Новости

Кузнецовская плата

Кузнецовская плата

Красноярск становится общероссийским центром переработки отходов

Недавно в Иркутской области случился экологический скандал — вроде того, что разгорелся у нас вместе с канским лигнином. Только там не напустили ядовитого дыма, а чуть не отравили целое село с праздничным названием Первомайское, завалив его тремя тоннами пестицидов и агрохимикатов. Когда пошли жалобы от жителей и началось разбирательство, выяснилось, что отрава бесхозная и никто за нее ответственность брать на себя не хочет. Дело о пестицидах попало на стол министру сельского хозяйства области, тот предписал “немедленно устранить нарушения”, и в резервном фонде района тут же нашлось 334 тысячи рублей. Яд, как сообщили в иркутской администрации, был утилизирован. Вероятно, завернули в брезент. Но поскольку специализированного полигона для длительного хранения подобной дряни у наших соседей нет, они связались с красноярским ЗАО “Зеленый город” и предварительно договорились разместить отходы на полигоне “Серебристый”, что в трех километрах от деревни Кузнецово Березовского района.

В этой организации “Городским новостям” сообщили, что пока никакого договора с иркутянами насчет первомайских пестицидов не подписано. Но, по словам заместителя директора ЗАО по производству Светланы Морзовик, с соседней областью они действительно работают — ведь таких полигонов, как “Серебристый”, в стране единицы.

— При нормальной утилизации отходов, грамотном соблюдении технологии ничего страшного в перевозке ядов из региона в регион нет. Наоборот, мы зарабатываем на этом и платим налоги, — добавила заместитель директора.

Думается, следует рассказать о “Серебристом” подробнее — как выяснилось, таких полигонов в России действительно всего три, однако в Красноярске о нем почему-то мало кто знает. Даже те, кто живет рядом с Черной сопкой правобережья, с одной стороны которой, собственно, и складируют отходы. Хранилище было торжественно открыто четыре года назад с участием высоких чиновников краевой еще администрации. Выступая на мероприятии, генеральный директор “Зеленого города” отметил, что строительство этого полигона призвано решить вопрос захоронения пестицидов и химикатов на территории Красноярского края, а следовательно, и вопрос экологии.

В тени громких дискуссий о хранении в крае отработанного ядерного топлива остаются отходы обычные — пестициды, хлористые соединения и прочее. Тем не менее и они поступают сюда из других регионов
В тени громких дискуссий о хранении в крае отработанного ядерного топлива остаются отходы обычные — пестициды, хлористые соединения и прочее. Тем не менее и они поступают сюда из других регионов

— Технология здесь такова, — продолжил он. — Площадка для хранения расположена в склоне горы, где нет подземных вод, куда могли бы попасть отходы. В котловане глубиной восемь метров расположены пять бетонированных, гидроизолированных секций общим объемом 12 тысяч кубометров. Сверху емкости перекрыты сборными железобетонными плитами увеличенной толщины. Подобная технология позволит в будущем переработать все собранные ядохимикаты, если будет разработана технология их переработки.

В свою очередь, представители администрации подчеркнули, что на “Серебристом” полностью соблюдены все требования безопасности: “Во-первых, все сделано в соответствии с существующим законодательством, во-вторых, нет никаких вопросов с обеспечением охраны этого объекта. И, что особенно важно, соблюдены все требования к технике хранения отходов — не будет нанесено вреда окружающей среде”. После чего и перерезали красную ленточку.

На сайте ЗАО говорится о полигоне несколько подробнее. Официально “Серебристый” — площадка для захоронения и размещения отходов первого и второго класса опасности — это, например, отходы химического производства, просроченные и запрещенные к применению пестициды и агрохимикаты, конденсаторы, трансформаторы и прочее. Цитируем: “Перед тем, как отправить отходы на хранение, их укладывают в стальные герметичные контейнеры, которые потом помещают в бетонные емкости и размещают на полигоне. Таким образом, исключается доступ кислорода к отходам, а значит, и возможность их негативного воздействия на окружающую среду. Более того, ежемесячно на полигоне проводятся замеры воздуха, почвы и воды в соответствии с требованиями экологической безопасности”.

Зачем вообще строили этот полигон, понятно. В крае масса производств, оставляющих после себя опасные отходы, — например, на ангарском свинцово-цинковом комбинате много лет существует так называемое “хвостохранилище”, то есть гора переработанной руды. По оценкам экологов, эти “хвосты” вызывают у населения онкологические заболевания, астму, отравляют организм свинцом и цинком. Общепризнано, что в Красноярском крае подобных мест сколько угодно. Особенно это касается упомянутых выше удобрений. Хранятся они обычно в полуразрушенных складах, а часто и просто на земле, представляя собой нешуточную опасность и для природы, и для населения. Как знать, не повторится ли в крае “иркутская история” с пестицидами? Поэтому пуск “Серебристого” по всем статьям выглядит благородным начинанием (да и сам “Зеленый город” называет борьбу за экологию благородным делом).

Но есть во всем сказанном тревожащие нотки.

В тени громких дискуссий о хранении в крае отработанного ядерного топлива остаются отходы обычные — пестициды, хлористые соединения и прочее. Тем не менее и они поступают сюда из других регионов

Во-первых, сам руководитель полигона на открытии признал, что универсальной технологии переработки отходов “высоких классов” пока нет. А при сочетании двух факторов — глубине котлована в восемь метров и изобилии ядовитых веществ, которые везут на “Серебристый” (кроме пестицидов, это еще и свинцовые аккумуляторы, остатки ядовитейшего крезола, гидравлических масел), — есть опасность быстрого заполнения хранилища. Будем надеяться, что переработчики поступят столь же оперативно, как работники атомной отрасли, применяющие при хранении ОЯТ новые технологии.

И, во-вторых, Кузнецовское плато, под бочком у которого просверлили ядовитую скважину, — одно из перспективных мест городской застройки. Жители правобережья даже сравнивают площадку недалеко от “Серебристого” с “Удачным” — земля там по местным меркам считается элитной. И природа богатая, а с учетом остановки ряда крупных заводов правого берега — и экологически чистая. Но, как понятно из сложившейся обстановки, расширяющаяся информация о деятельности нового полигона может как-то повлиять на задумки строительного бизнеса. Есть, правда, и такие состоятельные господа, которым плевать, есть рядом забетонированные пестициды и масла или нет. Но есть и такие, которым не все равно. Любопытный конфликт интересов, не правда ли?

Кстати, о собственных заработках “Зеленого города”. При открытии полигона было сказано, что предприятиям хранение одной тонны отходов обойдется в 100 тысяч рублей, что в принципе ниже, чем на аналогичных хранилищах в России. Следовательно, иркутские агрохимикаты даже по ценам 2006 года обойдутся нашим соседям всего в триста тысяч. Это не так уж и много, особенно если учесть, сколько ядовитых пестицидов и прочей отравы разбросано по одному только Красноярскому краю. Бизнес, безусловно, тоже выгодный. Другое дело, что у многих крепких хозяйственников руки до отходов собственного производства просто не доходят. Некогда. И если конфликт интересов действительно возникнет, разбираться в нем придется правительству региона — контракты с “Зеленым городом” заключает именно оно. Впрочем, проблема уже на слуху в Законодательном собрании. Там не так давно рассматривали вопрос “О совершенствовании системы обращения с отходами производства и потребления в Красноярском крае”. Правда, сенсации из разговора не получилось, но решение-таки приняли — разработать “единую межведомственную программу совершенствования системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления на основе единой концепции”.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА