Новости

То ли “поп”, то ли “арт”

То ли “поп”, то ли “арт”

Рекламные буклеты выставки “АРТ-Красноярск — 2010”, прошедшей в МВДЦ “Сибирь”, обещали “приобщить красноярцев к искусству, познакомить с произведениями художников, скульпторов, галеристов…” Правда, на деле оказалось, что ее организаторы, как нередко это бывает сегодня, в названии просто отдали дань моде, причислив к “арту” и соты меда, и украшения из бисера, и вязаные платки. Кстати, платки и кольца на этой выставке оказались куда интереснее картин.

Художники, скульпторы и галеристы на самом деле заполнили часть выставочной площади произведениями современного искусства, среди которых оказалось немало интересных работ. Например, стоило посмотреть на картины художников из Санкт-Петербурга Петра Фролова и Натальи Тур, ведущих активную выставочную деятельность в России и Европе, постоянных участников крупных биеннале.

Особое внимание посетителей привлекали и социальные проекты — фотовыставка Александра Кустова и работы Мирного художественного объединения Реасе dатые, художников Александра Левченко и Василия Слонова. Здесь можно было увидеть “Плачущих президентов” — изображение Медведева и Путина “со слезами на глазах”; или “МухОбамку” — мухобойку с “лицом” Барака. Сразу вспоминаются недавние новостные сюжеты, показывавшие, как во время интервью телеканалу CNBS “Обама убил муху в прямом эфире”.

В основной же своей массе представленные на “АРТе” картины, инсталляции и фотографии не отличались по своему уровню от любой другой масштабной красноярской выставки, где всегда можно найти работы хорошего, среднего и совсем дурного качества. Галереи же выставили наиболее конъюнктурные предметы из своих запасников. Людей хоть немного искушенных подобными мероприятиями заинтересовать таким образом трудно, не интересующихся современным искусством — и вовсе невозможно.

Куда более интересной оказалась “потребительская” составляющая выставки, которая, кстати, по масштабам была больше арт-части. Мастера декоративно-прикладного искусства — без преувеличения — со всей России привезли в “Сибирь” свои авторские работы: Вологда, Чувашия, Барнаул, Чита, Новосибирск, Санкт-Петербург, Абакан и многие другие города составили географию выставки. Чего здесь только не было: бижутерия, керамика, посуда, кованые изделия, расшитые валенки, продукты частных пасек, вязаные игрушки и одежда, серебряные украшения, куклы — и все ручной работы, в единственном экземпляре. Даже известные оренбургские платки, пончо, кофты, пелерины, косынки продавались не фабричного, а домашнего производства, с соблюдением вековых традиций.

“Нас в поселке Саракташ пять сестер, и все мы занимаемся вязанием, причем нас научили этому наши мамы, мам — бабушки, бабушек — прабабушки. И так из поколения в поколение в нашей семье передается это искусство, — рассказывает Саида Коваль, автор вязаных изделий. — В Оренбургской области вяжет почти каждая женщина, девочки, играя со спицами, крючками, учатся этому с пяти лет. Всего в семье у нас около восьмидесяти женщин: невестки, дочери, племянницы, внучки — и все занимаются вязанием. Создавая вещь, всегда стараемся придумывать оригинальный цвет, фасон — все для того, чтобы сделать женщин красивыми, чтобы каждая могла выделиться из толпы”.

Настоящими произведениями искусства можно назвать и серебряные украшения с натуральными камнями народных мастеров Армении. На красноярскую выставку ювелиры из Еревана даже привезли украшения, выполненные по новой уникальной технологии смешивания серебра и воздушной эмали. Кажется, что эти кольца и серьги тончайшей кистью расписал настоящий художник. “Авторы этих работ — два друга Гор и Ховить, — рассказывает Ашхен Вартикян, мастерица из Еревана. — Они придумали эту технологию, на нее у них есть авторские права. Но такие украшения не скоро появятся в магазинах, — мастера не хотят продавать свою разработку, а в их мастерской руками много украшений, конечно, не сделаешь. Все сразу расходятся по выставкам”.

Для любителей редких украшений и уникальных предметов домашнего интерьера эта часть выставки была бесценной, если бы ее организаторы сделали правильный посыл, не акцентируя внимания на не всем знакомом слове “арт”. На деле же в течение всех пяти дней работы выставки ее залы оставались пустыми, из-за чего многие мастера не окупили даже внесенные за участие деньги.

“АРТ-Красноярск” — первый проект, посвященный искусству, который реализует наша компания. Тема эта для нас новая, но я уверен, что у нее большое будущее”, — сказал Сергей Соболев, генеральный директор ВК “Красноярская ярмарка” на закрытии выставки. Что будущее у этого проекта есть, сомнений нет. Тем более, зная возможности и опыт выставочной компании “Красноярская ярмарка”. Нужно лишь отделить зерна от плевел и определиться — организовывать серьезную выставку современного искусства, достаточного для этого уровня и масштаба, или вновь собирать уникальных мастеров и приглашать красноярцев именно на этот праздник красоты, которая в таком виде доступна каждому.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА