Новости

Никель преткновения

Никель преткновения

Собственники заполярного комбината сошлись в клинче

Скандальное собрание акционеров ОАО “ГМК “Норильский никель”, прошедшее 28 июня, до сих пор вызывает сильные эмоции у главных силовиков России и даже администрации президента. На днях стало известно, что Генеральная прокуратура завершает проверку итогов этого собрания, инициированную президентом Дмитрием Медведевым. Частичной основой такой проверки стали материалы Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), которая также рассматривала ход собрания акционеров по просьбе одного из собственников комбината Олега Дерипаски и подконтрольной ему компании “Русский алюминий”, владеющей 25,3 процента ценных бумаг “Норникеля”. Пока, по неофициальной информации, нарушений в ходе проверки не выявлено.

Напомним, что камнем преткновения послужило недовольство Дерипаски тем обстоятельством, что, владея большим числом акций, чем другой крупный собственник — “Интеррос”, он смог провести в совет директоров на двух представителей меньше, чем его оппонент. К тому же рекомендованная “Русалом” фигура в качестве независимого директора Александра Волошина в список вообще не попала. Сегодня, до объявления окончательных итогов расследования, расклад управления заполярным комбинатом выглядит так: три кресла у Дерипаски, пять — у “Интерроса” (включая назначенного председателем Совета директоров Василия Титова из Внешторгбанка), а еще троих менеджеров провел директорат самого “Норникеля”. Сразу после собрания “Русал” обвинил “Интеррос” в нарушении соглашения о паритете представителей акционеров в совете директоров ГМК, а менеджмент — в подтасовке результатов голосования. Сначала “Русал” пожаловался в ФСФР, а затем Дмитрию Медведеву. В ФСФР уточнили, что служба пока не делала собственных выводов, акт проверки еще не подписан и не направлен в “Норникель” и акционерам.

Кстати, ранее в Генпрокуратуре заявляли, что акционерные споры частной компании не входят в их компетенцию. “По имеющейся у нас информации, проверка ФСФР не завершена, и, соответственно, никаких документов о результатах компания не получала”, — заявили в “Русале”. В “Норникеле” и “Интерросе” от комментариев отказались. И даже в администрации президента прокомментировать ситуацию не смогли.

Однако на минувшей неделе в Норильске побывал, если можно так выразиться, верховный третейский арбитр российского бизнеса — Владимир Путин. Раньше, если вспомнить, он вмешивался в дела таких крупных компаний, как “Мечел”, а однажды, “разруливая” сложную социальную ситуацию в Пикалево, жестко поговорил с владельцем тамошних компаний — тем же Дерипаской. Но здесь он подчеркнул, что в споры акционеров вмешиваться не будет. Главное, по словам Путина, сохранение социальных программ, рабочих мест и, что особенно характерно для Норильска, улучшение экологической обстановки.

— Государство пока не намерено вмешиваться в конфликт акционеров предприятия, однако ситуация может измениться, если те перестанут в полной мере исполнять взятые на себя социальные и экологические обязательства, — заметил премьер.

Любопытен тот факт, что, комментируя тему заполярной экологии, Путин подчеркнуто дистанцировался от спорящих акционеров, а сделал акцент на дым и грязь из заводских труб.

По оценкам международной экологической группы Blacksmith Institute, Норильск входит в десятку наиболее загрязненных городов мира. По статистическим данным, 67 процентов жителей города страдает респираторными заболеваниями. В Норильске высок уровень заболеваний астмой, аллергией, сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями. Уровень концентрации никеля в растениях в районе Норильска превышен по сравнению с предельно допустимой нормой в 8 раз, цинка и свинца — в 6, кадмия — в 46, меди — в 25 раз. В городе часто падает темный снег, а вода в местных водоемах окрашена цветными поверхностными пленками. По данным Росприроднадзора, ущерб от допущенных экологических нарушений еще в 2007 году составил 2,7 миллиарда рублей. Еще тогда ведомство пыталось возбудить уголовное дело в отношении менеджеров компании, но это до сих пор не удалось.

В 2008 году Росприроднадзор пытался через арбитражный суд Красноярского края взыскать с компании 4,35 миллиарда рублей, но спустя два года государству удалось получить лишь 318 тысяч рублей штрафных выплат. Росприроднадзором подана апелляция.

…В рамках оказания помощи отечественным предприятиям в условиях мирового финансового кризиса вывозные пошлины на продукцию “Норильского никеля” были отменены. Эта мера позволила обеспечить рентабельность производства. Тем не менее предприятие остается самым экономным из отечественных металлургических компаний по расходам на современные очистные установки. “В металлургических регионах — надо отдать должное металлургическим компаниям — они вкладывали очень приличные деньги последние лет семь в решение этой проблемы и на порядок снизили нагрузку на окружающую среду. Большое количество тонн, которые раньше выбрасывались в атмосферу, теперь не выбрасываются. А в Норильске нет этого. Вкладывать надо средства в реконструкцию предприятий. Это серьезный вопрос”, — заявил Владимир Путин.

Под давлением американской и канадской общественности руководство предприятия три года назад укоротило заводские трубы в Норильске. Теперь вредные выбросы больше оседают в пределах города. Ранее, считают эксперты, выбросы уходили так далеко от городской территории, что вызывали возмущение заокеанских экологов.

Уезжая из города, председатель кабинета министров сделал знаковое заявление. По словам Путина, за десять лет из трех финансовых источников — федерального и краевого бюджетов, а также собственных средств компании — должно быть выделено 27 миллиардов рублей на экологическое и социальное улучшение обстановки в Норильске.

Начальник управления информационной политики Игорь Астапов, комментируя нашей газете тему государственной поддержки заполярных города и комбината, сказал, что объявленное Владимиром Путиным намерение помочь Норильску — не разовое мероприятие, а долгосрочная государственная программа, декларированная правительством еще весной 2005 года.

Остается надеяться на то, что деньги для экологии и социалки соберут в полном объеме. Тогда остается один вопрос — почему “Норильский никель” уже много лет загрязняет атмосферу, и все претензии к нему игнорировались? Да потому, что он всегда был огромной силой экономики страны, производя три процента валового национального продукта. Это гигантская цифра.

Ну, а исторически — в этом можно обвинить и советских строителей комбината, дым от которого долетал даже до Канады… Затем, как известно, на залоговом аукционе 1995 года предприятие было куплено, по сути, за гроши (170 миллионов долларов) хозяином банка “ОНЭКСИМ” Владимиром Потаниным, кто и сегодня считается хозяином металлургического колосса. Однако сейчас любая критика в адрес комбината из-за скверной экологии считается “черным пиаром” со стороны Олега Дерипаски, как считают, не забывшего обиду знакового собрания акционеров.

Действительно, о плохой экологии в Норильске сегодня пишут и говорят многое. Однако меньше слышно о том, что менеджмент норильчан всегда больше заботился о социальной сфере, чем это делали на заводах “Русского алюминия”. Ни для кого не секрет, что около восьми лет назад Дерипаска сократил 7 000 работников пяти сибирских комбинатов ради того, чтобы уменьшить себестоимость тонны алюминия, на которую, естественно, влиял фонд заработной платы. Выведенные за ворота предприятий алюминщики пошли работать в так называемые “сервисные центры”, косвенно принадлежащие Дерипаске, но формально не работающие на алюминиевых заводах. Было сокращено немало и социальных программ.

Быть может, именно этот стиль руководства и породил конфликт на собрании? Тогда в конфликте и впрямь правды не найти — одни ратуют за экологию, другие за социальную сферу. Не напрасно, видимо, Путин отказался “назначить виновного”, предоставив Дерипаске и Потанину самим исправить ошибки.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА