Проспект культуры
Театр кукол из ДНР приехал в Красноярск с гастролями
Сейчас труппа насчитывает 70 человек, они поставили около 200 спектаклей.
Донецкий республиканский академический театр кукол находится в Красноярском крае с «Большими гастролями». Труппа представляет свои спектакли в Красноярске, Лесосибирске, Енисейске, Дивногорске и Ачинске. Артисты привезли две постановки: задорный балаган для детей «Калинка-малинка» (6+) и трагифарс «Вторая смерть Жанны д’Арк» (16+).
По словам генерального директора и художественного руководителя Донецкого театра кукол Ольги Арутиновой, в течение длительного времени коллектив не работает на стационарных площадках, поэтому возможность выйти на сцену и встретиться со зрителями очень много значит для артистов.
— Мы полны энтузиазма и желания делиться нашим творчеством, рассказать как можно большему количеству людей о Донецком театре кукол. Ведь, несмотря на все сложности, мы развиваемся. Не так давно в нашем репертуаре стали появляться спектакли для взрослого зрителя. И мы представим один из них красноярцам, — рассказывает Ольга Арутинова.
Жизнь артистов очень насыщенная. Как рассказала замдиректора театра Ирина Терёхина, труппа активно репетирует и готовит новые спектакли.
— Все должны быть в форме, поэтому занятия — хореография, вокал, сценическая речь — проходят в рабочем режиме. Мы ждём, когда сцена будет готова принять своего зрителя в Донецке. Пока ситуация в республике не позволяет нам массово собирать людей на спектакли, — поясняет Ирина Терёхина.
Тёплый приём
С инициативой о гастролях Донецкого республиканского академического театра кукол выступил Красноярский театр и его директор Татьяна Попова.
— Мы загорелись идеей обмена опытом, обратились в «Росконцерт» с просьбой о помощи в реализации этого проекта, — отмечает Ирина Терёхина.
В Красноярск приехали 12 человек, в том числе семь артистов, художник по свету, режиссёр, заведующий постановочной частью.
Труппа добиралась в столицу края двое суток.
— Долго! — смеётся актёр-кукловод Александр Чуприна. — Автобусом, поездом, самолётом, потом снова автобусом… Но сил хватает, мы полны энергии, желания делиться искусством со зрителем. Для нас огромная радость приезжать в регионы, показывать своё творчество и получать нереальные эмоции от публики.
Для труппы это не первый опыт крупных гастролей в России. В прошлом году коллектив театра отправился на два месяца в тур по Крыму, Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
— Даже не назову, в скольких городах и населённых пунктах мы представили свои постановки, — делится Ирина Терёхина. — Каждый день — новая площадка. Было утомительно, но мы с честью отработали множество спектаклей и порадовали огромное количество маленьких и взрослых зрителей. Даже если артист очень устал, то, выходя на сцену, он обо всём забывает, ведь перед ним цель — порадовать свою публику. Он чувствует отдачу, видит горящие глаза — и выкладывается на полную.
Репертуар в театре самый разный — до недавнего времени было 50 действующих спектаклей, но семь ушло в архив. Сейчас театр готовит новую премьеру по «Книге джунглей» Редьярда Киплинга.
Цыганочка и скоморохи
В спектакле для семейного просмотра «Калинка-малинка» зрители под аккомпанемент народных мелодий окунаются в деревенскую жизнь. На сцене разворачивается настоящая русская ярмарка с цыганами, медведями, ожившими сказочными и былинными героями и, конечно же, Петрушкой — любимцем публики.
— Жанр балагана — это вереница номеров, маленьких историй, связанных в одну нить сюжета. Задействованы все возможные виды и типы кукол — перчаточные, планшетные, марионетки, ростовая, — рассказывает Ирина Терёхина. — Есть интересная кукла-трио — один человек выходит на сцену и играет сразу трёх героев, в нашем случае девушек.
Зрители уже успели оценить постановку.
— Мне понравился спектакль, очень весёлый! — делится второклассник Михаил. — Было интересно наблюдать, как артисты управляют куклами.
Другая Жанна
Постановка «Вторая смерть Жанны д’Арк» создана по пьесе болгарского драматурга Стефана Цанёва. В этой истории Орлеанской деве предстоит сделать выбор между постылой жизнью и героической смертью, унизительным отречением и подвигом. Именно необходимость нравственного выбора становится предметом болезненных размышлений.
Героика и трагизм действия поднимают постановку на высокий философский уровень. Жанна д’Арк предстаёт перед нами мученицей — за равенство, достоинство, свободу и свои идеалы. Что выберет томящаяся в неволе узница — неведомо ни её палачу, ни Богу. Да и она сама, вероятно, не знает этого до самого финала.
В спектакле используются различные современные технологии и видеомэппинг.
— Знаете, когда я читала пьесу, то до самого конца не могла её понять. Лишь в финале, когда героиня озвучивает, что она не Орлеанская дева, а артистка, которую попросили сыграть роль, — меня пробрали мурашки. Она делает выбор — взойти на костёр, хотя может отказаться, — делится Ирина Терёхина. — Об этой постановке отзываются неоднозначно, но равнодушных не остаётся.
Как рассказали артисты труппы, Жанна д’Арк — это невесомая, воздушная кукла-аватар, которая полностью крепится к артистке и повторяет все её движения, тем самым оживая. Роли Бога и Палача играют сами артисты — живым планом.Режиссёр постановки «Вторая смерть Жанны д’Арк» Вадим Гадитулин отмечает, что в Сибири он не впервые — родился в Омской области. Это его дебют в качестве режиссёра в донецком театре. Также Вадим выполняет работу актёра-кукловода.
— Всегда все спрашивают, о чём спектакль «Вторая смерть Жанны д’Арк». Неизменно отвечаю — приходите и посмотрите! — советует Вадим Гадитулин. — В первую очередь постановка для взрослых, но не простых, а самых, на мой взгляд, «провальных» — тех, кому от 16 до 25 лет. Ну, не любят театр кукол в этом возрасте и считают, что он для детей. Это не так, ведь такой театр изначально был создан для взрослых.
Кроме красноярцев, спектакли Донецкого республиканского академического театра кукол уже увидели зрители Лесосибирска и Енисейска. На днях труппа отправится в Дивногорск и Ачинск.
— Программа очень насыщенная. Мы в предвкушении, хотим увидеть весь Красноярский край, — добавляет Ирина Терёхина.
Нюанс
В сентябре красноярский спектакль «Козлёнок, который считал до десяти» отправился в Луганскую Народную Республику — постановку подарили детскому кукольному театру «Буратино» Луганского центра народного творчества. С такой инициативой выступила администрация красноярского театра. Теперь маленькие артисты играют в тех же самых костюмах и декорациях и управляют теми же куклами, что и их взрослые коллеги из Сибири.
Фото: София Романенко-Куренная