Проспект культуры
«Там, «за ленточкой», мы должны прославлять жизнь!» Красноярские музыканты поддержали защитников и жителей Донбасса
Музыканты выступили перед жителями Донбасса и бойцами.
«Всё для Победы» — так называется агитбригада, в которую вошли профессиональные артисты из нашего города. Совсем недавно они вернулись из творческой поездки по Донбассу. Наши исполнители выступали перед бойцами и мирными жителями. «Городские новости» поговорили с руководителем проекта — актрисой Красноярского драматического театра А. С. Пушкина, народной артисткой России Натальей Горячевой о настоящем искусстве, которое прославляет жизнь и дарит людям чувство стабильности.
СВОя флешка
— Наталья, ваш небольшой коллектив уже дважды побывал «за ленточкой» с концертами. Как вы пришли к тому, что будете организовывать культурные десанты в Донбассе?
— Для начала немного предыстории. Прошлой зимой мы решили, что будем записывать на флешки музыкальные произведения и театральные постановки, а затем отправлять их в зону СВО. Эта идея возникла не на пустом месте. Некоторые российские эстрадные исполнители и актёры уехали из страны, теперь из-за границы они очерняют нашу Родину. А я верю, что Победа будет за нами, по-другому быть не может. Среди моих давних знакомых есть ребята, которые отправились на южную границу защищать Отчизну. Один из бойцов напрямую меня спросил: «Наташа, неужели в России не осталось артистов, которые с нами, которые не уехали, не предали?»
В то же время с моей соратницей-волонтёром Галиной Ястребовой ребята делились, что их плей-листы затёрты до дыр. Вот мы совместно и придумали проект «СВОя флешка». Такой формат бойцы одобрили. Мы находимся в тысячах километров от «ленточки», но решили, что можем подставить бойцам плечо, дать им поддержку, чтобы быть причастными к общему делу — защите интересов страны.
У этой темы есть и другая сторона — в зоне боевых действий нет интернета, скачать музыку не так-то просто. Свои плей-листы и собственное военное творчество у ребят, конечно, имеются. Но такой профессиональный контент, который мы можем собрать, бойцам не всегда доступен. Мы проводили опросы и выяснили, что им это нужно. Некоторые ребята говорят: «Я никогда не слышал симфонический оркестр» — и просят записать для них популярные композиции, рассказать кратко о классической музыке. Такая вот потребность в настоящем искусстве появляется в экстремальных условиях! Поэтому мы стали специально делать для них записи. На флешки помещаем спектакли красноярских театров, монологи, стихи, романсы, арии, симфоническую музыку, снимаем видео со словами поддержки наших ребят и парой слов о произведении. Получается, что наш проект ещё и просветительский. И он расширяется.
— Кто сейчас участвует в этой работе?
— Сложно всех перечислить. Пожалуй, наберётся уже под тысячу участников: и солисты, и коллективы. Кроме моего родного драматического театра имени Пушкина, это, например, симфонический оркестр, группа «Яхонт», учебные заведения, актёры, музыканты — большое творческое сообщество Красноярска и Красноярского края. Молодёжь активно подтягивается: хочет делиться вокальной, инструментальной музыкой. Плотно сотрудничаем с институтом искусств имени Дмитрия Хворостовского, где учатся не только будущие артисты, но и студенты-звукорежиссёры, есть своя студия. Там записываем часть произведений — выходит и нам огромная помощь, и им колоссальная практика. И это только один из примеров, который показывает, что проект «СВОя флешка» запустил крутые механизмы, объединившие творческих людей в нашем регионе.
Важно, что коллеги присоединяются к проекту не только потому, что их к этому кто-то обязывает, а по велению сердца! А сейчас в команде есть и художники, они создают прекрасные картины, которые мы используем для иллюстрации инструментальных и вокальных композиций.
В настоящий момент готовим уже вторую флешку. Хотим выпустить её к Новому году. Записи отправим, как и первый сборник, с гуманитарными грузами, которые регулярно уходят из Красноярска в Донбасс. А в то время, когда формировали первую флешку, решили, что надо создавать агитбригаду и ехать «за ленточку» — поднимать дух бойцов концертами.
Артист у границы
— В первый раз вы отправились в Донбасс летом, потом поехали осенью. Сложно было организовать эти десанты?
— Первая поездка была в июле, когда у артистов отпуска. Мы впятером отправились туда на волонтёрских началах, но, естественно, как могли, подготовились, понимали: главное — никому не стать обузой, ведь это горячая точка. Даже если ты находишься не на переднем крае, всё равно прилетает с воздуха, работают диверсанты, запускают беспилотники. Мы прошли инструктаж, запаслись средствами первой помощи. Маршрут разрабатывали сами с помощью красноярского отделения Общероссийского народного фронта, краевой Общественной палаты. Я полетела рейсом через Минводы, а остальная часть группы поехала на легковой машине, прицеп взяли с собой, загрузили его гуманитаркой для краснодарского военного госпиталя, которому я давно помогаю как волонтёр. В Ростове нам дали сопровождающих. А когда прибыли на место… Мы даже представить не могли, с чем столкнёмся.
Мы, конечно, знали, что Донбасс — это территория боевых действий. Но какие там глобальные разрушения! Армагеддон, апокалипсис — у меня других слов нет. Мы были в районе «Азовстали» в Мариуполе — огромные многоэтажные здания сложены под самый фундамент!
— Как вас там встречали?
— Вот что я хочу сказать: мы побывали в тех же условиях, в каких была Екатерина Ивановна Мокиенко (актриса театра Пушкина, народная артистка России, 1921–2014. — Ред.). Наша коллега в Великую Отечественную войну ездила по госпиталям в составе агитбригады. И парни «за ленточкой» сейчас сражаются в тех же окопах, в которых бились с врагами их деды и прадеды. Так что мы правильно назвали агитбригаду «Всё для Победы». Это лозунг времён Великой Отечественной. Мы и репертуар концерта сформировали по принципам, по которым работали творческие коллективы той поры. В первый приезд мы дали пять концертов — в Ростове, Донецке, Докучаевске, Мариуполе и Краснодаре. Во второй — ещё пять. Выступали в госпиталях и просто в поле — в расположении бойцов. Ребят выводили на передышку: вот сложили автоматы, и слушают наш концерт. Они глазам не верили, что перед ними — настоящие артисты, девушки в красивых сценических платья (мы в машине быстренько переодевались). Некоторые бойцы плакали, кто-то просто молчал.В госпиталях мы тоже на улице выступали: тяжело раненные ребята открывали окна, чтобы нас услышать, кричали «браво», хлопали. Уезжали мы не сразу после концерта: общались, фотографировались, бойцы нам какие-то просьбы передавали, что-то своё рассказывали, обнимались, парни дарили шевроны — свои обереги. А один боец мне в благодарность вручил кольцо — очень красивое, серебряное, сказал, что это подарок девушки, которую спас в одном из воздушных налётов. Угощали нас обедами, вкусным чаем с пряниками, печеньем.
Без юмора никак
— Что за репертуар вы показывали бойцам?
— Это произведения, которые исполняли великие советские артисты Клавдия Шульженко, Изабелла Юрьева, Леонид Утёсов, Эдуард Хиль, Муслим Магомаев, Владимир Высоцкий. Песни, прошедшие проверку временем, не имеющие возрастного ценза, понятные всем. Мы выбирали номера, которые действительно поднимают боевой дух, дарят хорошее настроение, они — о любви к Родине, к жизни.
В первую поездку со мной были артист театра Пушкина Владимир Абакановский; заслуженный работник культуры края, артист филармонии Виталий Осипов; концертмейстер театра оперы и балета Полина Осипова; председатель правления общественной организации «Заставы Отечества» Александр Костюченко. Полина нам аккомпанировала, а мы пели. Во второй раз Полина и Виталий снова поехали, компанию нам составил автор-исполнитель, виртуозный балалаечник Михаил Кириллов.
Наш концерт я бы назвала академическим. Многие из наших зрителей там, за ленточкой, не слышали в живом исполнении такого вокала, как у Виталия Осипова: он открывает рот и заполняет голосом всё пространство. Люди застывают на месте. Некоторые никогда не видели вживую, как актриса за долю секунды, просто повязав на голову платок, без грима и переодеваний, превращается в старушку. Не знали, что за те несколько минут, что исполняется песня из репертуара Клавдии Шульженко, можно представить целый спектакль.
На этих концертах ребята увидели настоящую актёрскую работу. Но нашей главной задачей было даже не это. Мы хотели дать бойцам ощущение стабильности, сильной непобедимой страны, хотели вернуть их в детство, когда всё было хорошо и безопасно.
— Юмор, наверное, особенно важен на войне. Ему в вашем концерте нашлось место?
— Конечно, есть и юмор: частушки, сказка про то, как немецкий Сапог, итальянский Макарон и румынский Пузырь дошли до Волги, но не смогли её преодолеть и погибли. Эта история сохранилась со времён Великой Отечественной, её мне передал один из красноярских артистов, который застал ту страшную войну. Он семилетним мальчиком рассказывал эту сказку в госпиталях раненым бойцам. Так что без юмора действительно никак!
Сложно сдерживать слёзы
— Артисты — тренированные люди, умеете заплакать, когда нужно. Но когда кругом всё разрушено, вы выступаете для раненых бойцов, для гражданских, которые долго жили в нечеловеческих условиях… Получалось сдерживать слёзы?
— Конечно, я плакала, но только когда оставалась одна. Поплакала и поехала дальше: наряжаешься, улыбаешься — и бровь не должна дрогнуть. Чтобы тебя как артиста там нормально воспринимали, ты должен быть душевно здоровым человеком, с хорошей речью, позитивным взглядом.
Это здесь, за тысячи километров от зоны СВО, для мирного населения творческие коллективы выбирают тяжёлые по драматизму и даже трагические произведения, чтобы зритель понимал серьёзность происходящего. И это правильно! Но там, «за ленточкой», должно быть по-другому — там мы должны прославлять жизнь, вдохновлять, радовать.
— Сегодня Донбасс — это зона военных действий. А свою культурную жизнь нашим новым регионам удалось сохранить в тех страшных испытаниях?
— Вообще, музыкальное образование в Донбассе всегда было очень сильным: Луганский университет, консерватории, институт культуры. Это я со своей музыкальной юности помню. Когда я служила в Красноярском музыкальном театре, моим партнёром был Виктор Савченков, который закончил Донецкую консерваторию. И культурные традиции там удалось сохранить.
Совсем недавно, 9 сентября, в Красноярске проходил просто прекрасный проект «Музыка ZА Победу». Его организовал наш институт искусств совместно с музыкантами из Донбасса. Приехали ребята из Донецкой и Луганской консерваторий, играли в составе нашего студенческого симфонического оркестра. Меня поразил их уровень мастерства. И, по словам дирижёра оркестра Петра Казимира, эти юные музыканты обладают удивительным профессионализмом! Где они в условиях войны занимались!? Где репетировали!? В подвалах?
Что касается учреждений культуры, то всем известна история драматического театра в Мариуполе. Его взорвали вместе с людьми, находившимися внутри. Сейчас здание восстанавливают, я там была, видела, как ведутся работы. Но местные говорят, что ходить в этот театр не будут, потому что это братская могила. Не возьмусь их осуждать или поддерживать. Наверное, чтобы определить дальнейшую судьбу театра, должно пройти время.
Место, где рождается дружба
— Какие впечатления остались от Донбасса?
— Пока восприятие тяжёлое. Печать войны везде. Въезжаешь со стороны Ростова на территорию — всюду люди в форме. Все мужчины встали на защиту, многих уже нет в живых: это понятно по тому, какое количество женщин носит чёрные платки. В Донецке всё замерло — там сейчас большие обстрелы. Люди не знают, встанут они утром или нет. Они просто об этом не думают, просто живут. Но в октябре, например, я там увидела, как мамочка с коляской просто гуляла по улице. Это значит, что потихоньку жизнь в Донбассе возвращается в какое-то более или менее мирное русло.
— Планируете новые гастроли агитбригады?
— За две поездки я поняла, что наши концерты очень важны для тех, кто находится за ленточкой. Считаю, что мы всё правильно делаем — помогаем отстаивать право людей быть частью России! Когда жители узнавали, что мы приехали из Красноярска, до которого пять тысяч километров, они говорили: «Боже мой, миленькие». Была такая радость — до слёз! Для жителей Донбасса наши поездки символичны: и они, и мы, преодолевшие ради этих встреч огромное расстояние, — одна страна. Это значит, что Россия с ними.
Съездив туда один раз, осознаёшь, что нужно вернуться. Но необходимо также понимать, что там тебе никто аванса не выдаст, какими бы регалиями ты ни обладал. Организация концертов — лишняя нагрузка для военных. Может возникнуть опасная ситуация, а тут какие-то артисты, и бойцы все в одном месте собрались. Так что перед концертами обстановка немного напряжённая. Но после того, как выступление завершалось, многие подходили, просили задержаться, дать ещё концерты перед другими бойцами, перед детьми, перед мирными жителями.
И конечно, в таких поездках рождается большая дружба. Осенью, во время вторых гастролей, мы очень расширили наши связи, познакомились с новыми удивительными людьми, с общественными деятелями, волонтёрами, с представителями власти. Оказалось, что наш проект им очень интересен, они хотят сотрудничать. В октябре, например, в Краснодаре нас сопровождали сотрудники Кубанского отделения фонда Захара Прилепина, замечательно нас принимали, во всём помогали. «За ленточкой», в Луганске, с нами были офицеры из Центра военно-гражданского взаимодействия второго армейского корпуса. А сейчас эти люди помогают нам налаживать связи с министерствами культуры Луганской Республики и Кубани. Огромную поддержку нашим проектам оказывает министерство культуры Красноярского края. Уверена, что при такой мощной поддержке мы сможем наладить творческий обмен между регионами.
Нюанс
Аван-премьера концертной программы, подготовленной для бойцов и мирных жителей Донбасса, состоялась летом в Красноярском Доме актёра. Первыми зрителями стали участники волонтёрских организаций, помогающие бойцам СВО. Агитбригаду провожали в Красноярске от Вечного огня у музея «Мемориал Победы», где состоялся большой митинг. Вторая поездка стартовала из аэропорта — к южным рубежам России артисты добирались на самолёте.