Новости

Первая победа в битве за жилье

Первая победа в битве за жилье

Жильцы общежития на улице Парижской коммуны, 42 поделились радостной вестью: арбитражный суд второй инстанции признал приватизацию общего дома незаконной и постановил передать общежитие в муниципальную собственность. И хотя победа еще не окончательна, юристы считают, что решение суда дает надежду не только обитателям общежития на Парижской коммуны, но и других спорных зданий Красноярска.

История с выселением красноярцев из общежития на Парижской коммуны длится уже два года. В июне 2008-го на вахте общаги появилось объявление, что жильцам необходимо срочно собрать вещи и освободить комнаты. Собственник здания свое желание отделаться от людей мотивировал аварийным состоянием общежития. Мол, жилье требует ремонта. При этом хозяина совершенно не интересовало, куда пойдут люди, оказавшиеся по его воле без угла. Более 400 обитателям комнат в общем доме светила перспектива стать бомжами.

Как вспоминают жители общежития, тогда, в 2008 году, сложилась очень странная ситуация — когда красноярцы заключали договоры о проживании в общем доме со своими работодателями, речи о “всплывшем” в июне владельце и не шло. Оказалось, что в смутные 1990-е годы прошлого столетия во время повальной приватизации здание продали ЗАО “Гражданстрой” вместе с жильцами. Более того, дом числился как нежилое строение.

Жильцы, прожившие в общежитии не один год, были убеждены, что ремонт — это фикция, цель их выселения совсем другая. Дом стоит практически в центре города, в хорошем месте, очень подходящем для элитной гостиницы. Тем более что несколько суперномеров уже были оборудованы и сдавались приезжим за большие деньги. Впрочем и плата за небольшие комнатки в общежитии была немаленькой — три тысячи рублей в месяц. Квитанции с такими суммами в Красноярске приходят обитателям хороших трехкомнатных квартир.

Выселение незаконно — к такому решению пришли жители “лакомой” общаги и решили воевать за свои комнаты.

— Многие знали, что общежитие приватизировано незаконно, но сдались и съехали, — рассказывает член инициативной группы жителей общежития Ольга Карнаухова. — Особенно жалко семью Пронькиных, у которых в тот год родился еще один ребенок. Их выставили на улицу как раз в Год ребенка.

Ольга говорит, что ей просто некуда было пойти, потому она осталась и вместе с другими такими же упертыми начала бороться за свои права на крышу над головой. Бои местного значения продолжались два года. Ее дважды выселяли из комнаты по суду, на вахте выставлялись кордоны. Но люди продолжали отстаивать свой дом: “Мы верили, что добро побеждает зло”.

— За два года было вынесено семь решений судов о выселении красноярцев из общежития, — говорит адвокат Центральной коллегии Светлана Капсудина. — Но люди верили, что победят и оставались здесь жить. Я их поддерживала, хотя думала, что не получится передать здание в муниципальную собственность. Истек срок исковой давности.

Первым арбитражным судом было отказано в удовлетворении требований группы жителей общежития, инициативные красноярцы пошли дальше и обжаловали это решение. Тогда адвокат доказывала, что срок давности стоит считать не с года передачи здания в собственность ЗАО “Гражданстрой”, а с того момента, как администрации города стало известно о нарушенных правах граждан. Произошло это в начале 2009 года.

В прошлом году на прием к главе города пришли выселяемые из общежития семьи и попросили защитить их от произвола незаконного собственника.

— Это обращение было услышано, — с удовлетворением отмечают адвокат и инициативная группа. — Глава Красноярска Петр Пимашков нас не бросил, за что мы ему очень благодарны. А руководитель юридического управления администрации Роман Многогрешнов дал задание своим сотрудникам помогать нам в подготовке документов.

Именно администрация города вышла в суд с иском об изъятии из незаконного владения здания общежития и передачи его в муниципалитет. Как говорят красноярцы, это было решающим шагом на пути решения их проблемы. 24 августа апелляционный суд принял решение в пользу граждан. Теперь дом на Парижской коммуны, 42 можно считать муниципальным, а следовательно, жильцы, вселившиеся в него на законных основаниях, могут приватизировать комнаты и обрести хоть небольшую, но собственность.

Постановление уже вступило в силу. Но, как говорит адвокат, Гражданстрой еще может обжаловать его в вышестоящем органе — в надзорной инстанции в Иркутстке, а затем в Высшем арбитражном суде в Москве. Это нисколько не обескураживает жителей, они, окрыленные победой, готовы и дальше бороться за свои права на жилье.

— Если надо, поедем в Иркутск, — уверяет Ольга Карнаухова. — Лично я там ни разу не была.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА