Новости

Чужих детей не бывает

Чужих детей не бывает

О возрождении института наставничества в Красноярске

Трудные подростки живут рядом с нами. Зная об их существовании и, может быть, теоретически сочувствуя им, в большинстве своем мы отгораживаемся от них, проходим мимо этой проблемы. А может быть и совсем по-другому.

“Чужих детей не бывает” — так называется переговорная площадка, которую проведут в рамках традиционного Красноярского городского форума, он состоится 15—16 октября. О ней рассказывает Наталья Боброва, руководитель главного управления социальной защиты населения администрации Красноярска.

— В ходе работы переговорной площадки мы планируем обсудить очень интересный и, на наш взгляд, актуальный вопрос: развитие института наставничества в Красноярске. Тема выбрана не случайно. По итогу первого полугодия 2010 года в нашем городе на учете в органах социальной защиты населения состояло 387 детей, находящихся в социально опасном положении, 102 условно осужденных несовершеннолетних, большая часть которых склонна к повторному совершению правонарушений. Эти, так называемые, трудные дети педагогически запущены, социально-неуправляемы, с отклонениями в поведении — их можно называть как угодно, но все они в силу сложившихся жизненных обстоятельств больше других подвержены негативным влияниям общества, родителей, сверстников. Многим из них не хватает понимания, тепла, заботы, они остро чувствуют одиночество.

— В городе уже многие годы разными ведомствами проводится профилактическая работа с детьми, в том числе находящимся в группе риска. Насколько она эффективна?

— В Красноярске делается многое для повышения эффективности профилактической работы с трудными детьми и подростками. Совершенствуется законодательство, повышаются требования к структурам, участвующим в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Большое внимание уделяется и индивидуальной работе с каждым ребенком, и комплексной системной помощи социально-неблагополучным семьям. Разрабатываются и успешно реализуются порядки межведомственного взаимодействия по вопросам защиты прав и интересов детей, принимаются нормативно-правовые документы, закрепляющие функциональную ответственность за индивидуально-профилактическую работу с несовершеннолетними и их семьями. Другими словами, в нашем городе на сегодняшний день работает слаженная система органов профилактики с квалифицированными, неравнодушными к детским проблемам специалистами.

Вместе с тем недостаточно качественно исполнять действующие законы и порядки, чтобы коренным образом переломить ситуацию с подростковой преступностью, исключить ситуации, когда дети находятся в социально опасном положении. Практика показывает, что не всегда возможно силовыми методами вручить трудным подросткам путевку в жизнь. Эта проблема, к сожалению, сегодня остается актуальной для всех субъектов системы профилактики города. Поэтому поиск эффективных, новых методов и приемов работы с подростками — главная задача, которую мы ставим перед собой при организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями.

Часто подросток, не находящий понимания, слышащий лишь упреки, обвинения и унижения, остается в положении, когда весь мир против него. Вместе с тем он, как любой человек, нуждается в помощи и поддержке, его мучает собственная неопределенность и одиночество. И необходимо создавать в обществе атмосферу всеобщего неравнодушия к таким ребятам. Именно с этой точки зрения мы и решили вернуться к институту наставничества как к лучшему из прошлого, которое, надеемся, сработает на будущее наших детей.

— Использовать систему наставничества в советское время — время “равенства и братства” — это совсем не то же самое, что реализовать идею в сегодняшних условиях. Есть ли современный опыт наставничества в России?

— Во многих регионах страны уже возродилась традиция закрепления за трудными подростками наставников из числа чиновников и уважаемых граждан. Наши коллеги из Краснодарского края, Пензенской, Рязанской и Липецкой областей, а также Хабаровска и городов Хакасии уже гордятся результатами развития наставничества в профилактической и реабилитационной работе с несовершеннолетними. Главным его преимуществом они называют то, что убеждение и личный пример авторитетного человека в большинстве случаев способны изменить поведение трудного ребенка в лучшую сторону. Важно и то, что наставничество придает людям, искренно заинтересованным в решении проблем детей, общественный статус, подросткам — веру в то, что они небезразличны своей стране, а специалистам — надежду, что в судьбе большинства трудных подростков произойдут устойчивые положительные изменения.

— Наталья Леонидовна, насколько, на ваш взгляд, красноярцы готовы к такой идее — взять шефство над трудными подростками? Сразу же понятно — дело это нелегкое…

— Опыт работы показывает, что в Красноярске имеется большой потенциал, который мы пока мало используем в работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Это общественность. Среди жителей нашего города немало людей, которые без всяких поручений, искренно и безвозмездно участвуют в жизни детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, становятся взрослыми друзьями для трудных подростков. Уже сегодня муниципальные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с благодарностью могут говорить о своих постоянных спонсорах, которые приходят на помощь, когда необходимо решать вопросы реализации прав детей, а также защиты их интересов.

Надеемся, что развитие института наставничества в Красноярске позволит придать работе с детьми душевности, искренности и личной ответственности граждан города. Ведь чаще всего самому ребенку намного важнее ощущать свою значимость и защищенность, нежели получать какие-либо материальные блага.

Безусловно, развитие института наставничества — это очень ответственный и нелегкий шаг. Наставник — это человек, идущий чуть-чуть впереди, подтягивая ребенка к себе, упорядочивая его мысли, чувства, линию поведения. Потребуется немало усилий для того, чтобы подготовить наставников к взаимодействию с детьми, сформировать у ребят уверенность в искренности наших намерений и заслужить их доверие. Необходимо будет разработать методические пособия и памятки по работе с подростками и информационные материалы, сформулировать основные принципы наставничества, продумать его нормативно-правовое закрепление.

На переговорной площадке “Чужих детей не бывает” в рамках Красноярского городского форума хотелось бы выслушать мнения специалистов органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, найти единомышленников в этом начинании, услышать экспертные предложения по данному вопросу. Важно подобрать команду людей, готовых тратить свое время и силы для того, чтобы дети города Красноярска были счастливы. Ведь как еще в XIX веке сказал английский писатель Оскар Уайльд: “Единственный способ сделать детей хорошими — сделать их счастливыми!”

Всех тех, кто стремится и предпринимает реальные шаги к тому, чтобы переломить тревожную ситуацию, связанную с безнадзорностью и правонарушениями среди несовершеннолетних, мы приглашаем на нашу переговорную площадку, посвященную развитию института наставничества в Красноярске.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА