Проспект культуры

В Красноярске работает выставка памяти певца Дмитрия Хворостовского

Музейщики предложили по-новому взглянуть на жизнь знаменитого певца

В Красноярске работает выставка памяти певца Дмитрия Хворостовского
Его называли белым сибирским тигром...

Михаил Шуклин

Искреннее удивление. Огромная гордость. Понимание большой утраты... Трудно сказать, что больше ощущаешь сегодня в музее-усадьбе Юдина, когда знакомишься с экспозицией «Голос, покоривший мир» (12+). Здесь каждый посетитель как будто проходит вместе с певцом его жизненный путь: от рождения до восхождения на высшую ступень музыкального Олимпа.

Первая выставка с таким названием состоялась вскоре после преждевременного ухода Дмитрия Хворостовского. Она, в соответствии с моментом, была официально-сдержанной. Нынешняя экспозиция — совсем другая. Она и яркая, и одновременно очень тёплая. И позволяет по-новому увидеть личность звезды мирового оперного искусства. Экспонаты расположены в пяти залах, в каждом — своя тема. Первый посвящён семье Дмитрия Хворостовского и его детским годам. Сразу бросается в глаза оформление. Фотографии и цитаты (белые на чёрном фоне) расположены на узких вертикальных прямоугольниках, которые что-то очень напоминают. И хочется непременно понять, что именно, как будто без этого понимания ты упустишь некий важный момент. Помогла Яна Стародубцева, заведующая экспозиционным отделом, объяснила: эти вертикальные полоски — имитация фортепьянных клавиш. И всё встало на свои места. Ведь жизнь Хворостовского с самых ранних лет была связана с музыкой.

Зал, посвящённый гастролям по всему миру.
Зал, посвящённый гастролям по всему миру.

Фотографии родителей, их институтские дипломы, грамоты за участие в самодеятельности... И слова самого Дмитрия Хворостовского: «Своим рождением на свет я обязан маме, а творческой судьбой — папе. Он беззаветно любит музыку, прекрасно разбирается в ней, отлично играет на рояле, великолепно поёт, хотя и не стал профессионалом. То, что мне удалось реализовать себя на сцене, в какой-то мере осуществление его мечты». «Когда они познакомились, мама училась в медицинском институте Красноярска, а папа там же, но в технологическом. Первая их встреча случилась на каком-то межвузовском вечере, где отец играл на рояле, а мама пела».

Костюм будёновца

Здесь же отдельный стенд, посвящённый бабушке Дмитрия, Марии Максимовой (урождённой — Вебер), которая сыграла огромную роль в становлении внука. Родители много работали, поэтому именно она в основном и воспитывала мальчика. Мария Николаевна была швеёй. И когда сидела за машинкой, всегда пела. Первые песни военной поры ребёнок услышал как раз от неё. То есть классика шла от папы, а романтика — от бабушки. Сохранилась очень трогательная фотография (она есть на стенде): самое, наверное, первое выступление будущей звезды — на стульчике. И редкий снимок, который наверняка мало кому из красноярцев знаком: школьник Хворостовский на картошке. Как все нормальные советские учащиеся.

Папа и мама артиста.
Папа и мама артиста.

А ещё посетители выставки могут увидеть новогодний костюм маленького Димы, сшитый бабушкой. Это форма будёновца, сделанная, что называется, один в один. Не знаем, как реагируют на этот костюм нынешние дети, но в 60-х годах прошлого столетия (напомним, что Дмитрий Хворостовский родился в 1962 году) тема гражданской войны была очень актуальна. Вспомните хотя бы знаменитый фильм Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители».

Кстати, на этом же стенде выставлены... очки. Несколько пар. Почему? В одном из интервью Дмитрий Хворостовский рассказал: «Не забуду первый день в школе. По случаю торжества бабушка нарядила меня как именинника, даже раздобыла где-то форменный пиджак с фуражкой и в таком виде отправила на уроки. А я тогда только-только начал носить очки, выписанные окулистом из-за катастрофически слабого зрения. Не успел зайти в класс, как кто-то из пацанов обозвал меня четырёхглазым — и моментально получил по рогам. Тут же началась потасовка, плачевно закончившаяся для моей экипировки. Пиджак и фуражка были разодраны в клочья. В итоге меня насильно усадили за первую парту, откуда можно было хотя бы что-то различать на доске, но я принципиально отказался там сидеть и перебрался на «камчатку», откуда не видел ничего, поскольку очки тоже категорически отверг. В общем, моё детство запросто могло пройти в сплошных мучениях и боях. Притом что я человек по натуре мирный и отнюдь не воинственный. К счастью, в семь лет меня отвели в музыкальную школу, и это стало настоящим спасением».

Битва титанов

Второй зал посвящён как раз учёбе. Будущий большой артист прошёл в своё время все ступени музыкального образования. Школа, училище, институт...

С тенором Лучано Паваротти.
С тенором Лучано Паваротти.

Дмитрий Хворостовский признавался, что в подростковом возрасте родители хлебнули с ним прилично. Из пай-мальчика годам к пятнадцати он превратился в своенравного и упрямого подростка. Пару лет пел в рок-группе, даже недолго подрабатывал в ресторане, чем приводил в ужас отца, тщетно взывавшего к разуму и чувствам сына. В какой-то момент он заявил родителям, что устал от их опеки и уезжает на БАМ. Тогда отец взял его за руку и отвел на дирижёрско-хоровое отделение Красноярского педучилища, куда брали (цитата) — «всех, кто в штанах». Там исторически было мало мальчиков… Раз поступил, надо учиться. На занятиях студенты часто и подолгу занимались вокалом, каждый день по два-три часа пели в хоре, и буквально через несколько месяцев Хворостовский заболел классическим пением.

Этот период отражён в фотографиях, выставленных в «учебном» зале. Дима — вожатый на педпрактике в пионерском лагере. С педагогом Галиной Астаниной, которая первая распознала талант ученика. Со знаменитой Екатериной Иофель, преподавателем института искусств, научившей певца всегда «держать фасон» и, собственно, сделавшая из него большого артиста.

Грамоты, дипломы... Написанная от руки творческая автобиография Хворостовского — для конкурса в Баку в 1987 году. Афиши. Свидетельства участия певца во многих международных конкурсах.

Самым главным был телеконкурс ВВС «Певец мира» в главном городе Уэльса — Кардиффе. Хворостовский признавался, что не особенно хотел туда ехать, склонялся к Барселоне, где призовой фонд для лауреатов (что уж там скрывать) был повыше. Но тут вмешалась Ирина Архипова, которая заприметила артиста ещё в столице Азербайджана. Перед Кардиффом она сказала: «Дима, надо! Это телевизионный конкурс, ВВС покажет его в прямом эфире по всему миру. Ты комплексный певец, никого другого от России отправить туда не могу. Даже не раздумывай». Дмитрий взял под козырёк и поехал.

Многочисленные награды артиста.
Многочисленные награды артиста.

Этому конкурсу на выставке посвящено отдельное место. На афише — портреты пяти финалистов. Среди них Брин Терфель, сегодня — оперная звезда первой величины. У него была фантастическая поддержка публики: Брин — валлиец, местный. При одном его появлении на сцене начинались бешеные овации. Но окончательное решение зависело не от зрителей, а от жюри. В пользу сибиряка сработал и репертуар (Чайковский и Верди), и то, что Хворостовский хорошо выглядел в кадре, внешне выигрывал на фоне пухлого Брина.

Журналист британского цифрового радио Classic FM позже отмечал, что финал соревнования представлял собой «титаническую битву двух баритонов: Брина Терфеля и Дмитрия Хворостовского». А в газете Guardian о победе русского артиста писали: «Пришёл, спел, победил».

Земля на ладони

В третьем зале представлена профессиональная работа певца в Красноярском театре оперы и балета. Сюда он попал ещё студентом и солировал почти во всех крупных спектаклях: «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Травиата», «Фауст», «Паяцы». На стендах — программки, удостоверения филармонии, выписки из приказов, диски, футболки, сценические костюмы, рекламные открытки. Есть даже забавный шарж.А четвёртый зал рассказывает о концертной деятельности Дмитрия Хворостовского. О масштабном проекте «Песни военных лет». С этой программой Хворостовский потом гастролировал по всей стране. Затем появился сольный концерт «К России с любовью». В нём военные песни дополнили произведения русских композиторов.

В 2006 году Дмитрий Хворостовский организовал серию концертов «Хворостовский и друзья». Артист пригласил на них своих коллег, с которыми выступал на лучших оперных сценах, но чьи имена мало знакомы российской публике. На первом концерте Хворостовский спел в дуэте с американкой Рене Флеминг. Через два года певец пригласил кореянку Суми Чо. В разные годы в концертах участвовали немец Йонас Кауфман, итальянец Марчелло Джордани, американец Чарльз Кастроново.В 2013 году Дмитрий Хворостовский собрал на одной сцене сразу несколько оперных звёзд: Барбару Фриттоли, Рамона Варгаса, Аскара и Ильдара Абдразаковых. Выступление исполнитель приурочил к своему 50-летию.Посетители могут увидеть снимки, где наш земляк запечатлён с принцессой Дианой, Георгием Свиридовым, Лучано Паворотти, а также гастрольные графики с пометками самого Хворостовского: «Ужасная модерновая постановка», «Болели ноги»...

В пятом зале в режиме нон-стоп крутятся фотографии, сцены из опер — возникает ощущение прямого общения с выдающимся баритоном современности. Здесь же — главные награды, полученные певцом. Хрустальная ваза, гран-при конкурса «Лучший певец мира», прекрасно выполненные в разных стилях статуэтки. И очень символичный приз — земной шар на человеческой ладони. Дмитрий Хворостовский на самом деле держал в своих руках всю планету.

Акцент

Известность Хворостовского позволила ему исполнять не только популярные оперные арии, но и забытый, малоизвестный русский репертуар. На европейских сценах он пел романсы и народные песни. Среди них — «Я встретил вас», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Я вас любил…», «Очи чёрные», «Барыня», «Ах ты, душечка».

Нюанс

Особое место в творчестве артиста занимала музыка Георгия Свиридова. Именно вокальную поэму великого композитора «Отчалившая Русь» мастер сцены записал перед смертью. С этого произведения, только в первой редакции, началось когда-то сотрудничество двух гениев. Позднее диск посмертно был выдвинут на премию «Грэмми» в номинации «Лучший сольный альбом в классической музыке».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА