Туризм и путешествия

Один взгляд на пять городов: что из себя представляют мегаполисы Урала и Западной Сибири

Журналист Gornovosti посетил Новосибирск, Омск, Тюмень, Пермь и Екатеринбург.

Один взгляд на пять городов: что из себя представляют мегаполисы Урала и Западной Сибири
Метро в Новосибирске.

Дмитрий Панов

Несколько лет назад в интернете была популярна цитата неизвестного автора: «Неважно, сколько стоят твои кроссовки, если ты в них гуляешь по Парижу». Во Францию я пока не собираюсь, а вот изучить новые для себя города в России хотел давно. В один из отпусков моя идея воплотилась в жизнь. Рюкзак — на плечи, любимые кроссовки — на ногах. Вперёд!

Я давний фанат городского туризма. Пляжи, моря, отели, где «всё включено», — это не моё. А поехать в другой город, где никогда не был, погулять там, узнать что-то интересное — такое очень люблю. В родном Красноярском крае я изучил практически все города, поэтому в очередном отпуске мой взор был устремлён за пределы региона.

На верхней боковушке

За неделю предстояло посетить пять мегаполисов Сибири и Урала — Новосибирск, Тюмень, Пермь, Екатеринбург и Омск. Первые два города мне знакомы: там я бывал и по личным делам, и в рабочих командировках, а сейчас хотел посмотреть на них внимательнее. Ещё три пункта в списке были в новинку.

Важный момент: путешествовать я планировал только ночными поездами. Один день — один город. Вечером на вокзале — утром в другом месте. Никаких отелей, хостелов и прочих платных стоянок. Обедать в общепите и много ходить, минимизировав использование общественного транспорта. С собой только рюкзак со сменной одеждой, автономная зарядка для телефона, документы и деньги. Турист-дикарь, не иначе!

При этом даже в поездах я старался минимизировать уровень комфорта. Зачем тратиться на полноценное купе, если можно спокойно выспаться на верхней боковушке? Тем более был опыт: ещё в доковидные времена мы с друзьями ездили в Новосибирск по минимальным ценам фактически без удобств. Сумка под голову в качестве подушки, куртка как одеяло — этого вполне хватало для удобоваримой ночёвки.

Билеты на всю поездку были куплены заранее в Красноярске, чтобы обойтись без форс-мажоров в дороге. Маршрут расписан таким образом, чтобы уехать вечером из одного города и приехать утром в другой. Географически, может, не совсем логично, но с точки зрения переездов — очень даже.

Советский дух

Новосибирск
Новосибирск

Новосибирск, который стал моей первой точкой в путешествии, за четыре года практически не изменился. Да простят меня соседи, но я так и не понял, почему он считается столицей Сибири. Только за счёт количества населения, метро и резиденции полпреда президента? Ну, возможно...Поскольку Новосибирск молодой по историческим меркам город, архитектура дореволюционных времён в нём представлена слабо. Из-за этого город напоминает большую серую коробку. Есть, конечно, новые кварталы, и точечная застройка присутствует, да и частный сектор никуда не делся, но в целом советский урбанистический дух Новосибирска незримо витает везде.

Достопримечательности за годы практически не поменялись. Красивейший Бугринский мост всё так же виден отовсюду. Набережная Оби сильно уступает красноярской, но выглядит тем не менее достойно. Метро уже не впечатляет так, как в детстве, хотя очень удобно в плане передвижения по городу. С недавних пор есть ещё одна красивая постройка — ледовая «Сибирь-Арена» на берегу Оби. Такую бы в Красноярске!

В остальном город не вызвал восторга. Общая серость и непривлекательность, увы, превалируют над красотами. Если оценивать Новосибирск по пятибалльной шкале, то я бы поставил ему слабенькую троечку. До Красноярска ему всё-таки далеко.

Очередь к Высоцкому

Тюмень
Тюмень

Следующая точка в маршруте — Тюмень. Там я был один раз пять лет назад, когда ездил на матч футбольного «Енисея» с «Зенитом». Тогда город удалось изучить лишь отчасти, поэтому было желание съездить ещё раз и погулять подольше.

Тюмень — город старинный и в то же время очень современный. Нефтяные разработки на севере Сибири дали большой толчок к его развитию. Буквально за пару десятилетий произошёл рост от заштатного провинциального городка до крупного регионального центра.

Ещё в мою первую поездку Тюмень произвела очень приятное впечатление, и спустя пять лет оно только укрепилось. Это чистый, ухоженный, уютный и буквально напичканный разными интересностями город. Тут тебе и трёхярусная набережная Туры, и собственный Цветной бульвар с цирком и большим парком, и сквер сибирских кошек... А ещё есть Мост влюблённых (копия нашего вантового) и памятник Владимиру Высоцкому — чтобы сделать с ним фото, пришлось отстоять очередь в будний день!

Особое место, которое хочется отметить, — улица Дзержинского в центре города. Это, по сути, тюменский Арбат со старинными домиками и зонами отдыха. Несмотря на близость автомагистралей, там тихо, и можно наслаждаться спокойствием на качелях или одной из многочисленных скамеек. Чем-то напоминает нашу улицу Горького, только в более продвинутом варианте.

Оценка Тюмени будет максимальная — твёрдая и заслуженная пятёрка. Советую всем!

Прокол в географии

Пермь
Пермь

Третья точка в моём маршрутном листе — Пермь. Этот город я знал разве что по ситкому «Реальные пацаны» и футбольному «Амкару». По крайней мере, такие ассоциации сразу приходят в голову.

Пермь встретила меня серостью и пустотой привокзального сквера. Было ощущение, что я приехал не в город-миллионник, а в какое-то захолустье. Вдалеке виднелись Пермские ворота — пятиметровая конструкция из брёвен, напоминающая огромную табуретку. Не самый лучший фон для приезжих.

Но, как оказалось, первое впечатление обмануло меня. Город оказался очень красивым и уютным — стоило лишь немного пройти дальше, чем бревенчатая табуретка. В Перми переплетаются дореволюционная и советская эпохи, к которым добавляются вкрапления из современных торговых комплексов. Местами, правда, сохраняется атмосфера «лихих девяностых» — особенно в районе автовокзала, который находится буквально в трёх кварталах от центра.

В 2023 году город отметил 300-летие, и это чувствуется на каждом шагу: пожалуй, нет места, на котором не было бы наклейки «Триста лет Перми». Надо отметить, что к юбилею подготовились основательно, заложив множество новых парков, скверов и бульваров. Так что местным жителям было где отпраздновать круглую дату — в хорошем смысле, конечно же.Самые большие эмоции у меня вызвала набережная Камы. Я считал себя знатоком географии, но почему-то искренне думал, что Пермь стоит на какой-то небольшой речушке. Ан нет! Кама предстала мощной рекой, местами даже шире Енисея. И набережная очень приятная — по организации пространства она чем-то напоминает дивногорскую. Кстати, на берегу Камы находится ещё один известный арт-объект — огромная надпись «Счастье не за горами».

В целом Пермь заслуживает от меня твёрдую четвёрку, даже с плюсом. Одного дня для изучения города явно мало — уже потом я узнал, что упустил много чего интересного. Поэтому ещё обязательно вернусь.

Московские жетоны

Екатеринбург
Екатеринбург

В Екатеринбурге, который стал четвёртым городом в маршруте, планы немного поменялись. Там живёт мой коллега по одному из федеральных проектов, и он согласился меня приютить, а затем провести экскурсию. После скитания по поездам такие предложения были как нельзя кстати.Гармония старины и нового, которую я очень ценю в городах, в Екатеринбурге достигла своего апогея. Забегая вперёд, скажу: в моём личном рейтинге столица Урала обошла даже обожаемую Тюмень. Друг с другом мирно соседствуют уютные дореволюционные кварталы, советские панельки и новостройки всех мастей. И это выглядит максимально гармонично без намёка на уродливость.

Посмотреть в Екатеринбурге есть на что. Небоскрёб «Высоцкий» виден практически отовсюду. Неподалёку есть своеобразный сквер группы «Битлз» с разрисованной стеной — фанаты ливерпульской четвёрки оценят. Рядом же находится всемирно известный памятник клавиатуре — прямо в земле лежат бетонные блоки, имитирующие клавиши. Оригинально!

В центре также есть памятник Владимиру Высоцкому и Марине Влади, старинный каменный мост через реку Исеть и заброшенное здание Дома культуры Свердлова. В нём базировался Свердловский рок-клуб — легендарное место, откуда вышли «Чайф», «Агата Кристи» и «Смысловые галлюцинации», и там же уроженец Красноярска Вячеслав Бутусов создавал нетленный «Наутилус Помпилиус». Жаль только, что дореволюционное строение сейчас находится в аварийном состоянии...Екатеринбург в своё время успел обзавестись одной линией метрополитена, поэтому по центру можно передвигаться и под землёй. Правда, пока работают всего девять станций. Интересно, что оплата принимается жетонами с надписью... «Московский метрополитен». Почему на Урале не захотели чеканить свои — история умалчивает.

Больше всего меня впечатлил Храм на Крови — он построен на месте, где в 1918 году была расстреляна царская семья. Ещё на подходе чувствуется его энергетика, от которой даже немного перехватывает дыхание. В таких местах начинаешь думать о чём-то высоком, духовном, нематериальном...Общая оценка Екатеринбургу — твёрдая пятёрка с большим плюсом.

Серость в миллионнике

Омск
Омск

Пятый пункт в маршруте, Омск, встретил холодным дождём. До этого погода мне благоволила — разве что в Тюмени с утра было немного сыро. Видимо, в Омске пришло время прочувствовать всю прелесть сибирского лета.

До поездки я слышал много мнений о городе. Одни называли его очень приятным, уютным и в то же время современным мегаполисом. Другие же говорили об Омске как о большой деревне, в которой есть три центральные улицы и сплошная серость. Скажу прямо — моё первоначальное мнение было ближе ко второму варианту. Да и потом, изучив город получше, я от него не отступил.

Конечно, не буду столь жёсток, как Фёдор Достоевский, назвавший Омск «гадким городишком». Но в целом западносибирский мегаполис оставил неоднозначное мнение. Да, там красивый исторический центр с современными вкраплениями плюс очень удобный общественный транспорт (на пятый день путешествия я решил, что кататься на автобусах — не самая плохая идея). Есть интересные памятники и уютные улочки. Чувствуется, что Омск живёт хоккеем — упоминания об «Авангарде» можно найти в любом районе. Флагманский клубный магазин даже вызвал небольшое чувство зависти — почему в Красноярске такого нет?!

На этом, пожалуй, всё. Иногда возникало ощущение, что я гуляю не в городе-миллионнике, а в своём родном Назарове — небольшом, унылом и местами заброшенном. Пожалуй, фраза про три центральные улицы и сплошную серость лучше всего характеризует Омск.Оценка — слабенькая троечка. Не больше.

Комфорта стало больше

Отдельный блок хотел бы посвятить поездам. В них пришлось ездить и фактически жить целую неделю. Могу сказать, что с этой задачей я успешно справился.

В моём детстве было сложно представить нынешний уровень комфорта. Плацкартный вагон поезда «Ачинск — Лесосибирск», в котором я в десять лет ездил к родственникам, запомнился серостью, грязью и желанием поскорее выйти на улицу. За два десятилетия всё кардинально изменилось.Конечно, поезда не превратились в пятизвёздочные отели на колёсах, но комфорта в них стало значительно больше. Светильники над каждым спальным местом, розетки, USB-разъёмы для зарядки телефонов, электронные табло и душевые — это малая часть того, что хочется отметить. Санитарные зоны, прокуренные вагоны и вечный холод ушли в прошлое. А вот романтика стука колёс осталась.

Понятно, что не всё в наших поездах идеально. Злоупотребление алкоголем, увы, никуда не делось — справедливости ради, сам с ним не сталкивался, но наслышан от путешествующих друзей. Раздражающие соседи тоже могут подпортить настроение. Впрочем, на фоне всех позитивных изменений это уже не имеет значения.

Итог

Такой вид туризма весьма энергозатратен. Постоянная смена картинок утомляет уже на третий день — помню, как я сел на скамейку в одном из парков Перми, в изнеможении откинулся и подумал: «А ведь это только середина». Можно, конечно, активнее пользоваться общественным транспортом, но тогда будет сложнее прочувствовать атмосферу того или иного города. Постоянная ходьба требует хорошей подготовки. Плюс не стоит забывать об ограниченном уровне удобств: всё же поезда нельзя сравнивать с гостиницами. Поэтому подобный вид отдыха я бы порекомендовал тем, кто действительно любит городской туризм и ради него готов на определённые жертвы.

Цифры

16 369 рублей — общая стоимость билетов по железнодорожному маршруту Красноярск — Новосибирск — Тюмень — Пермь — Екатеринбург — Омск — Красноярск».

130,2 километра — столько было пройдено за пять дней. По шагомеру это примерно 185,3 тысячи шагов.

Мнение

В своей поездке я обратил внимание на развитость спортивного маркетинга. В каждом городе есть магазины, где за один раз можно набрать сувениров с логотипами разных клубов — футбольных, хоккейных, баскетбольных... Причём они работают постоянно, а не только в дни матчей. Такого в Красноярске, увы, нет. Может, стоит сделать?

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА