Новости

Как подготовить школьника к поступлению в ВУЗ?

Как подготовить школьника к поступлению в ВУЗ?

Выпускникам школ в этом году несказанно повезло. Поступить в вузы с каждым годом становится все легче. Виной тому демографическая яма конца прошлого века. В этом году не во всех школах есть выпускные одиннадцатые классы, а значит, количество абитуриентов значительно сократится. К тому же сегодня вступительные экзамены в вузы заменил Единый государственный экзамен. Достаточно хорошо сдать ЕГЭ, и куда-нибудь ты уж точно будешь зачислен. Но даже эта ситуация не исключает необходимости тщательной подготовки к поступлению в высшее учебное заведение. Все не так просто, как может показаться школьнику и его родителям. Зачем готовиться к поступлению в университеты и как это сделать наилучшим образом, читайте в новом выпуске “Как сделать это?”.

Поступить — это не главное

Так зачем же нужно готовиться именно к поступлению в вуз, если зачастую достаточно «натаскать» себя на успешную сдачу ЕГЭ? Тем более что конкуренция невелика и на некоторые специальности конкурса практически нет.

Все зависит от того, каким ребенок видит свое будущее. Хочет ли он осваивать перспективную специальность, о которой мечтал с седьмого класса или признается, что готов учиться «абы где».

Нужно понимать, что параллельно с количеством выпускников школ изменяется и число бюджетных мест. Контрольные цифры приема каждый год согласуются с демографической ситуацией. На престижные и перспективные специальности конкурс будет по-прежнему высок. К тому же, во многих вузах есть специальности, для поступления на которые учебные заведения имеют права проводить свои дополнительные испытания.

— Неверно считать, что главное — это поступить в вуз, — считает Павел Снетков, ответственный секретарь приемной комиссии СибГАУ им. Решетнева — Главное — успешно окончить учебное заведение, получить качественное высшее образование. Практика показывают, что студенты, поступившие в университет, что просто хоть где-то учиться, выдерживают максимум семестр.

Так что школьнику нужно готовиться не только к сдаче ЕГЭ, но и к учебе в вузе. Поступать исключительно ради диплома о «вышке» -- не самое лучшее решение. Только представьте пять лет ходить на лекции, в которых ты не слова не понимаешь, кое-как сдавать хвосты, выпрашивая тройки, получить в итоге малопонятную тебе специальность. И что дальше? Сожалеть о том, что когда-то не хватило ума и воли выбрать профессию по душе? Кстати, часто на детей в этом плане давят родители. Иногда взрослые дают мудрые и взвешенные советы, а иногда пытаются давить на чадо, полагаясь на собственное, не всегда разумное мнение. Потом сожалеют: «Столько сил угрохано, столько денег, пять лет тащили и все без толку!». А может быть это потому, что не нужна была юноше никакая юриспруденция. А чего сын хотел на самом деле никто и не спрашивал.

Хочу — могу — надо

Если учился как попало все одиннадцать лет, сложно нагнать упущенное за последний год. В идеале готовиться к аттестационному экзамену и поступлению в университеты нужно со средних классов, когда школьники определяются с профилем обучения. Но иногда дети выбирают направление не по тому, к чему действительно склонны, а наобум или вслед за друзьями. Помогите ребенку определиться в предпочтениях, поинтересуйтесь, как ведется профориентационная работа в вашей школе. Педагоги советуют делать выбор по формуле “хочу — могу — надо”. Подумайте вместе с ребенком, чем он хотел бы заниматься в будущем. Проанализируйте, есть ли к этому способности, каков ресурс не только чада, но и ваш, родительский. Поразмыслите, какие перспективы у желаемой профессии.

Конечно, сложно требовать от пятнадцатилетнего подростка, чтобы он немедленно и окончательно определился с выбором. Важно предоставить возможность себя попробовать в разной деятельности, подсказать, чем нужно руководствоваться при выборе. Педагоги говорят, что многие дети сегодня имеют весьма приблизительное представление о профессиях и уж тем более специализациях. Например, школьник знает, что его мама — врач. А вопрос “какой?” — педиатр, невропатолог, окулист — ставит его в тупик. Другой пример: пятнадцатилетний мальчишка заявляет: “У меня будет своя фирма, буду бизнесменом”. На вопрос, чем конкретно будет заниматься эта фирма — торговать, строить, предоставлять какие-то услуги, школьник недоумевает: бизнесом.

Обратите внимание, что при высших учебных заведениях действуют свои профильные школы. Например, при СФУ уже более пятнадцати лет работает заочная естественно-научная школа, где занимаются подающие надежды старшеклассники. Также с одаренными детьми работает малая инженерная академия.

Система непрерывного образования отлажена в СибГАУ. Работать со способными детьми здесь начинают с восьмого класса общеобразовательной школы — беседуют, пытаются заинтересовать, мотивировать. У подростков появляется возможность углубленного изучения на базе университета как школьных предметов, так и дополнительных дисциплин.

В общем, возможностей попробовать себя подростку сегодня предоставляется немало. Так что пока есть время, пусть школьник выбирает.

Достаточно и школы

Подготовиться к сдаче ЕГЭ и учебе в университете можно и в родной школе. Было бы горячее желание самого ученика. Некоторые преподаватели относятся к занятиям детей в других учебных заведениях довольно ревниво.

— Если школа дает достаточные знания, то дополнительной подготовки может и не потребоваться, — считает Андрей Лученков. — Введение Единого государственного экзамена, действительно, упростило процедуру поступления в вузы.

Для того чтобы результаты ЕГЭ позволили поступить ребенку в желаемый университет, необходима интенсивная и системная работа, уверена директор гимназии № 13 Людмила Юдина. Если школьник стабильно успевает по основным предметам, вовремя усваивает учебный материал, проблем со сдачей экзамена у него не будет.

— В нашей гимназии каждый ребенок имеет свой индивидуальный учебный план, — говорит Людмила Юдина. — В итоге более девяноста процентов ребят выбирают вузовскую специальность по профилю, с которым определились в школе. Заниматься дополнительно или нет — выбор родителей. В любом случае все это работает на результат.

Сильных, самодостаточных школ в нашем городе немало. Но родителям, пожелавшим в старших классах перевести чадо в такое учебное заведение, нужно все тщательно взвесить. Подумайте — потянет ли ребенок более сложную и интенсивную программу, чем в предыдущей школе.

Если сомнений нет, поинтересуйтесь в районо, какие учебные заведения имеют нужный вам профиль. Свяжитесь с руководством школы и объясните, что вы хотите. Если ребенок ответственный и целеустремленный, вам обязательно пойдут навстречу.

А вот заниматься репетиторством с собственными учениками большинство красноярских педагогов считают неэтичным и психологически дискомфортным. Да и родителям не следует искушать учителя и предлагать ему деньги за дополнительные уроки. Ищите репетитора на стороне.

Зачем ему курсы?

Одним из самых распространенных способов подготовки являются курсы при вузах. Занятия, как правило, начинаются в октябре и продолжаются в течение всего года.

Чем хороши подготовительные курсы? Тем, что в вузе ведется углубленная подготовка по профильным предметам, ребята привыкают к характерным для высших учебных заведений формам занятий. Кроме того, школьники получают навыки ведения конспектов и самостоятельной работы с учебниками, быстрее определяются с будущей профессией.

— В общеобразовательной школе существует определенный уровень контроля за ребенком, — говорит Андрей Лученков, заместитель проректора по учебной работе Сибирского федерального университета. — В вузе уже другой психологический механизм ответственности. Условно говоря, это «некое взрослое место» для школьника, новый опыт. Посещение подготовительных курсов помогает ребенку адаптироваться в незнакомой ему прежде системе.

Как объясняет Андрей Владимирович, ребята в полном объеме повторяют и систематизируют школьный курс учебной программы по каждому предмету, сдаваемому в форме ЕГЭ, систематически работают с тестовыми заданиями, максимально приближенными к форме и технологиям ЕГЭ, знакомятся с другими формами вступительных испытаний, в том числе межрегиональными олимпиадами.

Минус такой формы подготовки — она не дешева. Готовиться к одному предмету раз в неделю в течение семи-восьми месяцев обойдется в среднем в 6-10 тысяч рублей за весь курс, в зависимости от вуза. Приплюсуйте к этому покупку методических материалов, стоимость проезда к месту учебы — в результате для некоторых семей это весьма ощутимые траты.

Кроме того, занятия по некоторым предметам идут в группах, где обучаются по двадцать пять человек. Так же как и в стандартном школьном классе. Отличие в том, что здесь ребята знают, зачем пришли и заинтересованы в предмете. На курсах не растолковывают азов так, как могут делать это в родной школе. Вузовский принцип изначально предполагает общение со слушателями как с людьми взрослыми и самостоятельными. Так что не стоит уповать исключительно на курсы, если изначально у ребенка нет навыков самодисциплины.

Выбираем наставника

Индивидуальные занятия с репетитором — еще одна форма подготовки. Учтите, что репетиторство тоже бывает разное и опытный педагог должен это понимать. Ситуации, когда нужно подтянуть знания, могут отличаться. Случается, что дети из-за болезни пропускают значительную часть программы и им нужно догнать класс. Здесь предстоит одна работа. Можно готовить ребенка к обычной итоговой аттестации за год, систематизировать и углублять знания — это немножко другое. И отдельная песня — целенаправленная подготовка к ЕГЭ.

Хорошего репетитора придется поискать. В красноярских кадровых агентствах говорят, как правило, следующее: приходите лично, объясните свои требования, заключаем договор и конкретно смотрим. В принципе, найти преподавателя можно по любой дисциплине. Однако при выборе педагога не нужно торопиться. Обращаясь в серьезное агентство, вы имеете определенные гарантии, но при этом остается и большой риск получить кота в мешке. Вы ищете именитого преподавателя из престижного вуза? Найти его через такие конторы маловероятно. Вам не постесняются предложить студентов-второкурсников или людей, “когда-то работавших в школе”.

Хороший репетитор должен сначала определить слабые места в подготовке и психологическом состоянии школьника. Уровень подготовки напрямую влияет на содержание и структуру занятий.

Спрашивайте рекомендации, советуют прошедшие через репетиторов родители. Не стоит возводить в культ возраст, статус. Молодой педагог может оказаться хорошим и ответственным педагогом. Тогда как преподаватель со стажем может изъяснять весьма расплывчато.

Многие родители стремятся найти школьнику в качестве наставника человека с именем. Однако ученая степень, научные достижения вовсе не гарантируют того, что профессор сможет доходчиво втолковать азы обычному школьнику.

Чаще всего в качестве репетиторов приглашают школьных учителей. В городе работает немало сильных педагогов, которые очень качественно готовят детей. Поскольку сейчас во все вузы принимают на основании результатов единого государственного экзамена, главным требованием к наставнику становится знание технологии его сдачи, нюансов и трудностей. Сразу отметим, что за репетиторство школьные учителя берутся обычно по знакомству, по разным причинам сильно свою деятельность не афишируя и критично выбирая учеников.

Но даже индивидуальная подготовка предполагает самостоятельную работу, так что придется приучать ребенка к самодисциплине.

— Универсального совета, как подготовиться к ЕГЭ и дальнейшей учебе в вузе, думаю, нет, — считает Татьяна Михайлова, мать студента первого курса одного из московских вузов. — Знаю детей, которым не нужны репетиторы, дополнительные курсы, — такие ребята готовятся к экзаменам самостоятельно. Но это особый склад характера. У ребенка должна быть высокая степень личной ответственности. Есть дети, которые быстро схватывают, но при этом у них нет усидчивости, и мой сын как раз такой. Когда пришло время готовиться к ЕГЭ, я поняла, что самый предпочтительный вариант — это репетитор. Знаю, как ведет себя Максим в коллективе — непринужденно общается, постоянно шутит, это сильно отвлекает от занятий. Поэтому для него лучше индивидуальные уроки. С репетитором он занимался в течение года по всем предметам, которые планировал сдавать. Результат был хороший, но когда я перед самыми экзаменами начала проверять сына и разбираться с учебным материалом, поняла, что если бы хватало времени, могла бы подготовить ребенка и самостоятельно.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА