Новости

Я люблю трудиться

Я люблю трудиться

Почему двоечники становятся отличниками?

Когда в школе № 86 имени М. Ф. Стригина появляется ученик, с которым никто не может справиться, за помощью обращаются к Марии Захаровне Стонт. Ей 87 лет, она четыре года как на пенсии. Но в школу до сих пор приходят родители с просьбой, чтобы их детей учила именно Мария Захаровна. Ведь многие из них сами научились читать и писать с ее помощью, а кроме того, все знают: ее воспитанникам под силу многое — и два класса за год освоить, и из двоечника превратиться в твердого хорошиста, а то и в отличника.

Мария Захаровна работает преподавателем с 17 лет. Это официально. Сама же она считает, что ее педагогическая карьера началась гораздо раньше, когда шестилетняя Маша собирала вокруг себя еще меньших ребят и учила их рисовать прутиками на песке. При этом она вовсе не мечтала стать учительницей, а на вопрос, почему выбрала именно эту профессию, всегда отвечала: “Значит, так дано было”. И видимо действительно дано. Не случайно же после первой практики на десятимесячных педагогических курсах в Абакане преподаватели сказали про нее, самую младшую в училище: “Мал золотник, да дорог!”

Незаменимые люди есть, и Мария Захаровна из их числа. Такой она была и в школе деревни Черемушки Боградского района, где начиналась ее карьера, и в поселке Знаменка, где вышла замуж за директора школы, Емельяна Степановича Стонт, и в Больше-Ербинской, и в Минусинской школах. Такой она остается и сегодня. И не случайно через пятнадцать дней после увольнения на пенсию в возрасте 83 лет ее вновь позвали в красноярскую школу им. Стригина, где она проработала 30 лет. Ведь нужно было срочно спасать второклассника, не умевшего ни писать, ни читать. Научила. За полгода мальчик прошел программу по чтению, письму и математике и стал успешно осваивать программу второго класса!

— Просто, занимаясь с ребенком, я не считаю часы, а оцениваю то, насколько он усвоил нужный материал, — раскрывает Мария Захаровна свой секрет. — Ведь начальная школа — это основа. Если в первых классах у ученика было все хорошо, значит, и дальше он справится.

На улицах она, как правило, сразу не узнает бывших учеников: еще бы, сколько времени прошло! Однако стоит только человеку подойти и назвать свою фамилию, как Мария Захаровна расскажет, и за какой партой сидел, и как учился, и кем работают родители. Здороваются с ней часто. И в гости приходят, и гостинцы приносят. А среди толстой стопки почетных грамот, благодарственных писем и множества медалей хранятся и главные награды — открытки от учеников и их родителей с признанием в любви и благодарностью.

Благодарить есть за что. Последние тринадцать лет в школе учительница занималась с детьми, нуждающимися в коррекционном развитии. И если кто-то из таких ребят после нескольких месяцев занятий с Марией Захаровной переезжал в другой район, то в новой школе его определяли в обычный класс: в коррекционном ему нечего было делать.

— Чтобы найти общий язык с ребятами, надо, прежде всего, любить свою профессию, — уверена Мария Захаровна. — И еще, важно хвалить детей. Я никогда не пишу в дневники замечания и не жалуюсь родителям. Наоборот, стараюсь похвалить ребенка: “Ты молодец, у тебя все обязательно получится!” И у ребенка получается.

— Я знаю Марию Захаровну уже много лет, — рассказывает Марина Малышева, директор школы, депутат Красноярского городского Совета. — Сначала как учителя, а потом как коллегу. Она педагог старой закалки, “штучный экземпляр”. Ее учеников можно узнать по каллиграфическому почерку: руку каждого ребенка она ставила сама. Каждый день писала в дневники не замечания, а пожелания родителям обратить внимание на питание или режим ребенка. Всегда находила время, чтобы провести дополнительные занятия с отстающими детьми или поговорить с родителями. При этом, не поверите, она чуть не отказалась от поездки в санаторий, потому что ни разу не делала ни одного укола и не знала, как сдавать кровь.

За 62 года работы в школе Мария Захаровна преподавала и по разным системам, и по разным учебникам. К современным новшествам образования она относится с осторожностью: слишком много стало ненужной писанины, докладов, отчетов… Если же необходимо срочно научить кого-то писать и читать, берет в руки букварь советских времен: в современных много лишнего, а по делу — мало.

Она любит повторять своим ученикам: “Труд — это жизнь, это радость и свет. Лени нигде оправдания нет”. Этот немудреный девиз для нее не пустые слова. С 17 до 83 лет Мария Захаровна не работала только около года, и то потому, что гороно не смог найти место для переехавшей вслед за мужем в Красноярск учительницы начальных классов. В остальное время трудиться приходилось много, часто — в две смены, воспитывая при этом своих четверых детей. Даже в декретный отпуск Мария Захаровна уходила за десять дней до родов, а выходила на работу через месяц после появления малыша на свет. Ко всему этому добавлялась и работа на полях по уборке урожая, и общественная деятельность.

И сейчас, уже на пенсии, Марина Захаровна на месте не сидит. Во-первых, к ней все еще приводят учеников, для которых у нее всегда наготове задания и упражнения, а главное, улыбка и доброе отношение. Всех своих воспитанников она называет не иначе как Русланчик, Артемчик, Оленька. А во-вторых, много времени занимает хозяйство: в свои 87 лет она ездит на дачу собирать облепиху и копать картошку.

— Я планирую жить подольше, — говорит Мария Захаровна. — Я люблю жить, люблю трудиться. И еще не одного человека научу читать и писать.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА