Общество
Нужен ихтиопатолог. Представители редких специальностей в Красноярске рассказали о своей работе
Мы разыскали профи, обладающих уникальными знаниями, и спросили, почему они выбрали именно эти направления и в каких сферах нашли себя.
Если есть права на вождение маломерного судна и вы готовы к вахте, то можно рассчитывать на зарплату от 270 000 рублей и жилье за счёт работодателя. Такие условия предлагают будущему капитану аэролодки. Ему предстоит управлять судном, контролировать его состояние, а также обеспечивать безопасность пассажиров.
Это одно из необычных предложений о работе, которые вошли в подборку онлайн-сервиса hh.ru. Эксперты проанализировали самые интересные вакансии, которые открыты в октябре в Красноярском крае.
Ищут синоптика
Так, в музыкальный коллектив ищут валторниста. Вакансия открыта в симфоническом оркестре. Соискателю необходимо иметь высшее музыкальное образование и пройти творческий конкурс. Работодатель предлагает конкурентную зарплату, а иногороднему сотруднику компенсируют транспортные расходы по переезду и частично возместят расходы на аренду жилья.
Также в Красноярске ищут синоптика. В его обязанности будет входить анализ метеорологической и спутниковой информации, составление прогнозов погоды и предупреждение об угрозе возникновения опасных явлений. Подходящий кандидат должен иметь высшее образование по специальности и уметь пользоваться профессиональным программным обеспечением.
Есть для красноярцев вакансии археолога, продавца-клавишника, ихтиопатолога и другие предложения, где своя узкая специфика. Редкая специальность — ключ к успешной карьере и гарантия интересной работы или опыт, трудоустроиться с которым огромная удача? Что эффективнее — быть универсалом или сосредоточиться на чём-то конкретном, углубляясь и развиваясь?
Мы разыскали профи, обладающих уникальными знаниями, и спросили, почему они выбрали именно эти направления и в каких сферах нашли себя.
Китайский выбрала случайно
Примеров того, как достаточно редкая специальность может сделать человека востребованным, немало.
Надежда Бахтигозина — преподаватель китайского языка, университет она окончила в 2010 году. Тогда её специальность была ещё редкой.
— Китайский я выбрала случайно, в школе интересовалась английским, хотела стать переводчиком или учителем, — рассказывает девушка. — Но когда подавала документы в приёмную комиссию, мне предложили китайский язык. Решила попробовать, хотя даже не представляла, что меня ждёт и где буду работать. И вот с 2011 года преподаю его детям.Когда Надежда окончила вуз, китайский ещё не был так популярен и востребован. Девушка живёт в Саяногорске, и казалось, что трудоустроиться по специальности будет сложно.— Работу я нашла сразу, стала первым преподавателем китайского в языковом центре, — говорит Надежда. — Рада, что, познакомившись со мной, очень много детей решили изучать именно этот язык. Знаю, что некоторые из моих одногруппников продолжили обучение в Китае и сейчас работают переводчиками.
Сегодня человеку со знанием языков можно легко работать в онлайне, обучая людей из других городов, переводя тексты. Но даже в небольших городах можно найти предложения для лингвистов, от которых требуется личное присутствие на встречах, мероприятиях, переговорах. Партнёрские связи расширяются, и сотрудничество с Азией крепнет.
— Переводчики со знанием китайского периодически требуются на крупные предприятия, работающие в нашем регионе, — говорит девушка. — У меня есть опыт сотрудничества с иностранными компаниями, которые вели бизнес с Россией. В этом году мы с мужем отдыхали на Байкале и там познакомились с китайскими туристами. Выяснилось, что не хватает переводчиков, мне предлагали переехать и встречать группы гостей на Ольхоне. В целом в нашей стране сейчас много специалистов со знанием этого языка, но в моём городе — пока нет.
Воссоздать облик
Знакомясь с людьми не по работе, а в обычной жизни, Алексей Пяткин о своей профессии рассказывает кратко. Представляется просто сотрудником полиции. Так и есть, он сотрудник экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Красноярскому краю. Вот только направление его работы можно действительно назвать уникальным. Он восстанавливает облик человека по останкам — костям черепа. Для обывателя звучит жутковато, но именно такие специалисты помогают установить личность людей. С помощью определённых измерений, анализа они графически воссоздают внешность человека и соотносят её с фотографиями тех, кто находится в розыске.
Первое образование у Алексея медицинское. Некоторое время он проработал на скорой. Потом, после службы в армии — тоже на медицинской специальности — поступил в органы внутренних дел. Здесь и освоил новое для себя направление.
— В моей сфере медицинское образование необходимо, — говорит Алексей Пяткин. — Также мои знания будут полезны в археологии. Например, можно воссоздать внешность людей, которые жили на территории нынешнего Красноярска несколько веков назад.
У каждого свой запах
Не менее уникальная специальность у коллеги Алексея Пяткина — Натальи Коршуновой. Она занимается ольфакторной экспертизой. В двух словах объяснить сложно. Суть в том, что это процесс, когда собаки по запаху с мест преступления и вещдоков определяют подозреваемого. По степени точности этот научно подтверждённый метод превосходит даже ДНК-анализ.
Процесс сложен технически, основан он на том, что запах каждого человека индивидуален и в мире нет двух людей, пахнущих одинаково. Но уловить различия могут собаки. Они главные помощники сотрудников лаборатории. Животные, работающие на этом направлении, обучены только на определение запахов.
Сначала на месте преступления изымаются предметы, с которыми мог контактировать злоумышленник. Например, оставленный фрагмент одежды. Далее в лабораторных условиях из него извлекают запах. Для этого существует целая технология, в результате всей цепочки действий запах остаётся на специальной стерильной салфетке. Её можно законсервировать для длительного хранения — до десяти лет. При проведении экспертизы собаке сначала дают образец с биологическими следами подозреваемого, а затем представляют животному десять банок, в одну из которых помещена эталонная проба. Обойдя их, собака подаёт сигнал — садится или ложится.
— Для точности исследование проводят двадцать раз — меняют банки местами, меняют собак, — рассказывает Наталья Коршунова. — Если каждый раз животные указывают на один и тот же образец — это говорит о высокой вероятности того, что запах принадлежит подозреваемому.
Красноярские полицейские для такой работы используют собак разных пород, но преимущественно охотничьих: такс, спаниелей, шелти.
Воспитанием и дрессурой четвероногих профи занимаются кинологи. Сотрудники ольфакторной лаборатории извлекают и хранят запахи, делают заключения по итогам исследований.
По первому образованию Наталья Коршунова — биолог, она выпускница Красноярского государственного университета. После поступления на службу в органы внутренних дел прошла обучение, получив допуск на проведение нескольких видов экспертиз. Для каждой существует своя учебная программа.
— Ольфакторная экспертиза — очень специфическое направление, — говорит Наталья. — Кроме нашей, я не знаю больше сфер, где бы она использовалась. Но специалисты, к примеру, могут быть педагогами в профильных вузах.
Погружение в прошлое
Сейчас в работе у Виктора Нециевского части горки — предмета мебели, принадлежавшей когда-то купцу Кузнецову. Шкаф полностью разобран, и предстоит кропотливый процесс восстановления. Нужно заново проклеить и укрепить элементы, почистить поверхности. Виктор Львович — представитель редкой профессии реставратора. Уже много лет работает художником в Красноярском краеведческом музее. Он выпускник художественного училища им. В. И. Сурикова. Во время подготовки экспозиции для музея, постепенно погружался и увлёкся искусством восстановления предметов. Чуть позже получил аттестацию, экспертное подтверждение своих знаний и умений как реставратор. У этих специалистов есть свои, более узкие направления. Кто-то занимается восстановлением живописи и икон, кто-то — оружия или украшений, кто-то — тканей и ковров. Виктору Львовичу интересны дерево, стекло, металл, фарфор. Мастеру удаётся вернуть к жизни и мебель, и зеркало, и сабли, и многие другие экспонаты музея. Труд реставратора — это постоянное изучение истории, способов производства предметов, свойств разных материалов. Иногда восстановление одного элемента требует большого объёма знаний — кем, где, когда и как был изготовлен предмет, кто мог быть его владельцем. Всё это специалист ищет в профессиональной литературе, интернете, у коллег из других городов.
Реставраторы работают в музеях, государственных и частных мастерских, сотрудничают с образовательными и культурными организациями. Их нередко приглашают на разные проекты в другие города. Иногда к реставраторам обращаются с частными просьбами. Например, восстановить мебель, доставшуюся по наследству. О тонкостях работы реставратора Виктора Нециевского мы расскажем в ближайших номерах «Городских новостей».
В тему
В информационном центре «Городские новости» тоже есть сотрудники достаточно редкой сегодня специальности — ответственный секретарь. Также это должность может называться бильд-редактор или технический редактор. Раньше «ответсек» обязательно был в каждой редакции. Его основная обязанность — контроль и координация работы сотрудников, участвующих в выпуске издания. Планирование номеров и разработка редакционных проектов, дизайн и вёрстка газетных полос, дизайн и размещение рекламных материалов, подбор иллюстраций и постановка задач фотографам. Эти и другие вопросы — в компетенции ответственного секретаря. Отдельных учебных курсов для таких специалистов нет. Знания и опыт в основном получают из практической работы журналистом, верстальщиком, дизайнером.