Проспект культуры

«Вам не нужно покидать дом»: красноярская группа «Монголоид» выпустила новый альбом «Жилой комплекс «Восторг»

Музыканты коллектива рассказали о новом релизе, мистицизме и своём творчестве.

«Вам не нужно покидать дом»: красноярская группа «Монголоид» выпустила новый альбом «Жилой комплекс «Восторг»
Юля Полеева и Антон Егоров.

Красноярская группа «Монголоид» уже давно заняла в Красноярске особое место в когорте местных коллективов андеграундной сцены. Коллектив постоянно удивляет слушателей интересными промо и изобретательным подходом к своему творчеству. Вот и сейчас группа превратилась в своеобразную строительную компанию, которая сегодня возвела новый альбом под названием «Жилой комплекс «Восторг». В него коллектив предлагает переселиться прямо сейчас.

Журналист Gornovosti Дмитрий Попугин пригласил фронтмена группы «Монголоид» Антона Егорова и солистку коллектива Юлю Полееву в редакцию, чтобы узнать подробности нового альбома и спросить, есть ли там пруд с маленькими рыбками.

– Группа «Монголоид» выделяется на фоне остальных красноярских коллективов своеобразной кинематографичностью. Песни вызывают различные образы и сюжеты. Это делается намеренно или эффект случаен?

Антон: Я считаю, что это достигается случайно. Ничего намеренно у нас не делается, всё происходит внезапно и спонтанно.

Юля: Но есть определённые моменты, которые создаются специально. Например, различные образы из клипов и видеоприглашений. Но есть в нашей группе обязательный момент! Мы одеваемся красиво на выступления. Вот это мы делаем намеренно!

Антон: Если кто-то из группы приходит на концерт в худи, то мы его выгоняем, и он не играет.

— Удивительным образом «Монголоид» в своём творчестве строит мистический Красноярск, этакую изнанку города, например, сейчас возвели целый «Жилой комплекс «Восторг». В какой песне из нового альбома прослеживается этот мистицизм ярче всего?

Антон: Да, пожалуй, тема некого мистицизма есть во всех песнях в новом альбоме. Они складываются концептуально в одну историю. Песни выстроены от полного непричастия к чувству нахождения дома, такого не бытового, а абстрактного. Мне долгое время жилось достаточно бесприютно, и это отразилось в нашем альбоме.

Юля: Я раньше считала, что во всех песнях из нового альбома присутствует одинаковая доля мистицизма, но потом поняла, что, скорей всего, в этом плане выделяется песня «Экскурсовод». Потому что на композицию есть уже клип, и у многих слушателей, которые видели эту видео работу, возникают в воображении некие картинки из неё. Собственно, весь клип и состоит из мистических историй Красноярска.

— Песня под названием «Призракология» отсылает к одноимённому термину французского философа Жака Деррида. Он ввёл его для обозначения парадоксального состояния призрака, который ни существует, ни не существует. Это определение термина полностью раскрывает смысл песни. Есть ли в новом альбоме и вообще в творчестве группы «Монголоид» подобные интересные отсылки и «пасхалки»?

Антон: Да, я думаю, что волей-неволей отсылки постоянно появляются и порой совершенно случайно. Например, в новом альбоме, в песне «Пивные причалы», есть отсылка на «Агату Кристи». Также название нашей композиции «Черный человек» имеет параллель с фильмом «Черный, черный человек» казахского режиссёра Адильхана Ержанова. Когда песня придумывалась, то фильм даже ещё не вышел.

— Почему было принято решение полностью переделать для нового альбома синглы «Экскурсовод» и «Пивные причалы»?

Юля: В этих песнях переделали немного звук, так как многие нам говорили, что в записи мы звучим немного иначе, чем на выступлениях. Поэтому было принято решение, во-первых, записать живые барабаны, которых нет в старых версиях. Ну и, во-вторых, мы перезаписали вокал. «Экскурсовод» стала полностью с женским вокалом.

— В музыке группы большое внимание уделяется звуку, то есть общему аудиовизуальному ландшафту: шумы, голоса, потрескивания. Как вы думаете, какое влияние на слушателя оказывают эти эффекты?

Юля: Если мы возьмём в пример очень внимательного слушателя, то он более восприимчив. Все эти звуки воздействуют на него как эффект погружения, и он проникнется песней. А вот среднестатистический слушатель может этого, конечно же, и не услышать. У каждого человека свои особенности восприятия.

Антон: Этакий среднестатистический слушатель всё равно может интуитивно улавливать все эти вещи – слои гитар, прочих шумов. Музыка – это не только про песни, это ещё и про звук. Недаром существует множество различных музыкальных жанров, и музыканты, так называемая песенная когорта, занимаются, по сути, поп-музыкой, но в разных аранжировках, из-за этого и вытекают различные жанры.

— Какие группы оказали влияние на группу «Монголоид»? Что стало стартовой точкой в изобретении фирменного звука группы?

Антон: Сложно обозначить некую стартовую точку. Всё берётся понемногу отовсюду, но делается это абсолютно неосознанно. Например, когда мы работали над альбомом под названием «Жилой комплекс «Восторг», то я вдохновлялся брейкбитом и джанглом 90-х. Композиция «Призракология» вдохновлена группой Portishead и музыкантом Burial. Можно сюда отнести и Дельфина, когда он сочинял музыку с Павлом Додоновым. Но, конечно же, все эти музыкальные ориентиры достаточно условны.

— Важной составляющей общего неповторимого эффекта группы является голос Юли. Продумывался вокал в альбоме как дополнительный инструмент воздействия на слушателя?

Юля: Изначально Антон делает демоверсию, затем он отправляет её мне, и там уже есть наметки вокала. Конечно, голос является очень важным инструментом, и с ним очень интересно работать. Причем даже не с точки зрения нотной составляющей, а манеры вокала.

Антон: Порой на концертах ничего не слышно из-за настройки звука, и Юлия Николаева начинает выдавать крикливый вокал, основанный на низком голосе. Он стал её фирменной манерой пения. Очень явно она проявилась в песне «Экскурсовод».

— Выступлениям группы присуща некая театральность и порой иммерсивность. Юля превращается в рок-фурию, а Антон — в безумного солиста группы «На-На». Где эта грань трансформации в своих неких концертных героев? Бывают моменты в жизни, когда эти концертные персонажи прорываются в быту?

Антон: Я бы не назвал свой концертный образ неким персонажем. Как говорил Владимир Георгиевич Сорокин (русский писатель, сценарист, драматург, художник. — Прим. ред.), в творческих проявлениях нужно себя не сдерживать, а в быту — сдерживать полностью. Могу ли я дурацки махать руками в обычной жизни? Наверное, нет, но если только дома я один или в состоянии сна хожу «черным человеком» по комнате... Выступление – это некая попытка вытряхнуть себя из туловища. Мне нравились всегда музыканты, которые пытаются продлить состояние сна, дрёмы, когда человек только просыпается и ещё окончательно не вышел из мира грёз. Вот именно это состояние и хочется передать в собственном творчестве.

Юля: Я вообще считаю, что мой концертный образ и манера поведения в жизни разительно отличаются. Если в жизни, как правильно отметил Антон, есть много сдерживающих факторов, то на сцене этих рамок нет, и я становлюсь чуть более собой во время выступлений. То есть в момент выступления я фокусируюсь на сцене, зрителях, музыкантах. Все мысли о том, что, например, завтра надо сходить к стоматологу, полностью улетучиваются.

Обложка альбома «Жилой комплекс «Восторг»"
Обложка альбома «Жилой комплекс «Восторг»"

— Антон и Юля, расскажите об основополагающей концепции нового альбома «Жилой комплекс «Восторг».

Антон: Если приглядеться к некоторым красноярским постройкам, то можно ощутить, что они могут буквально «наступить» на тебя как чудовища из романов Говарда Лавкрафта. И может случиться непоправимое. И порой кажется, что люди не могут жить в этих бесконечных многочисленных громадах. Волей-неволей иногда думаешь: что за люди там живут, и люди ли они? Это и смешивается с ощущением поиска дома, получается некая утопия, которая основывается на чувстве умиротворения. Вообще, в моём поле зрения не было никаких художественных проектов, которые бы осмысляли тему жилых комплексов.

Юля: Я с Антоном давно знакома, и в наших разговорах всегда проскакивала тема жилых комплексов. Идея сделать проект, который был бы связан с урбанистической составляющей города, вынашивалась достаточно давно. И был только вопрос времени, когда эта идея воплотится в жизнь.

— Расскажите об обложке нового альбома.

Антон: На обложке обычная рядовая семья, которая проживает в жилом комплексе «Восторг». И они просто идут на собрание жильцов.

Юля: Фотография была сделана у нас, в жилом комплексе «Восторг», в живописном сквере, где очень приятно. Здесь есть пруд с лебедями и маленькими рыбками, также там произрастает плющ.

— Новый альбом сложно воспринимать как твёрдое музыкальное заявление. «Жилой комплекс «Восторг» — своеобразный промежуточный этап. Какие дальнейшие творческие планы у коллектива?

Антон: Все песни альбома «Жилой комплекс «Восторг» были написаны в такой период, когда мы толком ещё не понимали, что и как делать в рамках группы «Монголоид», собственно, мы их собрали в некий сборник.

Юля: Пока все творческие планы связаны с нашим новым альбомом. Добро пожаловать в жилой комплекс «Восторг»!

«Переселиться» в новый жилой комплекс на окраине города можно на всех доступных стриминговых площадках, а также по ссылке.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА