Новости

Восстать из пепла

Восстать из пепла

поможет только личная ответственность собственников

Глава государства Дмитрий Медведев всерьез задумался над тем, как убедить граждан в необходимости страховать свое жилье. Сейчас в России застраховано лишь десять процентов недвижимости — ситуация, по словам президента, немыслимая ни в одной цивилизованной стране. А вспоминая недавние пожары, он назвал ненормальной практику, “когда страховые выплаты подменяются государственной помощью”.

Минувшее лето с его засухой, лесными пожарами и уничтоженными огнем поселками истощили и без того дефицитный госбюджет: помощь потребовалась слишком многим. И коль скоро страховой рынок России развивается не так интенсивно, как того хотелось бы, государство решило само подтолкнуть его поближе к мировой практике, когда проблемы жителей с утратой имущества и здоровья решают в основном страховые компании, а не власти.

“Если мы исходим из необходимости создания международного финансового центра, то либо у нас будет нормальный страховой рынок, либо никакого международного финансового центра у нас не будет”, — заявил президент. Он уверен: необходимо сделать страховой институт основным методом снижения убытков. Развитие страхования до уровня, на котором этот экономический инструмент существует сегодня в развитых странах, избавит государственный бюджет от груза компенсации возникающих в чрезвычайных ситуациях потерь предприятий и граждан.

Только в этом году около десяти миллиардов рублей из госбюджета выделяются в виде субсидий сельхозпроизводителям, пострадавшим от засухи. Затраты федерального бюджета на тушение лесных пожаров и на компенсации пострадавшим составили около 12 миллиардов рублей. Затем правительство дополнительно выделило на выплаты погорельцам и обеспечение их жильем еще 2,67 миллиарда. Выплаты из бюджета на восстановление сгоревших домов, по предварительной оценке Минрегионразвития, составляют около шести миллиардов рублей.

Отчасти обязанность по возмещению убытков взяли на себя крупнейшие российские страховые компании. Так, Росгосстрах выплатит около 200 миллионов рублей гражданам, чья недвижимость сгорела этим летом. Но это — капля в море. Дмитрий Медведев считает, что прошедшее лето продемонстрировало, что страхование как метод снижения убытков работает плохо. “Из домов, пострадавших от пожаров, застрахованными оказались лишь 15 процентов. Это символ того, как относятся у нас к страхованию”, — сказал он.

Разумеется, власти не в восторге от роли главного страховщика страны. “Наши граждане должны поступать так, как это делается во всем мире: застраховать все риски, — заявлял президент. — Люди должны быть уверены, что реально получат возмещение. Надо развивать институты добровольного и обязательного страхования”.

Именно к этому должна привести работа, которую глава государства поручил премьер-министру Владимиру Путину. До 1 ноября текущего года правительству необходимо внести изменения в законодательство, которые призваны поднять до международного стандарта оценки ущерба жизни и здоровью граждан, стимулировать интерес людей к добровольному страхованию жизни, здоровья и имущества. Планируется и введение обязательного страхования государственного имущества, сдаваемого в аренду.

К слову, идею о введении обязательного страхования недвижимости Медведев не поддерживает, считая, что надо привлекать граждан, сделав страхование имущества дешевым и выгодным.

“Городские новости” узнали, на что могут рассчитывать красноярцы, чье жилье не застраховано, в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Начальник отдела организации социальной помощи главного управления социальной защиты населения администрации Красноярска Виктория Мальцева пояснила, что граждане могут получить материальную поддержку от муниципалитета. Но небольшую.

— Специальных законов о материальной поддержке граждан, у которых возникли проблемы с жильем, не существует, — рассказывает Виктория Геннадьевна. — Скажем, если в доме случился пожар или затопление, жильцы обращаются в районную администрацию, оттуда специалисты выезжают на место происшествия, оценивают ущерб. Затем из средств районного резервного фонда выделяется материальная помощь. Размер ее хоть и регламентирован, но на большие суммы рассчитывать не стоит. Кроме этого, в городе существует программа социальной поддержки населения в трудной жизненной ситуации. По ней семья может получить максимум 15 тысяч рублей в год.

Если граждане лишились крыши над головой, им может быть предоставлено временное жилье. Однако всех проблем это не решит.

В этой связи Виктория Мальцева констатирует: “Всегда имеет смысл страховка! Социальные выплаты не могут покрыть все ущербы. Именно поэтому собственники должны понимать, что в случае чего они останутся без жилья. Надо рассчитывать только на себя, а значит — страховать”.

Кстати, до момента ликвидации Госстраха в нашей стране действовало обязательное страхование от огня загородных строений. Механизм работал достаточно эффективно, и люди привыкли нести ответственность за свои дома. Быть может, именно поэтому даже после того, как Госстрах ушел в историю, многие люди пожилого возраста продолжали страховать свое жилье от пожаров.

— Этот вид страхования наиболее нужный, — уверена Татьяна Захарова, заместитель руководителя департамента розничных продаж крупной страховой компании Красноярска. — Конечно, не каждый год в нашей стране случаются такие пожары, как нынешним летом, однако проблема природных возгораний всегда существовала и существовать будет. И возлагать на государство всю ответственность за компенсацию убытков невозможно. Поэтому все-таки культура страхования должна развиваться. Наши граждане должны понимать, что это их имущество и нужно заботиться о нем самостоятельно.

Впрочем, по словам Татьяны Валентиновны, застраховать дома повсеместно будет проблематично. В России немало заброшенных населенных пунктов, которые находятся в глуши. Селения эти, как правило, с разваливающимися домами, оценить которые не представляется возможным, да и элементарно добраться туда может быть проблематичным.

В Красноярске также есть свои “вечно проблемные” зоны. Например, дома, которые постоянно подвергаются подтоплению. Люди знают об этом, но страховаться не спешат.

— Страховщикам, конечно, и самим не совсем выгодно работать с недвижимостью в районах, где подтопления прогнозируемы и ожидаемы, однако удивляет другое: почему сами жильцы не обращаются к нам, — недоумевает Татьяна Захарова. — Людям проще выйти на пикет и требовать помощи от государства. Хотя в случае с подтоплением им никто не мешает застраховать хотя бы свое имущество — внутреннюю отделку дома, бытовую технику.

На вопрос о причинах пассивности наших граждан Татьяна Валентиновна рассуждает об особенностях российского менталитета: люди просто привыкли рассчитывать на кого-то и постоянно ждут помощи со стороны. Говорить о дороговизне страховых полисов сегодня не приходится. В среднем страхование недвижимости и имущества стоит от 0,7 до 1,5 процента от того, что человек имеет.

— Страхование дома от пожара стоит менее одного процента от его стоимости, — говорит представитель страховой компании. — Полный пакет рисков, который включает в себя и коммунальные аварии, и стихийные бедствия, близок к единице. Дополнительное страхование имущества — 1,5 процента.

Однако при возросшей популярности страхования может возникнуть серьезный недостаток: граждане будут специально жечь свои дома ради получения денег. С такой проблемой Россия уже сталкивалась в начале прошлого века. По мнению нашего эксперта, избежать мошенничества действительно будет сложно. Как показал опыт того же ОСАГО, первые год-два случаев подставных аварий было немало. Но со временем стало меньше. Экспертизы, расследования, возбужденные уголовные дела сдерживают мошенников. Рынок страхования недвижимости также будет стремиться стать цивилизованнее.

Считаем убытки

Что уничтожили пожары в России в июле — августе 2010 года:

  • Люди — 50 погибли, 458 ранены
  • Дома — 2 000
  • Леса — 800 тыс. га
  • Ущерб в рублях — 450 млрд руб.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА