Наука и образование

«Здесь нельзя работать строго по часам». Педагог Иван Трофимович — о профессии и задачах образования

Об Иване Трофимовиче попросили рассказать наши читатели.

«Здесь нельзя работать строго по часам». Педагог Иван Трофимович — о профессии и задачах образования
Учитель Иван Трофимович.

Михаил Шуклин

«Ответственный человек, замечательный историк, он с уважением относится к ветеранам педагогического труда — учителям, которые много лет работали в нашей школе». Об Иване Трофимовиче, заместителе директора по учебно-воспитательной работе школы № 93, попросили рассказать наши читатели. «Сегодня не так много мужчин выбирают профессию учителя, приходят в образование и остаются в этой сфере», — отмечают они.Мы встретились с Иваном Александровичем, поговорили о миссии современной школы, профессиональном призвании, достижениях учеников и педагогов.

— Иван Александрович, знаем, что вы не единственный педагог в семье. На ваш выбор профессии оказали влияние родные?

— Действительно, у нас педагогическая семья. Моя бабушка — учитель математики, много лет она отработала в нашем Свердловском районе. Я не был её учеником. Но вы же понимаете: такая бабушка является системообразующей в семье.

Мою маму бабушка в педагогику не пустила. Сказала: «Только через мой труп». Поэтому мама получила техническое образование, учителем не стала, о чём потом жалела. Она хотела работать в школе. Сестра бабушки — учитель физики, а мой прадедушка преподавал в начальных классах. У нас с женой, кстати она тоже педагог, работает учителем музыки, есть традиция. Пятого октября мы ходим поздравлять бабушку с нашим общим профессиональным праздником. Как раз в этом октябре вместе вспоминали, сколько в семье педагогов.

— Почему для изучения выбрали историю?

— История мне всегда нравилась как предмет. Плюс у меня был замечательный учитель, мой наставник Елена Ивановна Богуславская. Её уроки оказали огромное влияние.

С детства я любил и до сих пор люблю рок-музыку. Когда учился в школе, думал, что буду либо музыкантом, либо учителем. Одно из воспоминаний: у меня был «Справочник школьника», я составлял по нему учебный план для себя.

— То есть вы были прилежным учеником?

— Разным. У меня были и тройки, и пятёрки. Мне нравились литература, история, английский язык. По ним я легко и с удовольствием зарабатывал отличные оценки.

— Помните свои впечатления, когда пришли работать в школу? Насколько ожидания совпали с реальностью?

— Это были замечательные впечатления. Сначала я окончил педагогический колледж, раньше там было отделении истории. Со второго курса у нас начиналась практика, мы вели уроки. Сразу стало понятно: это моё. Мне нравится учить, нравится взаимодействовать с людьми. И это первое впечатление практики с годами не испортилось.

— Вы сразу пришли в эту школу?

— Нет, оказалось, что в близлежащих учреждениях Свердловского района на тот момент учитель истории не требовался. И я устроился работать в первую березовскую школу. Это были прекрасные годы.

— Несмотря на расстояние?

— На выбор места работы оказывают влияние мотивационные факторы, а также гигиенические. Речь идёт о гигиене труда: близости к дому, большей зарплате, меньшей нагрузке… Для меня всегда важнее внутренняя мотивация. Некоторое время я ездил в Березовку из Октябрьского района. Месяц утром и вечером в автобусе — прочитанная монография или художественное произведение.

Потом была работа в гимназии № 5, школе № 76. Когда Екатерина Владимировна Чубченко стала директором школы № 93, она пригласила меня в свою команду. Вместе работаем здесь с 2017 года.

— Вы пришли на должность заместителя директора? Что вам больше нравится — преподавать или управлять?

— Да, я стал заместителем директора. Управление и преподавание — разные вещи, которые мы всегда комбинируем. У меня есть суббота, день для души. Провожу уроки, занятия в студии гитары — здесь же, в школе.

— На ваш взгляд, почему мужчины не идут в школу, учитель преимущественно женская профессия?

— Не совсем так. В нашей школе работают мужчины. Например, Егор Александрович Гуторов — молодой психолог, второй год с нами. Сергей Николаевич Кравчук — учитель технологии и ОБЖ, Виктор Валерьевич Крюков и Вадим Дмитриевич Шварц — учителя физической культуры, Никита Валерьевич Демьянович — заместитель директора.

— Всё равно, не так много в процентном соотношении.

— Возможно, это связано со сложностями коммуникации. Поясню. Учителю нужно постоянно общаться с людьми. Если мужчина привык быть прямым, жёстким, учитывать только своё мнение, ему сложно быть педагогом. Эта работа подразумевает партнёрские отношения. Конечно, можно быть ментором, авторитарным педагогом, но сегодня это не срабатывает. Тогда дети тебя не понимают.

— Как нужно вести себя, чтобы понимали?

— К маленькому человеку нужно относиться как к человеку, как к личности. Это не значит, что ты должен забывать, что это ребёнок. Вместе с этим необходимо помнить, что у него есть потребности, жизненные цели, определённая учебная мотивация. Нужно понимать целевые установки личности обучающегося. Да, это трудозатратно. Гораздо легче прийти и в начале урока грозно крикнуть: «Тихо! Сели!» Но о каком развитии тогда может идти речь, если мы не знаем друг друга? Настоящий наставник должен понимать, что в данный момент интересует человека, какие у него есть сложности.

— В этом плюс таких небольших школ, как ваша. Наверное, у вас все знают друг друга?

— Да, это так. Сейчас у нас 914 учеников. Правда, когда мы пришли в 2017 году, их было 500. Повлияли несколько факторов. Демографический процесс, возведение домов в новом жилом районе «Южный берег». Кроме того, к нам переходит достаточно много ребят из соседних школ. Миссия нашего учреждения: внимание каждому участнику образовательного процесса. Мы развиваем коммуникацию: учим детей разговаривать, общаться, находить какие-то общие точки, решать свои проблемы, взаимодействовать друг с другом. Это работает и привлекает учащихся к нам.

— Особое внимание вы уделяете учителям, которые много лет трудились в школе и ушли на пенсию. Почему важна работа?

— Значима моральная составляющая, приятно, когда ты ушёл на заслуженный отдых и тебя помнят. Когда мы начинали эту работу, я один ходил по квартирам, поздравлял с Днём учителя, Новым годом, 23 Февраля, 8 Марта… Тех, кто ушёл на пенсию, мы называем нашими ветеранами. У нас есть председатель совета ветеранов школы Александра Васильевна Стяжкова. Это наш проводник, она сама работала учителем, знает всех, кто трудился здесь.

Теперь к нашим ветеранам мы ходим с учениками. Это тоже своего рода воспитательная работа. Никого не заставляем. Первый раз предложили, школьники с удовольствием сделали открытки и пошли поздравлять. Вместе пьём чай, общаемся. И детям интересно, и нашим ветеранам, надеюсь, приятно.

— На ваш взгляд, педагогом можно стать только по призванию?

— Смотря что вкладывать в это слово — «призвание». На самом деле учитель — профессия, в которой невозможно работать без мотивации именно на эту сферу деятельности. Можно получить диплом, изучить теорию и не быть педагогом. Поэтому у нас учителей и не хватает, хотя студентов в педагогическом университете достаточно.

В школе нельзя работать строго по часам, по графику, по выработке нормы. Условно говоря: на заводе сделал шесть деталей по плану, они идеальны, спокойно ушёл домой, увидев результат своего труда.

Мы, учителя, идём к результату маленькими, порой сразу даже неприметными шажками. Постоянно делаем небольшой прирост. Через месяц проверил: вроде есть результат, какие-то знания появились. Но и смысл нашей работы не только в том, чтобы научить людей читать и считать. Их ещё нужно воспитать, придать какие-то культурные рамки, сформировать идентичность.

— Некоторое время назад было популярным мнение: школа должна только учить, а воспитывать — семья.

— Конечно, семья должна заниматься воспитанием. Но понятие «образование» включает и воспитание, и обучение. Школа — большой культурный слой, через который проходит каждый человек. Представьте, сколько времени здесь находится ученик. С половины восьмого утра до обеда уроки, потом дополнительное образование, какие-то кружки. Домой он приходит вечером. Его жизнь с семьёй — утро, ночь и выходные. В школе человек занят в разных видах деятельности, здесь у него множество связей. Без воспитательной части не обойтись. Школа должна быть единым атмосферным явлением с определённой культурной нормой.

— Какими профессиональными достижениями вы гордитесь?

— Больше всего учитель гордится достижениями учеников. Приятно, когда приходит выпускник, взрослый человек, и говорит: недавно Маркса прочитал, вот части. А я уже, может, и не помню, что в этих частях написано, но внимательно слушаю. Понимаю: вот он результат, сейчас сработала та часть, которую вкладывал лет двенадцать назад — на семинаре по великой французской революции. Когда-то давал ученику свои книги почитать, а он продолжает читать всю жизнь.

Есть выпускники, которые младше меня на четыре — шесть лет. Ребята уже окончили университеты, у них своя взрослая жизнь. Недавно два замечательных выпускника приезжали из зоны СВО, служилые люди.

— У вас есть классное руководство или времени на это уже не остаётся?

— Эпизодическое классное руководство было всегда: поддержать, подтянуть. Но полноценное только раз: выпустил девятый класс в прошлом учебном году. К сожалению, большая нагрузка не позволяет быть руководителям в старших классах, там этому процессу нужно уделять очень много времени. Поэтому десятый я уже не брал.

Несколько лет назад моя супруга было классной 5 «Б». Когда она пошла в декрет, мне пришлось взять её детей. Это был замечательный опыт, сложные, интересные задачи каждый день. Здорово, что, когда люди начинают рефлексировать, они понимают, насколько всё это было правильно. Сначала ученики говорили: «Зачем вы нас бросаете в беде?» А потом, в девятом классе: «Спасибо, что мы стали самостоятельными и научились решать жизненные задачи». Это дорогого стоит.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА