Новости

Бюджет без купюр

Бюджет без купюр

Госдума уточнила статьи расходов российской казны

Парламент страны внес изменения в Бюджетный кодекс (БК). Если сжато, суть поправок, принятых, кстати, сразу в двух чтениях — на лету, — в том, что в перечень расходов вводятся четыре новых раздела: “Физическая культура и спорт”, “Средства массовой информации”, “Обслуживание государственного и муниципального долга” и “Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований”. Безусловно, в бюджете и раньше существовали эти статьи выплат. Но они либо имели статус подразделов, либо гуляли из одного параграфа в другой. Между прочим, последний раздел о трансфертах понадобилось выделять затем, чтобы исключить оттуда межбюджетные субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение. Здесь, по мнению коллег Госдумы с Урала, и таится главный неприятный сюрприз для регионов, но о нем позже. Сначала попробуем проанализировать документ в целом.

Как объясняли российские депутаты накануне перетряски кодекса, спешка вызвана тем, что официальный внос проекта бюджета на 2011 год намечен на 1 октября. Так что ничего страшного нет. Да сенсаций и не предполагалось: Дума пропустила поправки в БК подавляющим большинством голосов. Помогло еще и то, что цифр парламентариям не предоставили, иначе заседание увязло бы в очередных перебранках “Единой России” с коммунистами и, возможно, “Справедливой Россией”, как это постоянно бывало прежде.

Спикер Борис Грызлов, комментируя перемены в казне, отметил, в частности, что раздел “Физкультура и спорт” связан с Олимпийскими играми в Сочи. Что касается обслуживания госдолга, — по словам председателя Госдумы, в этот же раздел попали расходы на поддержание фундаментальной науки. “Последнее важно, учитывая, что мы занимаемся модернизацией нашей экономики, вложениями в инновации”, — подчеркнул Борис Грызлов. О разделе “Средства массовой информации” он не сказал ничего. Зато уже в ходе принятия поправок заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко пояснила, что отдельное финансирование культуры и СМИ необходимо: “Так лучше видно, сколько денег идет на культуру, а то в прошлом она объединялась в бюджетной классификации то со спортом, то со средствами массовой информации”.

А на обсуждении проекта в профильном комитете Думы глава этой структуры Юрий Васильев заявил, что “внесение изменений в структуру функциональных разделов классификации расходов бюджетов” будет соответствовать большей прозрачности бюджета и большей увязке со сферами государственной политики”.

____— Это поможет упорядочить объем расходов бюджета, позволит объективно отражать общий объем затрат по конкретным направлениям и тем самым создаст определенный базис для перехода к программной структуре расходов бюджета, — добавил Юрий Васильев.

В свою очередь, по мнению депутата Законодательного собрания края Валентины Бибиковой, первое впечатление от изменений в Бюджетном кодексе — это “действительно дальнейшее упорядочение расходов”.

— Я не видела еще самого документа, но если судить по информации в СМИ, он носит больше технический, чем содержательный характер, говорит Валентина Бибикова. — Однако Бюджетный кодекс — документ настолько серьезный, что в нем важна буквально каждая запятая. И поэтому даже технические уточнения могут скрывать в себе огромные финансовые перемены. На мой взгляд, наиболее важными разделами из перечисленных мне кажутся “Трансферты” и “Обслуживание государственного и муниципального госдолга”, так как здесь речь идет о самых крупных суммах, в том числе и для регионов.

По словам краевого парламентария, Законодательное собрание также будет обязано работать по новому кодексу, как и все регионы России. “Однако если поправки вносятся уже на 2011 год, боюсь, многие территории не успеют переверстать бюджеты, ведь уже сейчас идет активная работа по формированию параметров казны. И менять что-то на ходу не получится”, — заключила Валентина Бибикова.

К слову, казну-2011 уже успели окрестить “бюджетом повышенных социальных обязательств” и одобрили в правительстве России. Для наглядности посмотрим, какое место там занимают новые разделы БК. Общая сумма планируемых доходов — 8,8 триллиона рублей, а расходов — 10,7 триллиона. Как видим, кризисное эхо еще отзывается в коридорах российской власти и экономики — казну предлагают принять с крупным дефицитом.

____Отдельно на физкультуру и спорт намечено потратить 42 миллиарда рублей. Это почти полпроцента всех расходов. Для газет, журналов и телевидения Кремль приготовил пакет побольше — 61 миллиард (0,6 процента). Обслуживание государственного и муниципального долга обойдется бюджету в 390 миллиардов (4,4 процента), и, наконец, межбюджетные трансферты потребуют 574 миллиарда рублей (6,5 процентов расходов). Для сравнения можно сказать, что на национальную оборону будет потрачено 800 миллиардов, а на нацбезопасность и правоохранительную деятельность — 820 миллиардов рублей. Но интересно, что все вместе взятые названные статьи расходов меньше, чем “Социальная политика”, куда будет потрачено три триллиона…

А теперь об упомянутом вначале возможном финансовом сюрпризе. В Екатеринбурге за день до заседания Госдумы вздумали проанализировать, куда и зачем тратятся государственные деньги. Да не просто за закрытыми дверями, а публично — с привлечением прессы. Так, председатель комитета по бюджету, финансам и налогам свердловской областной Думы Владимир Терешков сказал на брифинге, что в проекте казны 2011 года “не исключено” применение так называемого отрицательного трансферта. Иными словами, изъятия денег с нижнего уровня на более высокий: из муниципалитета — в регион, из региона — в федеральный центр. Ничего подобного в финансовой жизни России еще не было — во всяком случае, гласно. Деньги обычно или перечисляли сверху вниз, или просто не давали. Нету, мол, ищите сами (сколько раз такое Москва говорила Красноярскому краю, трудно даже подсчитать). Но чтобы еще и отбирали кровное — такое что-то не припомнить.

— Отрицательный трансферт имеет право на жизнь. Бюджетный кодекс разрешает это делать. Понятно, что если обстоятельства нас заставят изымать доходы из муниципального бюджета, к примеру, по причине недостатка доходной базы в областной казне, — значит, будем изымать, — безапелляционно заявил Владимир Терешков на пресс-конференции. О том, что деньги могут отобрать и у самой области, он особо не распространялся.

Напрямую с новыми поправками подобный вариант финансовой агрессии на Урале не связывают, хотя совершенно ясно, что раздел “Межбюджетные трансферты”, откуда выкинули целевые программы, может содержать в себе такой сюрприз. Впрочем, панику поднимать не стоит. Пока ни у кого еще ничего не отобрали — это во-первых. А, во-вторых, брифинг Терешкова связан скорее с внутренними конфликтами в области, чем с общероссийскими финансовыми переменами — год назад местное правительство уже пыталось изъять из бюджета Екатеринбурга миллиард семьсот миллионов рублей, что резко обострило отношения между мэром и губернатором. К счастью, от этого неумного намерения затем отказались.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА