Новости

Танцы — это маленькая жизнь

Танцы — это маленькая жизнь

Как современники возрождают классику

То, что танцы во все времена были одним из самых популярных увлечений молодежи, никто не станет оспаривать. И сегодняшние студенты и школьники не являются исключением. R'n'B, электро, брейк-данс, хастл — вот лишь немногие из направлений, полюбившиеся представителям нового поколения. Но среди юных жителей нашего города есть поклонники и совершенно неожиданных стилей.

Кокетливая молодая девушка в пышном платье с широкой, почти квадратной юбкой, туго затянутым корсетом, бесконечными оборками и бантиками, шествует по городу, обмахиваясь веером… Между прочим, это не кто иная, как фрейлина императрицы Наталья Андреевна Менжинская, возвращающаяся с придворного бала, на котором только что танцевала менуэт, полонез и контрданс. Теперь эти танцы тоже входят в разряд молодежных. Правда, уже завтра фрейлина сменит платье на привычные джинсы и превратится в обычную студентку Катю, вот уже три года занимающуюся историческими танцами.

— Бывало, я ехала в костюме через весь город, — рассказывает Катя. — И если он особо приметный, например, 18-го или 16-го века, то, конечно, привлекает много внимания. Иногда просто смотрят с удивлением, а однажды к нам с подругой подошла женщина и похвалила, сказала: “Правильно, нужно ценить красоту!”.

Увлечение историческими танцами в Красноярске — относительно новое направление: ему всего семь лет. Но за столь короткий срок у него не только появилось много последователей, но и наладилась связь с другими городами. Ежегодно в Новосибирске проходит Конвент исторических танцев, на котором преподаватели Москвы, Петербурга и даже зарубежья делятся своими умениями и проводят аттестацию танцоров, в ходе которой те могут повысить свой уровень с первого до четвертого. Правда, прежде чем сдать экзамены, нужно выучить теорию этикета и костюма. Так что подобное увлечение — вполне серьезное и полезное занятие: получив третий уровень, можно стать преподавателем танцев, а последний, четвертый, дает право аттестовать других. Но получают его только те, кто занимается научной деятельностью в области реконструкции хореографии.

К историчности здесь относятся щепетильно. Бывают балы открытые, на которых требования к костюму не особо строгие, и среди пышных юбок, фижм, кружев и бантов можно встретить девушек в обычных вечерних платьях. Но для настоящих танцоров главное — атмосфера, которая создается детальным воспроизведением эпохи, позволяет на один вечер побыть принцессой, фрейлиной королевы, министром иностранных дел и, возможно, изменить историю. Поэтому для ценителей истории проводят закрытые балы: здесь уже никому не удастся нарушить дресс-код. Подготовка к такому событию занимает много сил, времени и средств. Обычно реконструируется бал, который действительно имел место быть. Узнается список гостей, и выбираются роли: кто-то станет первой красавицей и богатой невестой, кто-то матерью пяти дочерей, которых нужно непременно выдать замуж, а кому-то может посчастливиться, и на время он станет солнцем русской поэзии — Александром Сергеевичем Пушкиным. Чтобы попасть на такой бал, мало уметь выделывать ногами сложные па. Нужно подготовить платье, соответствующее не только эпохе, но и моде конкретного года. Для этого необходимо изучить историю костюма, если, конечно, не хочется прослыть дамой без вкуса и опозориться перед всем обществом. А еще познакомиться с собственной биографией и этикетом эпохи. Иначе, если вы молодая девушка и вам взбредет в голову танцевать вальс на балу до 1830 года в России, то, согласно всем приметам, вы рискуете остаться старой девой. Зато если на бал был принесен полностью аутентичный дамский альбом ручной работы, то к вечеру среди модных античных стихов можно обнаружить признание в любви.

— На самые правильные балы можно войти только после тщательного досмотра, оставив всю цифровую технику за дверью, сняв пирсинг и прикрыв татуировки, — рассказывает Диана Пронина, начинающий преподаватель в “Талисмане”, самой старой студии исторического танца в Красноярске.— Еще нужна пара уроков старинных карточных игр и котильонов, большое желание мастерить вручную, практика построения предложений в старинной вежливой манере.

Сейчас в Красноярске кроме “Талисмана”, образованного в 2003 году, в жанре исторических танцев работают еще несколько коллективов: студии “Клио”, “Крылья” и “Позавчера”. Все они регулярно собираются на балах. Подготовка к ним — дело затратное, ткани и украшения стоят недешево.

— Конечно, очень хочется создать собственную школу, иметь свое помещение и ателье, — делится планами Диана Пронина. — Но пока наша цель — учить новые танцы и осваивать технику, чтобы на балах было интересно не только неискушенному зрителю, но и знатоку, чтобы костюмы полностью соответствовали эпохе, а до этого еще расти и расти.

Но, несмотря на стремление соответствовать истории, молодые люди и в это, на первый взгляд несколько консервативное, увлечение внесли новшество. Теперь вальс танцуют не только под классическую музыку, но и под рок. И как бы это ни звучало странно, выглядит — потрясающе. Не случайно именно после таких выступлений в коллектив приходят новые люди с желанием научиться танцевать.

Танцы объединяют людей совершенно разных: поэтов, музыкантов, бухгалтеров, медиков, переводчиков, туристов. И мало для кого это остается просто увлечением. Привычки “светской жизни” переходят в жизнь современную: девушки учатся держать спину, а парни и после бала продолжают подавать “дамам” руки и открывать перед ними двери. Среди них нет соревновательного духа — только дух танца, наслаждение красотой и изяществом. Для людей, танцующих гальярды и вальсы, танец — это не увлечение, а маленькая жизнь.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА