Новости

Она нам — родная

Она нам — родная

Когда без помощи социального работника не обойтись

“Без нашей Наташи мы сейчас никак”, — говорят ее подопечные. Социальный работник Наталья Исакова своих клиентов — одиноких пожилых людей — посещает почти ежедневно. Круг ее забот велик: принести воду, купить продукты и лекарства, растопить печь, но самое главное — поговорить с пенсионерами…

— Мой район — особенный, это частный сектор Николаевки, — рассказывает Наталья Николаевна. — Здесь много неблагоустроенных домов. Пожилым людям справляться с хозяйством тяжело. Особенно тем, у кого рядом нет родственников, и надеяться можно только на собственные силы.

У Натальи Исаковой пять клиентов. В отделении социального обслуживания населения на дому № 5 она работает не так давно — всего 1,5 года. Говорит, что в профессию попала случайно, так сложились жизненные обстоятельства. Но теперь не представляет, как бы жила, не помогая своим подопечным. В один из дней мы отправились на работу вместе с ней.

С утра Наталья Исакова идет за покупками, заказы пожилые люди дают накануне. Основные приобретения — хлеб, молоко, необходимые лекарства. Вместе с покупками приносит пенсионерам и свежую прессу.

— Наташенька приходит к нам в любое время дня и ночи, как только позовем, — рассказывает пенсионерка Галина Ивановна Жаворонко. — Отношения у нас сложились не просто рабочие — дружеские.

Галина Ивановна с супругом — Николаем Григорьевичем живут в Николаевке уже почти 40 лет. “Нашу Наталью знаем еще совсем маленькой девочкой, — объясняет пожилая женщина. — Я работала в местном магазине, он был единственным на всю округу. Наташа с сестренкой почти каждый день прибегали за покупками”.

В следующем году Галина Ивановна и Николай Григорьевич отметят изумрудную свадьбу — 55 лет совместной жизни. Познакомились и поженились в одной из небольших деревень Красноярского края, где супруг работал на лесоповале. Вскоре в семье родилась единственная дочь, сейчас она живет в Москве. Через некоторое время супруги решили переехать на Дальний Восток на заработки. Николай снова устроился на лесозаготовки. Но жизнь в далеком краю не сложилась. Семья переехала в Красноярск.

— Первое время мы жили в совсем неблагоустроенном доме на улице Заливной, — вспоминает Галина Ивановна. — Воду носила в ведрах на коромысле. А крыльцо — высокое, кажется, никогда на него не поднимешься… Сейчас даже вспомнить страшно, как на него с грузом взбиралась. В магазине, куда я устроилась на работу, четыре года не было отопления, так и заработала хронический бронхит. Простудой болели регулярно.

В Красноярске Николай Григорьевич устроился на железную дорогу. Годы тяжелой работы не прошли даром. Сейчас пенсионер сильно болеет, многие повседневные дела для него — большой труд.

— Но он бодрится, — рассказывает Наталья Николаевна. — Дрова мне приносить не разрешает. Сам носит, сам печь топит. Говорит: вот еще, будет за меня женщина тяжести поднимать.

На пенсии Николай Григорьевич уже 15 лет.

— Мог бы уйти раньше, — говорит он. — Ведь я работаю с 12 лет. Время тогда было тяжелое, послевоенное. Надо было помогать взрослым. Но подтвердить мой детский стаж не получилось — никаких документов с тех пор не сохранилось. Пытался найти их, объехал полкрая, но безрезультатно. Обидно.

Сейчас пожилая пара живет в частном доме. Во дворе — небольшой огород.

— Огурцы, помидоры, капуста — все овощи у нас свои, — с гордостью показывает Галина Ивановна. — Осенью делаю домашние консервы. Хорошо, что не так давно нам в дом провели холодную воду — теперь не приходится таскать ведра на себе. Но все равно в частном доме нам — пенсионерам — жить тяжело, особенно зимой.

Снега наметает — выше забора. Расчищать дорожки, убирать сугробы с крыши — дело непосильное. В прошлом году зимой приезжала дочь — помогала. Но понятно, что постоянно к нам она не наездится — слишком далеко живем. Хотя в целом мы стараемся выполнять домашние дела сами. Вот только далеко от дома выходить не можем. Николай Григорьевич — из-за болезни, а я боюсь его оставлять надолго одного. Вчера ему потребовалось лекарство — боли были очень сильными. Обошла все местные аптеки, не нашла. Вернулась домой, заплакала от бессилия. Рассказала Наташе, она съездила на правый берег, нашла препарат.

Пока мы разговариваем с хозяевами, Наталья заносит в специальные тетради данные о покупках — дата, название, стоимость. За каждую потраченную копейку — строгий отчет.

Следующий визит — в дом Анны Ионовны Сницеревой и Иннокентия Дмитриевича Минеева. Здесь самая тяжелая работа — доставка воды. Тяжелая фляга вмещает четыре ведра. До колонки и обратно — 137 шагов, с начала в гору, потом вниз. Расстояние подсчитал Иннокентий Дмитриевич. Раньше за водой он ходил сам, сейчас, из-за болезни, делать это не может. Зимой дорогу раскатывают дети — устраивают из нее ледяную горку. И тогда поход за водой становится вовсе экстремальным занятием.

— Я проработал в вагонном депо 40 лет, там и познакомился с будущей супругой, — рассказывает хозяин. — Вместе мы уже 45 лет.

В небольшом домике пенсионеров — чистота и порядок. В углу в картонной коробке недавно поселился новый обитатель — маленький котенок Кузя. Хозяйство пожилые люди ведут сами. Самая большая трудность, как и у большинства остальных жителей Николаевки, — то, что дом не благоустроенный. Дрова, воду нужно приносить ежедневно.

— Хотя к такой жизни мне не привыкать, — говорит Анна Ионовна. — Я родилась в деревне в Манском районе. У родителей было 10 детей. С детства привыкла к такой работе. Помню, как маленькие с братом ездили в лес за дровами, сеном. Сейчас, конечно, такими делами заниматься тяжело. Хорошо, что социальный работник предложил нам свою помощь.

В Красноярске Анна Ионовна переехала в 1954 году. Устроилась работать на комбайновый завод, потом — на железную дорогу.

— Не поверите, но за все годы работы воспользовалась возможностью бесплатного проезда только один раз, — вспоминает она. — Тогда решила съездить в Одессу. Но при пересадке в Москве родственница попросила помочь с дачными делами. Отказать не смогла, так до моря и не доехала. Каждый отпуск уезжала к родным в деревню. Надо было картошку копать, на сенокосе помогать… А теперь пришла наша очередь получать помощь. Возраст уже не тот.

Пенсионерам Наталья Николаевна принесла продукты и сканворды — их очень любит разгадывать Иннокентий Дмитриевич. Совершила два похода за водой — одной фляги на все хозяйственные нужды не хватает. Поговорила о погоде и здоровье. Это кажется, что темы — пустячные. Пожилым людям очень важно общение.

— Первые дни Анна Ионовна и Иннокентий Дмитриевич были предельно кратки, присматривались ко мне, — рассказывает социальный работник. — Сейчас мы с удовольствием беседуем на разные темы. Я так хорошо знаю судьбы моих клиентов, их жизненные истории, рассказы про родственников, что кажется: мы — одна семья.

— Наталья — молодец, — хвалит социального работника Анна Ионовна. — Зимой помогала дрова укладывать, снег-то я сама стараюсь расчищать — надо обязательно шевелиться.

Последний пункт маршрута — дом Веры Андреевны Шубко.

____— С ней у нас сложились особые, доверительные отношения по нескольким причинам, — рассказывает Наталья Исакова. — Она — мой самый первый клиент. Кроме того, Вера Андреевна живет совсем одна, поэтому стараюсь помочь ей максимально. Существует определенный перечень услуг, которые обязаны выполнять социальные работники. Когда Вера Андреевна просит меня сделать что-то, не входящее в мои обязанности, отказать ей не могу. Мою окна, потолки, помогаю на огороде.

— Наташенька приходит ко мне три раза в неделю, — говорит Вера Андреевна. — И поможет, и поговорит. Я уже 15 лет живу одна, с тех пор как мужа похоронила. Конечно, и тяжело, и грустно. У детей и внуков — свои семьи, своя работа. Уже и правнуки у меня есть. Но навещают не так часто, как хотелось бы. А Наташа мне как родная стала. Никогда не отказывает в помощи и побеседовать время находит.

— Думаю, что никто не сможет оспорить важности труда социального работника, — считает Людмила Варыгина, руководитель центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Железнодорожного района. — В нашем учреждении на дому обслуживается 600 одиноких пожилых людей. Для каждого из них социальный работник — самый необходимый, близкий человек. К сожалению, нередко в силу разных жизненных обстоятельств пенсионеры остаются одинокими. Старость и болезни затрудняют повседневные дела. И без помощи близких людей не обойтись. Такими родными людьми для них становятся наши специалисты. Они не просто помогают в домашних делах, они отвлекают от грустных мыслей, сообщают новости, развлекают беседами. Хочется отметить, что все социальные работники нашего центра работают по призванию, душевной доброте, щедрости. Они действительно украшают жизнь своих подопечных.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА