Новости

“Мост искусств”

“Мост искусств”

творческий отчет по итогам экспедиции

…Все началось с того, что мой “дуст”(друг — по фарси) Сергей Форостоский предложил поучаствовать в международной выставке под названием “Закрытые территории — открытые пространства” в Музейно-выставочном центре Железногорска, которая с успехом прошла 15 июля. Затем по проекту “Мост — искусств” группа в составе 13 художников отправилась в Тыву для проведения международного художественного пленэра. Я отправился с ними. В Абакане к нашей группе присоединились четверо художников из Хакассии. Семья Кобыльцовых: Александр, директор Абаканской детской художественной школы, его жена Надежда, преподаватель вышеназванной школы, их сын Степан, молодой, подающий надежды художник, и Марат Бурноков, завуч той же школы.

После мастер-класса, данного красноярскими и немецкими художниками ученикам школы, экспедиция погрузилась в пазик и взяла курс на Кызыл, где нас уже ждали художники из Тувинского отделения Союза художников России.

Мы побывали в Доме художников на открытии выставки тувинских художников. Состоялся там и мастер-класс “Мост искусств”. Посетили мы и национальный музей Тывы им. Алдан-Маадыр. Там хранятся уникальные экспонаты: оригинал первого тувинского букваря; осколок метеорита, найденный на реке Ченге; коллекция древних шаманских атрибутов. Познакомились мы и с большой коллекцией культовых предметов из Верхнечаданского хурээ, переданной в музей последним монахом в 1956 году, увидели золотые пластины, бронзовую бляху, украшения, погребальную колоду из кургана Аржаан, макет кургана Аржаан, изготовленный из лиственницы, вынутой из самого кургана. В экспозициях в настоящее время выставлено лишь восемь процентов коллекции.

Фонды музея можно разделить на несколько наиболее значительных в качественном и количественном отношении коллекций, а лучше сказать, музейных собраний: археологическое, этнографическое, фотонегативы, декоративно-прикладное искусство, живопись и графика, документально-письменные источники, естественно-научные материалы. В свою очередь они подразделяются на ряд тематических коллекций. Так, в фотонегативах можно выделить “золотую коллекцию” фотонегативов первого директора тувинского музея В. П. Ермолаева, относящуюся к началу XX века (четыре тысячи единиц).

В декоративно-прикладных предметах по своей искусствоведческой значимости выделяется коллекция традиционных скульптур малой пластики из агальматолита, серпентинита и дерева, выполненных тувинскими резчиками, а также народно-прикладное искусство (мужские и женские украшения конца XIX и начала ХХ века). Среди уникальных коллекций также выделяются: скифо-звериный стиль (археологические материалы III—VIII веков до н. э.); коллекция этнографических предметов (тувинская юрта, одежда, утварь); ламаистские культовые атрибуты (XVIII—XIX века); атрибуты тувинского шаманизма.

Живопись и графика представлены также в основном работами тувинских художников. Здесь нужно выделить по своей значимости коллекцию графики Нади Рушевой.

Выехав на местность, свои первые этюды наша “творческая команда” стала писать на священной горе “Догээ, откуда открывается потрясающий вид на Енисей и за далее — на Кызыл. Затем мы выехали на аржаан “Кундустуг”(бобры).Там нам довелось видеть камлание шамана. Нас попросили не снимать на камеры и отойти на приличное в подобных случаях расстояние и не двусмысленно намекнули: отойдите, если не хотите навлечь на себя неприятностей. Неприятностей нам не хотелось. Тем более жара начинала спадать и мы, взяв кто этюдник, кто фото-камеру, поспешили навстречу музе.

Наутро экспедиция свернула “полевой лагерь” — мы направили “стопы” на озеро Святиково, или на Тувинский (Дус-Холь) — озеро, обладающее целебными свойствами, которое по солености и целебным свойствам сродни Мертвому морю (Израиль). Не знаю, как насчет целебных свойств, но на меня озеро Святиково произвело отталкивающие впечатление (горы мусора, отсутствие уборных мест и все друг у друга на головах)… в общем одна ложка дегтя на бочку меда. Переночевав на Святиково, за завтраком мы приняли решение удрать на озеро Чагытай. Сборы были недолгими.

Озеро Чагытай — самое глубокое и большое пресное озеро Тувинской котловины. Находится у подножья северного склона хребта Танну-Ола на высоте более километра над уровнем моря, глубина 17 метров. От него до границы с Монголией меньше 100 километров. Наши художники похватали этюдники, и мы только их и видели. Я остался варить им кашу и сделал несколько снимков. На рассвете искупался в озере, надел фотокамеру и ушел на сопку встречать рассвет.

Утром я тепло попрощался с братьями-художниками и повернул на север, к Красноярску, где у клуба через три дня начинается новый проект “Отрытый мир” и мне предстояло встречать в Красноярске гостей слета. До свидания, Тыва, я к тебе еще вернусь!

Немного из истории. Освоение территории Тывы началось в каменном веке более 20 тысяч лет назад. В разное время здесь жили скифские племена, гунны, многочисленные тюркские племена, уйгуры, кыргызы. В I тыс. н. э. происходило становление тувинской национальности. На протяжении II тыс. н. э. тувинская земля входила в состав государственных образований чингизидов, джунгаров и маньчжуров. С VI века до середины IX века территория Тывы входила в состав Тюркского, Уйгурского и Киргизского каганатов, а с начала XIII и до конца ХIV века была завоевана монголо-татарами и оставалась под властью Чингисхана. Последующие два века имела относительную самостоятельность, но с конца XVI века попала под власть северо-монгольских государств.

Андрей СУВОРОВ,

руководитель туристского клуба для инвалидов “Край света”

www.kraisveta.com___


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА