Новости

За тариф ответит регион

За тариф ответит регион

Коммунальные услуги вписали в вертикаль

Полномочия по установлению нормативов потребления услуг ЖКХ и регулированию тарифов на коммунальные услуги теперь полностью находятся в ведении субъектов региона. Поправки в Жилищный кодекс уже подписаны главой государства Дмитрием Медведевым. По мнению федеральных властей, передача функций от муниципалитета регионам мера вынужденная. Практика определения тарифов на местном уровне “себя не оправдала”.

С проблемой заметного роста тарифов за услуги ЖКХ прошедшей зимой столкнулись многие россияне. По данным Росстата, в январе, на который традиционно приходится подорожание жилищно-коммунальных услуг, в среднем по России они прибавили в цене 15,08 процента. Ровно такой же показатель зафиксирован в Башкирии. Темп роста тарифов ЖКХ выше среднероссийского наблюдался в первом месяце 2010 года в восьми субъектах России, максимальным он оказался в Чечне — 35,65 процента. Следом расположились Москва, где жилищно-коммунальные услуги подорожали в январе на 19,21 процента, Свердловская и Новгородская области, Северная Осетия, Челябинская область, Бурятия, Архангельская область.

В начале марта этого года правительство выступило с инициативой передать полномочия по установлению тарифов региональным властям. К концу июля президент Дмитрий Медведев подписал соответствующие поправки к закону о сдерживании роста тарифов ЖКХ.

— Надеюсь, что перенос решений подобного рода на более высокий, региональный уровень позволит избежать перекосов, с которыми мы столкнулись с начала этого года, — сказал премьер-министра Владимир Путин на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на прошлой неделе. — Рассчитываем, что в будущем году нам не придется в “ручном режиме” разбираться с местными властями, которые совершают такие ошибки.

Глава правительства также подчеркнул, что главная установка для власти в 2011 году — поддержать более активное восстановление экономики, снизить финансовую нагрузку на граждан страны и бизнес. “Мы продолжим сдерживать тарифы в 2011 году, — отметил Владимир Владимирович. — И в среднем это должна быть более жесткая политика, чем в 2010-м”.

— Прежде всего данное нововведение актуально для сельских территорий, — прокомментировал принятый законопроект “Городским новостям” депутат Государственной думы Виктор Зубарев. — Это приведет к более справедливому определению цен за услуги. В больших городах, таких, как Красноярск, Ачинск, ситуация стабильная, перекосы в тарифообразовании свойственны для малых поселений. Субъекту федерации проще обозначать ресурсы для отрасли в целом. Да, на местах виднее, что надо сделать для модернизации сетей и коммуникаций, но практика показала, что в силу политических или личностных соображений муниципалитеты либо занижают стоимость услуг ЖКХ, это происходит как правило, накануне выборных компаний, либо завышают. Население должно платить столько, сколько услуга реально стоит, и платить за реально потребленный объем ресурсов. Здесь речь идет о необходимости установки приборов учета. Отрасль ЖКХ сегодня нуждается в реформировании, состояние коммуникаций ветхое. Занижение цен за жилищно-коммунальные услуги опасно, ведь вырученные деньги идут на инвестиционные программы.

Другой аспект обоснованности передачи полномочий по формированию тарифов регионам отмечает руководитель секции ЖКХ межрегиональной организации предпринимателей “Сибирь без границ” Виктор Островский.

— Система сегодня построена так, что в отрасли ЖКХ много различных дотаций и льгот, а деньги на эти цели выделяет субъект и федерация, — поясняет Виктор Станиславович. — Так или иначе, муниципалитет всегда идет за помощью к региональным властям. При наличии единой системы установления тарифов на территории всего субъекта такого рода проблем не возникнет: изменение цен пойдет в соответствии с объективной реальностью, а не основываясь на каких-то стремлениях местных властей. Главное, чтобы было экономическое обоснование.

Специалисты отмечает: когда право регулирования нормативов принадлежало муниципалитетам, во многих регионах фиксировался весьма серьезный разброс цифр, особенно в сельских районах. Например, разница в нормативах потребления холодной воды в домах одного типа, но в двух районах края могла отличаться почти в два раза. Когда право регулировать нормативы и тарифы перейдет к органам власти субъектов РФ, система будет унифицирована. Установится, к примеру, средний уровень роста цен для региона, допустим 20 процентов. В каком-то районе и муниципалитете он будет меньше этого значения, в каком-то больше, но в целом по региону повышение составит 20 процентов. Безусловно, в некоторых районах произойдет некоторое увеличение платежей, однако все они будут в рамках предельных индексов, установленных на уровне, который рекомендован федеральным центром.

Кстати, переход полномочий по установлению тарифов от муниципалитета регионам начался не сегодня. В субъектах федерации уже несколько лет работают региональные энергетические комиссии, которые устанавливают правила игры на рынке электрической и тепловой энергии.

— В полномочия региональных властей входит установление предельных индексов возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, — говорит Татьяна Казанова, депутат Красноярского городского Совета. — Поэтому логично, что функции тарифообразования в области ЖКХ полностью перешли в ведение края. Да, до июля 2010-го город устанавливал нормативы потребления коммунальных услуг, а также тарифы на водоснабжение, водоотведение и утилизацию твердых бытовых отходов. Однако предельные индексы определяются региональной властью, и вполне логично передать им новые полномочия.

Как нам удалось выяснить, на данный момент специалисты краевой администрации активно занимаются проработкой полномочий по установлению нормативов потребления услуг ЖКХ и тарифов на коммунальные услуги. Для изучения этого вопроса в краевом министерстве жилищно-коммунального хозяйства создана специальная рабочая группа.

Специалисты Красноярского жилищно-коммунального комплекса (предприятие занимается отпуском питьевой воды и приемом-сбросом сточных вод) говорят, что с передачей полномочий по установлению тарифов из города в край в их работе ничего не измениться.

— По факту мы уже давно живем по схеме, когда тарифообразованием занимается региональная власть, — констатирует Татьяна Лукина, пресс-секретарь ООО “КрасКом”. — С тех пор как появилась федеральная служба по тарифам и были введены предельные индексы роста цен на услуги ЖКХ, роль муниципалитета в формирования тарифов осталась чисто символической. Федерация направляла в регион рекомендации, краевые власти просчитывали, что, допустим, при росте тарифов на 20 процентов регион получит из федеральной казны столько-то дотаций. И тут министерство ЖКХ начинало работать с районами края — кто сколько денег просит, кто какие тарифы предлагает, какие есть реальные потребности, проблемы. Специалисты все эти данные обрабатывали и давали свои рекомендации. Как правило, муниципалитеты с ними соглашались. При наличии жестких контролирующих органов повысить тарифы выше предельных индексов просто невозможно. Последнее время на наши услуги устанавливается тариф в 30—40 процентов ниже разрешенных предельных индексов.

Немаловажно заметить, что в поправках, подписанных президентом Дмитрием Медведевым, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вносятся изменения в части об административной ответственности за непредставление сведений или представление заведомо недостоверной информации в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов. А это еще одно свидетельство того, что власть активно занялась тарифной проблемой, встраивая ее в жесткую вертикаль.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА