Новости

Мощнее ядерного оружия

Мощнее ядерного оружия

Мощнее ядерного оружия

Новая реальность пока не поддается государственному регулированию

История неопровержимо свидетельствует о том, что едва ли не все полезные изобретения и научно-технические разработки, способствуя развитию экономики, в то же время ставят человечество перед новыми и подчас труднопредсказуемыми опасностями.

В 2004 году банк Credit Suisse First Boston опубликовал аналитический доклад о будущем нанотехнологий. В нем утверждается, что нанотехнология является классической “технологией общего назначения”. Другие технологии общего назначения — паровые двигатели, электричество и железные дороги — становились основой для промышленных революций. Нововведения такого рода обычно начинают свое развитие как очень грубые технологии с ограниченными вариантами использования, но затем быстро распространяются на другие сферы жизни. Это приводит к началу “процесса креативной деструкции”, в котором новая технология или продукт предоставляют новые возможности и лучшие решения, результатом чего является полная замена предшествующей технологии или продукта. Так электричество заменило пар, а электронная почта — телеграф. Вывод: большинство компаний, котирующихся в нынешнем индексе промышленных предприятий Dow Jones Industrial, скорее всего из-за нанотехнологий через двадцать лет не будут там находиться.

Эрик Дрекслер, создатель и глава исследовательского Foresight Institute, подчеркивает, что сегодня покупатель промышленного продукта платит за его проектирование, материалы, труд рабочих, стоимость производства, транспортировку, хранение и организацию продаж. Если нанофабрики смогут производить большой диапазон продукции в любое время и в любом месте, большая часть этих операций сделается ненужными. Поэтому неизвестно, как нанопроизводство повлияет на цены и на уровень безработицы. Гибкость нанотехнологического производства и возможность выпуска радикально лучшей продукции предполагает, что обычные товары не смогут конкурировать с продукцией нанофабрик во многих областях. Если технология нанофабрик будет принадлежать или контролироваться какой-либо одной организацией, это может привести к “новой монополизации”.

По нынешним стандартам, продукты нанотехнологий будут исключительно ценными. Монополия позволит владельцам технологии установить высокие цены на всю продукцию для получения большой прибыли. Однако это означает, что миллионы нуждающихся людей не получат доступ к жизненно необходимым дешевым технологиям. Со временем конкуренция снизит цены, но на раннем этапе появление монополии весьма вероятно. Тем более что бедные страны мира не обладают возможностями для финансирований наноисследований. Также маловероятно, что нерегулируемому коммерческому рынку нанотехнологий будет позволено существовать.

Есть и иные аспекты проблемы. Террористы и криминалитет, получившие доступ к нанотехнологиям, могут нанести обществу существенный урон. Химическое и биологическое оружие будет более опасным, а скрыть его будет значительно проще. Станет возможным создание новых типов оружия для убийства на расстоянии, которые будет очень тяжело обнаружить или нейтрализовать. Поимка преступника после совершения им подобного преступления также усложнится. С другой стороны, новые возможности приобретет государство. Теоретически возможно создать очень маленькие недорогие суперкомпьютеры, на которых могут быть запущены незаметные программы постоянного наблюдения за населением. Огромное количество устройств наблюдения может быть изготовлено при достаточно скромных затратах. При возможности построить миллиарды сложных устройств по общей цене в несколько долларов любая автоматизированная технология, которая может быть применена к одному человеку, может быть применена и ко всем. Любой сценарий физического или психологического контроля, использующий предельные возможности нанотехнологии, будет выглядеть научно-фантастическим и неправдоподобным.

Новые вещи и изменения в привычном укладе жизни могут привести к расшатыванию основ общества. Например, медицинские устройства, которые позволят относительно легко модифицировать структуру мозга или осуществлять стимуляцию определенных его отделов для получения эффектов, имитирующих любые формы психической активности, могут стать основой “нанотехнологической наркомании”.

Нанотехнологии имеют и блестящее военное будущее. Еще в 1995 году Дэвид Джеримайя, бывший член Объединенного комитета начальников штабов заявил: “Нанотехнологии способны радикально изменить баланс сил в большей степени, чем даже ядерное оружие”. Возможно представить устройство размером с мельчайшее насекомое (около 200 микрон), способное находить незащищенных людей и впрыскивать им яды. Летальная доза токсина ботулизма составляет 100 нанограмм, или около 1/100 объема всего устройства. 50 миллиардов единиц подобного оружия — количество, достаточное чтобы убить каждого человека на Земле, — может храниться в чемодане. Огнестрельное оружие станет намного более мощным — а пули самонаводящимися. Аэрокосмическая техника может быть намного легче и лучше, изготовляться с минимумом или вообще без металла, из-за чего обнаруживать ее с помощью радаров окажется намного сложнее. Встроенные компьютеры позволят активировать на расстоянии любой вид оружия, а более компактные источники энергии позволят сильно улучшить возможности боевых роботов.

США и другие страны пытаются оценить риск применения и совершенствования нанотехнологий. Однако в США ассигнования на анализ потенциальных угроз применения наноматериалов пока что очень невелики. Согласно подсчетам экспертов, общий объем вложений составляет лишь 4 процента всех ассигнований на нанотехнологии, идущих из федерального казначейства. Между тем представители экологических движений и промышленных корпораций в один голос заявляют, что расходы на выяснение экологических и медицинских аспектов применения наноматериалов должны составлять от 10 до 20 процентов всех государственных затрат на нанотехнологии.

В декабре 2004 года Совет по научной политике Агентства по охране окружающей среды США создал рабочую группу экспертов, вменив ей в обязанность подготовку Белой книги, посвященной обсуждению опасностей применения нанотехнологий. Составители Белой книги настоятельно рекомендуют ускорить проведение широкомасштабных исследований, нацеленных на выяснение опасностей и рисков, связанных с наночастичным загрязнением среды обитания.

С ними согласен и Клэренс Дэвис, научный сотрудник исследовательского центра имени Вудро Вильсона. Он отмечает, что нанотехнологии являются “новой реальностью”, которая пока не поддается государственному регулированию. Крайне сложно использовать для этой цели действующие законы. Поэтому необходимо срочно создавать принципиально новое законодательство, новые механизмы и институты регулирования — иначе джинн может вырваться из бутылки, и последствия этого могут быть самыми неприятными.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА