Проспект культуры
В Красноярске покажут оперу «Борис Годунов» в первой авторской редакции Мусоргского
Премьерные показы пройдут 24, 25 и 26 ноября.
Красноярский театр оперы и балета им. Д. А. Хворостовского через две недели представит театралам города премьерные спектакли оперы «Борис Годунов» (12+), поставленную в первой авторской редакции композитора Модеста Мусоргского.
По словам пресс-секретаря театра Марии Зыряновой, это первая премьера нового театрального сезона.
– За музыкальную основу постановки взята первая авторская редакция композитора Мусоргского. То есть в спектакль не включены Польский акт и сцена под Кромами, которые были добавлены в более поздних редакциях партитуры, – сообщила Мария Зырянова.
Музыкальное руководство сценической версией взял на себя главный дирижер театра Дмитрий Юровский, постановщик – главный режиссер Ирина Лычагина, сценографию создает главный художник театра Мария Высотская.
Интересна постановка тем, что ее представят в формате семистейдж, то есть в облегченном варианте с более лаконичными декорациями. Помимо этого, специально для этого спектакля труппе Красноярского театра оперы и балета были переданы на 3 года уникальные аутентичные костюмы Большого театра, созданные по эскизам известного театрального художника Павла Каплевича.
– Это около двухсот парчовых и меховых шуб, расшитых драгоценными камнями, бисером и шелком, – добавили в театре.
Костюмы персонажей спектакля имеют непростую историю. В 2014 году они были переданы сибирякам Большим театром на три года. Уникальные костюмы были созданы для «Бориса Годунова» кинорежиссера Александра Сокурова, который поставил знаменитую оперу в Большом в 2007 году. Однако срок аренды и закончился – и в 2018 году костюмы уехали обратно в Большой театр. Но теперь они вновь будут блистать на красноярской сцене.
Сами артисты отмечают, что костюмы очень удобны в носке, несмотря на наличие шуб и шапок. В театре пояснили, что костюмы сшиты из «пророщенных тканей» по специальной технологии, которая позволяет сымитировать любую фактуру – от парчи до войлока.
Главный режиссер Ирина Лычагина отметила, что в постановке задействован практически весь коллектив театра:
– Хор взрослый и детский, 30 солистов, оркестр, все службы. Будет масштабный и красивый проект, – рассказала режиссер. – Несмотря на отсутствие богатых декораций, зрители окунутся в эпоху смуты благодаря таланту исполнения наших артистов, ведь это гораздо важнее – вжиться в своего героя, понять его, чувствовать музыку и себя на сцене.
Исполнительница роли Ксении Годуновой, солистка Виктория Маслюкова отметила, что в исторических спектаклях ей комфортно выступать и достаточно просто вжиться в образ.
– У меня небольшая роль, ведь Мусоргский в основном писал оперы для мужских голосов. Но будет сольный выход. Хочется отметить, что наряд именно для этого спектакля, на мой взгляд, самый комфортный – часто в исторических постановках они достаточно жаркие и тяжелые, а в этих будет легко передвигаться по сцене и, конечно, петь.
Тенор Андрей Колобов, которому отведена роль Гришки Отрепьева, рассказал, что эту партию исполняет не впервые.
– В нашем театре уже шел «Борис Годунов», но в другой редакции. Тогда были партии Самозванца, которых не будет в премьерной версии. Местами нужно было просто вспомнить материал, но в начале спектакля из-за другой версии заложены совсем другая мелодика и ритм, поэтому было немножко непривычно, – отметил Андрей Колобов.
Интересно, что роль Федора сыграет не мужчина, а солистка театра Виктория Кангина:
– Композиторы писали мужские роли для женских голосов потому, что образ подростка не может сыграть взрослый мужчина. Поэтому такие партии отдают женщинам с низким голосом, в частности, меццо-сопрано, – делится Виктория. – Носить мужской костюм мне уже привычно, я часто в театре исполняю мужские партии, это мое амплуа.
Отметим, заглавную партию в премьерных показах исполнят солист Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Дмитрий Ульянов и солист Пермского театра оперы и балета Гарри Агаджанян.