностью, несмотря на монохромность, — основными темами стали пейзажи и деревенские сюжеты.
Приковывают взгляд серия «Женщины Севера» Степана Турова, также выполненная в технике офорта. В них за счёт протравливания чёрного цвета художнику удалось достичь множества оттенков коричневого.
— В работе «Солнышко» Туров решает взять образ иконы, и клеймами по периметру выступают все северные сцены, как жития святых, — отметила Татьяна Бахова. — У «Северянки» фоном являются традиционные орнаменты народа, сотканные между собой, как лоскутное одеяло.
Выделяется на выставке серия Ивана Овчинникова «Канский хлопчатобумажный комбинат», выполнённая в смешанной технике — на литографии автор использует краски, карандаш и другие материалы.
— Овчинникова узнали как художника именно благодаря этим работам. «Подруги», «Разборка шпулей» — везде главными персонажами выступают женщины. Они трудятся, общаются, по лицам можно даже прочитать взаимоотношения героинь. Автор ставит на передний план не тему труда, распространённую в советский период, а людей, их чувства и переживания, — отметила сотрудник музея. — Название «Красная суббота» выбрано неслучайно — зачастую, чтобы перевыполнить план, работницы завода выходили на смену по выходным. В работе художник выделяет акценты именно красным цветом — ткань, платки работниц, гвоздику в вазе. Представлены в экспозиции и цветные литографии — картины создаются особым способом печати изображений, при котором краска под давлением переносится с камня на бумагу. В такой технике работал Валерий Скворцов, который использовал всего пару цветов, погружающих зрителя в сюжет, например, «Рыбаки Таймыра».
— Когда я увидела эту работу, то вспомнила Кацусика Хокусая с его самой известной картиной «Большая волна в Канагаве» — у Скворцова то же буйство стихии… Некий комплимент в сторону японского коллеги, — поделилась Татьяна Бахова.
Зачастую художники не готовы раскрывать все секреты своих творений. Например, на картине Гумара Мусина «Хантайское озеро. Каникулы» изображены два мальчика, сидящие на лодке, при этом не видно лица одного из ребят.
— Это принципиальный ход, — рассказала экскурсовод. — Автор хочет передать настроение и оставить лишь одного юношу центром работы. Если бы он прорисовал второе лицо, то началась бы «суета», нагромождение, где много мимики и мелких деталей на небольшой площади. Картина выполнена в технике монотипия — делается фон из пятен, которые после выбеливаются и прорабатываются. Видно, что Мусин использовал мелки, краски и другие материалы, но обычно художники не раскрывают до конца, как добились такого эффекта, а просто говорят, что это смешанная техника.Линогравюру Николая Сальникова «Первый снег», кажется, видел каждый, настолько знакомой она выглядит. «Эту работу публиковали миллионы раз. Она сразу покоряет зрителя. Она существует также в цветной литографии, где ветки рябины выполнены в голубых оттенках. Передаётся восторг от первого снега, наступления зимы, — считает экскурсовод.
Выставка построена так, что в противоположных залах музея представлены север и юг — начинается экспозиция Карским морем, снежными северными просторами, а завершается солнечной тёплой Хакасией.
Зрителя завораживают цветом работы Тойво Ряннеля, выполненные гуашью.
— Ряннель вошёл в искусство прежде всего как живописец, но обращался к разным техникам, в том числе и графике, — добавила Татьяна Бахова. — Картина «Весна в тайге» выполнена множеством небольших ярких мазков. Работа кажется живой. При этом каждая деталь наносится не по интуиции, а обдуманно — автор разбирает свой замысел по цвету, композиции и только потом приступает к работе. В этом — мастерство художника.
Деталь
Выставка «Графический вернисаж» будет работать до 5 ноября по адресу: проспект Мира, 12.