Новости

Ждем маму…

Ждем маму…

В первый класс малышей ведут воспитатели приюта

Разговорчивый Никитка с гордостью сразу сообщает гостям, что он уже пошел в школу. Там ему нравится, мальчик рассказывает, что полюбил рисование, физкультуру и за месяц нашел трех новых друзей. На первое сентября, вспоминает Никита, он был нарядный и с красивым букетом цветов. Понравилось все — и класс, и учительница, и ребята. После учебного дня первоклашку ждали праздник, подарки и сладости.

Вот только в этот самый важный для ребенка день на школьную линейку с ним шла не родная мама, а воспитатель детского приюта. Сегодня только в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних “Забота” находятся восемнадцать ребятишек в возрасте до семи лет. Кто-то уже проживает в стационарном отделении, кто-то пока находится на карантине. В этом году в первый класс собрали шесть воспитанников “Заботы”. Все они прошли полноценную дошкольную подготовку и ничуть не уступают сверстникам из обычных семей.

Работать с такими маленькими детьми — большая ответственность. Например, пожилые люди уже имеют определенный опыт, собственные убеждения. Пусть жизнь их сложилась в итоге непросто, но у них были профессия, семья, друзья. Малыши, попадающие в приюты, делают еще только первые шаги. И от того, что заложено в них в эти годы — доброта или жестокость, сочувствие или равнодушие, зависит будущее. Эти ребятишки уже столкнулись с проблемами, которые не каждому-то взрослому разрешить под силу. Нередко пережитое крохами очень трагично, оказаться в приюте — для них настоящее спасение. Однако и у этих ребят есть право на счастливые мгновения детства. Педагоги делают все, чтобы время, проведенное в “Заботе”, запомнилось им не как пребывание в казенном учреждении, а как период, когда тебя окружили искренним теплом и вниманием.

Как рассказывает заведующая стационарным отделением Марина Москвичева, дети попадают к ним разные. Многие в пять-семь лет не имеют представления об элементарной гигиене. Чистить зубы, мыться каждый день, спать на чистых простынях — всему этому воспитатели терпеливо изо дня в день учат своих подопечных. Первое время и кормить таких ребятишек сложно. Они ни разу в жизни не ели суп, рыбу, не пили компота и киселя, поначалу соглашаются есть только хлеб и чай. Даже играть таких детей приходится учить. Например, в “Заботе” находились два брата, младшему четыре года, старшему шесть лет. Мальчишки не знали слова карандаш, называли его палочкой. Какой же был восторг, когда они обнаружили, что карандаши бывают еще и цветные.

То, что при должном внимании и заботе можно вернуть к нормальной жизни даже самого запущенного ребенка, воспитатели знают на собственном опыте. Год назад в приют поступил шестилетний мальчик. Загуляв, родители оставили сына и его младшую сестру у случайных знакомых. Через сутки те позвонили в милицию. Девочка была слишком мала, и ее отправили в детский дом, а вот мальчика привезли в “Заботу”. Новичок не разговаривал, не общался, не хотел идти на контакт. Речь ребенка была настолько непонятна, что воспитатель по несколько раз переспрашивала и уже, отчаявшись, просила показать, что же хочет мальчик. Долгое время “Маугли” играл один, никого к себе не подпуская. К работе с ребенком сразу подключились логопед и психолог. Через полгода стал заметен качественный скачок в развитии малыша. У ребенка улучшилась речь, он привык к коллективу, занятиям. А в этом году по возрасту нужно идти в школу, и мальчик отправился в первый класс. Конечно, специалисты волновались, как адаптируется воспитанник в новых условиях. Однако классная руководительница успокоила — да, мальчик быстро устает и начинает отвлекаться, но изначально интерес к знаниям, самому процессу учебы есть.

Надо отметить старания педагогов социальных центров — они делают все, чтобы дети не чувствовали себя обделенными в привычных для благополучных семей ребячьих развлечениях. Специалисты договариваются с кинотеатрами, зоопарком, цирком, театрами, несколько раз в год организуются экскурсии. Но даже самые веселые забавы не заменят главного.

— Малышам очень не хватает родительской ласки, — рассказывает Марина Москвичева. — Только заходишь, они к тебе жмутся, чтобы погладили, обратили внимание. К некоторым детям родители все-таки приходят. Ребятишки этих встреч ждут и иногда даже спорят, чья мама лучше.

Есть воспитанники, о которых не забывают бабушки, отцы, но в силу разных обстоятельств взрослые не могут взять детей под опеку. И даже для тех, кого навещают в лучшем случае раз в год, а нередко и совсем забывают, мама все равно самое дорогое.

— Дети часто задают нам вопрос: “А где мои родители?”, — рассказывает воспитатель младшей группы Марина Билая. — Приходится отвечать: “Ждем…”. Многие родители наших воспитанников еще не лишены своих прав, но имеют временное ограничение. Им дается возможность найти работу, бросить пить, создать семью. Кто-то пользуется этим шансом и берется за ум, позже суд выносит решение о восстановлении их в родительских правах. Но бывает и по-другому. Одному из наших мальчишек мать на встрече сказала: “Ищи себе новых родителей”.

Заменить маму и папу своим подопечным педагоги не стремятся. Да и нельзя этого делать. Бывает, трехлетние малыши пытаются назвать воспитателя: “мама”, но специалист мягко поправляет — нужно по имени-отчеству. Мама одна, и, возможно, она еще одумается и подарит наконец своему ребенку кусочек детства.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА