Новости

Не обижайся на “мать”

Не обижайся на “мать”

Борьба за равноправие доходит до абсурда?

Возможно, скоро слова “мать” и “отец” для жителей европейских стран будут звучать обидно. Дело в том, что в Совете Европы посчитали, что эти понятия унижают женщин, и теперь в официальных документах предлагается заменить их одним словом “родитель”. Причина всему политкорректность. По мнению членов Совета, слова “мать” и “отец” носят сексистский характер и попирают права женщин.

Сексизм — это следование взглядам и поведению, основанное на традиционных стереотипах по поводу половых ролей. Что, кажется, в этом плохого, когда мужчина поступает как мужчина, а женщина относится к слабой половине человечества. В реальности, объясняют сторонники равноправия полов, это приводит к серьезным негативным последствиям — к дискриминации и унижению людей, утверждению превосходства одного пола над другим, приписыванию “определенных природой” занятий, ролей, статусов и профессий.

В резолюции парламентского собрания Совета Европы говорится, что традиционные представления о женщине как о домохозяйке мешает установлению полного равноправия.

С инициативой отменить слова “мать” и “отец” в документах выступила изначально представитель социалистической партии Швейцарии Дорис Штумп. По данным немецких СМИ, она выступила в своем обращении против того, что женщин изображают как “пассивных и второсортных существ, матерей и сексуальных объектов”.

Вопрос о равноправии полов поднимается в Европе нередко, в том числе в тех случаях, когда это касается языка. Так, в 2006 году во Франции было предложено отменить понятие “мадемуазель”, которое используется для обращения к незамужней девушке, и оставить только “мадам”, которое употребляется в отношении замужней дамы.

Француженки посчитали несправедливым, что факт замужества отражается уже в обращении к ним, тогда как мужчинам не приходится из-за этого страдать и к ним всегда обращаются “месье”. Кроме того, некоторые требовали исключить графу “девичья фамилия” из официальных бланков.

Швейцария — пример употребления нейтральной и политкорректной лексики в деловом общении. Уже не первый год местные чиновники заменяют слова “мать” и “отец” на “один из родителей” или реже “родитель”. Предложение, прозвучавшее в Совете Европе, бурно обсуждают в России. Высказывались даже опасения, что сначала запретят употреблять эти слова лишь в официальных документах, а потом они вовсе исчезнут из жизни.

Русскому человеку, для которого “отец” и “мать” — больше чем слова, такие нововведения в принципе чужды.

— Предложение и объяснение членов Совета Европы, почему нужно отменить понятия “отец” и “мать”, я воспринял с удивлением, — говорит психолог Андрей Зберовский. — Одним из подобных странных шагов уже было, например, решение узаконить гомосексуальные браки. Россия в этом плане более консервативная и разумная страна. Для нас понятия “мать” и “отец” — не только биологические, это очень важное явление человеческой культуры. К тому же, на мой взгляд, роль матери выше, чем роль отца. Нейтральное понятие “один из родителей” наносит удар по материнству, теснейшей связи ребенка с женщиной, выносившей его, родившей, воспитавшей. Эта связь зачастую выстрадана. И опыт показывает, что мать гораздо больше дает ребенку, нежели отец.

Как говорит Андрей Викторович, в его практике были случаи, когда воспитание ребенка отцом оказалось бы предпочтительнее. Но все-таки в большинстве конфликтных ситуаций дети остаются с матерями, и это разумное решение.

То, что мать воспринимается обществом как существо “пассивное и второсортное”, швейцарская феминистка явно преувеличила. А вот с правовой точки зрения отменить понятия “отец” и “мать” именно в некоторых официальных российских документах — не такая уж безумная затея.

Так, в этом году суд города Нефтекамска удовлетворил иск 38-летнего отца-одиночки Александра Афанасьева к Пенсионному фонду. Это разбирательство, до сих пор не имевшее прецедентов в России, длилось больше полугода. Отцу-одиночке, воспитывающему двоих детей, один из которых от первого брака, отказали в выдаче материнского сертификата. Дело дошло до суда, который решил, что отец не имеет права на деньги. Но позже Верховный суд республики отменил решение первой инстанции и перенаправил дело на повторное рассмотрение. Право на получение материнского капитала было признано.

Позже чиновники объяснили свой отказ тем, что “в законе четко прописано, что на получение материнского капитала имеют право женщины, родившие или усыновившие второго и более детей. Это право от матери может перейти мужу. Но у обеих жен Александра Афанасьева было по одному ребенку. Права на материнский капитал у них не возникло, соответственно, перейти к мужу оно не может”. А права толковать закон в более расширенном варианте, чем это есть на самом деле, чиновники, по их словам, не могли.

По мнению красноярского адвоката Ирины Заблоцкой, предложение отменить в официальных документах “отца” и “мать” не является революционным. В том же Семейном кодексе РФ давно используется понятие “родители”. А вот что касается борьбы за равноправие — как раз отцы в последние годы стали более активны. Хотя эта активность эта обусловлена не только истинной любовью к ребенку, но нередко и амбициями.

В российской действительности, как ни странно, “второсортными существами” порою оказываются отцы любящие и ответственные. Например, в статье 261 Трудового кодекса они вообще относятся к “другим лицам, воспитывающих детей без матери”. Чтобы получить льготы, на которые могут рассчитывать женщины, отцам-одиночкам приходится побороться.

В том, что отмена понятий “отец” и “мать” — эффективный способ борьбы за равноправие полов, сомневается директор краевого центра развития семейных форм воспитания Ольга Абросимова.

— Равноправие я вижу в другом, — говорит Ольга Борисовна. — В нашей стране так сложилось, что в большей степени ответственность за детей несут матери. Но воспитывать ребенка должны оба родителя, и в этом проявляется равноправие. А “отец” и “мать” — понятие вечные, и я не вижу улучшение прав женщины в том, что ее перестанут называть “мама”. Мне кажется, что предложение, прозвучавшее в Совете Европе, авторитетной и уважаемой организации, вскрывает серьезную демографическую проблему — если роль матери уже не ставится на первое место, то под угрозой семейные ценности в целом. Однако люди, которые обращаются в наш центр, мечтают о том, чтобы их когда-нибудь назвали “мама” и “папа”.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА