Новости

Верхняя полка тарифа

Верхняя полка тарифа

Дальше едешь — меньше платишь

Эта осень приносит хорошие новости пассажирам, предпочитающим передвигаться на дальние расстояния в поездах. Дело в том, что с 1 октября в России впервые начнет действовать Тарифное руководство, которое устанавливает размер сборов и платы на услуги, связанные с перевозкой железнодорожным транспортом внутри страны.

— Связано это с тем, что ранее в России существовал один перевозчик и он же владелец инфраструктуры — ОАО “РЖД”, рассказывает Ирина Солдатенко, заместитель начальника Красноярского железнодорожного агентства структурного подразделения Енисейского филиала ОАО “ФПК”. — После реформирования была создана дочерняя компания, на которую легли функции обслуживания пассажиров в поездах дальнего следования — Федеральная пассажирская компания. ФПК получила 24 тысячи вагонов, но свой вагонный парк остался и у РЖД. Кроме того, существует еще одна инфраструктурная государственная компания — ОАО “АК “Железные дороги Якутии”, которая возит пассажиров по маршруту между Якутском и БАМом. Для того чтобы сделать системы расчетов между компаниями прозрачными и не вызывающими разногласий, тариф был разложен на составляющие: инфраструктурная, вокзальная, вагонная, локомотивная. Для пассажиров конкретно этот факт большого значения не имеет, но позволяет нам всегда точно понимать, кто и кому за что платит, что в свою очередь поможет с максимальной точностью учитывать расходы и доходы компаний.

Тем не менее новое Тарифное руководство внесет некоторые новшества в жизнь пассажиров. В первую очередь это касается цены билетов. Так, по предварительным расчетам, поездки в плацкартных и общих вагонах подешевеют. Прежде всего за счет того, что теперь отменяются сборы за оформление и бронирование билетов независимо от сроков их приобретения. Ранее эти дополнительные деньги не платили только те, кто приобретал проездные документы через Интернет. Они выбирали нужный электронный вариант квитанции, оплачивали его, а потом просто забирали в кассе бумажный эквивалент — обычный билеты. Пассажирам же, пользующимся услугами кассиров, такие же билеты обходились несколько дороже. Теперь это неравенство устранено. Кроме того, новые тарифы предполагают, что при перемещении на дальние расстояния стоимость проезда будет пропорционально снижаться. Больше всего это снижение почувствуют на себе пассажиры, едущие на поездах “Красноярск — Москва”, “Красноярск — Владивосток” и другими подобными маршрутами.

Также в Тарифном руководстве оговаривается, что предоставление дополнительных услуг проводниками — выдача комплектов постельного белья, газет и журналов — в тарифы не входит и оказывается за отдельную плату. При этом стоимость белья установлена единая — 71 рубль за комплект. Но, по словам Ирины Солдатенко, тариф на постельное белье всегда устанавливался отдельно. Просто в связи с нерентабельностью и падением доходов было принято решение, что деньги за комплекты берутся в момент оформления билета, то есть его стоимость включается в стоимость квитанции. И пассажиры к этому привыкли.

— К Тарифному руководству прилагаются 14 таблиц, в которых до копейки расписаны тарифы на проезд в общих и плацкартных вагонах скорых и пассажирских поездов в зависимости от километража, — продолжает Ирина Солдатенко. — Определена стоимость перевозки отдельно для взрослых и детей, причем со значительной разницей. Так, например, для преодоления расстояния в 500 километров в пассажирском поезде взрослый тариф составляет 489,3 рубля, а детский — 171,3 рубля. Стоит, однако, учесть, что это — базовые показатели, в которые не заложена ставка НДС. К тому же в течение разных периодов года к ним будут применяться коэффициенты гибкого регулирования цен. Так, уже начиная с 1 октября и до 24 декабря этот коэффициент составит 0,9, то есть билеты более двух месяцев будут стоить меньше примерно на десять процентов. Стоит сказать, что государственное регулирование тарифа в лице Федеральной службы по тарифам распространяется только на общие и плацкартные вагоны нефирменных поездов. И утверждаются они с учетом социальной направленности этих перевозок ниже их себестоимости. Сколько будет стоить место в купе, СВ или люксе, определяет сам перевозчик. И недавно принято решение о том, что с 15 октября подешевеют вполовину еще и верхние полки в купейных вагонах.

И все-таки в первую очередь, по словам экспертов, Тарифное руководство поможет создать благоприятную атмосферу в отрасли железнодорожных перевозок для прихода новых игроков. Прозрачные системы расчетов, равные условия игры для всех позволят со временем встроиться в эту нишу и независимому бизнесу, у которого есть в собственности или в аренде вагонный парк. Здоровая конкуренция поспособствует заметному повышению качества оказываемых услуг. А обычные пассажиры, которые пользуются плацкартными и общими вагонами в поездах дальнего следования, и дальше будут защищены тарифами, рассчитанными Федеральной службой по тарифам.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА