PRO движение
Как красноярским водителям и кондукторам работается на муниципальных маршрутах
Автобусы, троллейбусы и трамваи готовят к зиме.
«Приятного вам пути! Автобус следует по маршруту № 19» — такое приветствие слышат пассажиры, отправляясь от конечных остановок «Стела» и «Причал». Приятный голос диктора, мягкий ход современной машины, бесшумные двери, чистота в салоне и доброжелательный экипаж — всё это действует умиротворяюще на пассажиров. Новый транспорт, новые подходы к работе, и, как результат, меньше ссор в транспорте. Если пассажир чувствует себя в безопасности, то он и скандалить не будет.
Камеры — помощницы
Изменения, происходящие в общественном транспорте, в первую очередь нацелены на улучшение жизни горожан. Однако перемены напрямую касаются тех людей, которые занимаются перевозками. «Городские новости» решили узнать у сотрудников одного из красноярских автотранспортных предприятий, как им работается на новых автобусах и какую оценку они ставят отремонтированным дорогам. Журналисты побывали в КПАТП № 7, которое обслуживает с десяток муниципальных маршрутов.
— В парке КПАТП № 7 — только современные машины, — рассказывает замдиректора предприятия по перевозкам Ирина Ишутинова, провожая сотрудников редакции через автопарк к автобусу маршрута № 19. — Большая часть техники получена за последние три — четыре года. А самой возрастной чуть больше десяти лет, но и в ней есть все условия для комфортных перевозок.
Все автобусы приспособлены для перевозки маломобильных пассажиров. На многих есть USB-порты, так что сегодня зарядка телефонов в общественном транспорте — доступная опция. Во всех салонах стоят видеокамеры: сотрудники говорят, что они незаменимые помощницы в решении подавляющей части конфликтов. Автобусы в КПАТП стараются содержать в чистоте. На предприятии имеется собственная мойка, на которую техника заезжает по мере необходимости. За мытьё салонов отвечает клининговая компания, но кондукторы тоже регулярно проходятся внутри с метёлками и тряпочками.
Свежее приобретение
Автобус, с водителем и кондуктором которого поговорили «Городские новости», и правда сверкал чистотой, хотя день выдался сырой и слякотный. Новый ЛиАЗ — одно из последних приобретений автопарка: в Красноярск такие прибыли в феврале.
Управляет машиной Александр Джуплий, он же является бригадиром 19-го маршрута. Этот водитель — старожил КПАТП, работает с 1992 года. За 30 лет поездил на самых разных автобусах. Начинал с «Икаруса» и междугородних маршрутов, потом трудился на МАЗе. А сейчас по очереди с напарником — два дня через два — возит красноярцев на новом, большом и надёжном ЛиАЗе. К слову, в автопарке до сих пор есть и свой «Икарус», правда, он стоит на территории как памятник эпохе.
— По сравнению со старыми автобусами ЛиАЗ — это небо и земля, — говорит Александр Андреевич. — Мне даже по зеркалам не обязательно смотреть — все данные выводятся с камер на монитор. Есть связь с диспетчером, нужно только нажать кнопку. ГЛОНАСС следит за тем, как ты укладываешься в график, нужно ли поднажать или, наоборот, ехать медленнее. У нас ведь расписание максимально чёткое — до минуты.
Лучше, чем в Москве
Это расписание появилось у муниципального транспорта вовсе не «от фонаря». Пассажиров на 19-м маршруте много, один автобус за день перевозит до полутора тысяч человек. Самое большое внимание — к утренним часам, когда горожане едут на работу.
— Мы специально отслеживаем, какие интервалы самые востребованные у красноярцев, у нас на входах стоят счётчики пассажиропотока, — говорит Ирина Ишутинова. — Стараемся так подгадывать расписание, чтобы людей развезти в нужное им время — к 7 утра, к 7:30. Прислушиваемся и к пожеланиям. Вот недавно получили обращение от Красмаша по поводу микрорайона «Образцово», куда сейчас не заезжает трамвай. Нас попросили забирать там пассажиров и доставлять их на ДК 1 Мая. Будем думать, как это сделать.
По словам Ирины Владимировны, автобусов в парке более чем достаточно для того, чтобы удовлетворить все нужды горожан. А вот водителей и кондукторов не хватает.
— Вот здесь, в гараже, у нас стоят автобусы, на которых работают водители по одному, напарник либо на больничном, либо его пока совсем нет, — показывает Александр Андреевич.
Конечно, на специалистах, которые занимаются пассажирскими перевозками, огромная ответственность. Да и сама работа не из простых. Техника крупногабаритная — не все дороги для такой приспособлены. На остановках красноярцы зачастую паркуют личный транспорт, поэтому автобусам сложно подъехать к посадочной площадке.
— Да, нужно накопить опыт, чтобы эти трудности с лёгкостью преодолевать, — говорит Александр Джуплий. — Но положительных изменений, которые облегчают нашу работу, в городе уже очень много: дороги становятся ровнее, колёса на кочках мы давно не пробиваем (смеётся), а значит, не приходится останавливаться на ремонт. За состоянием автобусов у нас следят специально обученные люди, которые занимаются ремонтом, меняют жидкости, переобувают. Некоторые цеха работают круглосуточно, оперативно устраняют поломки. Есть даже собственный «загонщик» — автопарковщик. Я недавно в Москве был, забирал там технику, которую Красноярску подарила столица. Там, скажу вам, условия похуже. Взять хотя бы тот факт, что у нас автобусы закреплены за водителями, машины мы не пускаем по рукам.
Зайцев стало меньше
Как отмечают в КПАТП, изменились в лучшую сторону и сами пассажиры — стали более сознательными, понимают, что деньги, заплаченные за проезд, идут на развитие общественного транспорта. Так что за последние несколько лет количество зайцев-безбилетников уменьшилось вдвое.
— Даже дети стали более ответственными, — говорит кондуктор Анна Агеенко. — Остаются, конечно, растеряши, которые без наличных или карточки садятся в автобус, но «зайчат» за целый день работы можно по пальцам сосчитать.
Раньше у пассажиров было много нареканий к работе водителей и кондукторов, но сейчас благодарностей больше, чем жалоб.
— Благодарят за то, что близко подъехали к посадочной площадке, за то, что помогли зайти в автобус, выйти из него, — поделилась Ирина Ишутинова. — В День работников автомобильного транспорта тем, кто получил благодарности от пассажиров, вручаем грамоты, а самым лучшим — денежные премии.
Старожилы — опора для новичков
Штат в КПАТП большой, живут сотрудники предприятия дружно, устраивают праздники для коллектива, детские утренники (только отметили День знаний, как уже пришло время готовиться к Новому году), не забывают про ветеранов. Есть в организации и свой костяк — специалисты, работающие в автобусном парке 10–20–30 лет. Для новичков старожилы всегда готовы стать опорой.
Из плюсов работы в КПАТП — обязательные комплексные медицинские осмотры, которые проводятся ежегодно и совсем не для галочки: работаешь с пассажирами — будь добр, следи за здоровьем. Кроме того, здесь строго соблюдают требования к режиму труда и отдыха. Понятно, что в периоды высокой нагрузки времени на перекуры нет. Но в интервале между часами пик водителям и кондукторам дают отдохнуть — каждые четыре часа им предоставляются большие перерывы.
— В автопарке у нас есть хорошая столовая, горячую еду готовят отличные повара, — рассказал Александр Джуплий. — Имеется большая комната для отдыха. Но экипажи устраивают перерывы в основном на конечных остановках, сейчас они довольно неплохо оборудованы: есть тёплые домики, чистые биотуалеты. А в выходные сотрудники автопарка посещают спортзал и сауну, которые находятся на территории КПАТП, — поддерживают здоровье в тонусе.
Нюанс
Чтобы привлечь в муниципальные автотранспортные предприятия новых сотрудников и решить кадровые проблемы, администрация города повысит зарплату водителям и кондукторам на 18,5 процента. Выплаты вырастут с 1 января 2024 года.