Новости

Сам себе контролер

Сам себе контролер

Избавится ли СРО от однодневок

Саморегулируемые организации в строительстве действуют в России уже без малого год. Вводя новый для России контрольный институт, государство стремилось избавиться от надзорных функций, переложив их на самих участников рынка. Однако уже после короткого времени существования саморегуляции стало понятно, что условия игры, выставленные для строителей, не всегда позволяют отсеивать неблагонадежных застройщиков.

— Сообщество, которое создает саморегулируемые организации, подчиняется тем правилам игры, которые утверждены техническими регламентами СРО, — поясняет руководитель департамента градостроительства администрации Красноярска Игорь Иванов. — Кроме того, все члены организации будут отвечать друг за друга. И если кто-то станет нарушать правила, его должно контролировать само сообщество. Это обычная мировая практика, весь цивилизованный мир живет по таким законам. Впрочем, в США существуют две формы регулирования — государственное лицензирование и СРО.

С 1 января 2010 года практически невозможно работать на строительном рынке без членства в СРО. Нынче совсем не обязательно иметь лицензию и проходить утомительные процедуры, доказывая свою состоятельность. Впрочем, и членство в саморегулируемой организации предполагает некий финансовый “залог”, говорящий о благонадежности компании-застройщика. До недавнего времени он равнялся 300 тысячам рублей.

Впрочем, всего за несколько месяцев работы в новой формации законодательство, регламентирующее деятельность строительных компаний менялось не единожды. Причина проста: на очень привлекательный для бизнеса строительный рынок изо всех щелей повылезали фирмы-однодневки. Бороться с ними очень сложно, говорят строители.

— 94-й федеральный закон очень формализовал все процедуры допуска для выполнения подрядных работ, при этом никто не проверяет содержание этого документа — главное, чтобы был допуск и все, — говорит председатель Совета некоммерческого партнерства “Саморегулируемая корпорация строителей” Антон Глушков. — Благодаря этому появляется много организаций-однодневок, которые, не имея ничего, заявляются на крупные объекты и очень сильно демпингуют цены. Ну и бог бы сними, если бы просто занижали стоимость работ, но они зачастую не выполняют взятые на себя обязательства. От этого страдает бюджет и жители территорий. Долгострой всегда увеличивает стоимость строительства и доставляет много хлопот.

По словам Антона Глушкова, законодатели уже попытались закрыть вход на рынок неблагонадежным застройщикам. Недавно федеральный закон укрепили с еще одной стороны — ужесточили требования к допускам. В первую очередь это касается крупных организаций, которые привлекают средства, выполняя подрядные работы. Если раньше взносы в компенсационный фонд вне зависимости от оборотов и видов работ были одинаковы для всех компаний — 300 тысяч рублей, то сейчас для крупных подрядчиков сумма увеличилась до 10 млн рублей — в зависимости от стоимости подрядного договора. Это дополнительное обеспечение ответственности компании.

И все равно, как считают аналитики, введение саморегулируемых организаций не оправдало тех больших надежд, которые возлагали на них честные строители. Законодательные решения оказались не совсем приемлемыми.

СРО — некоммерческая организация, созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве и объединяющая субъектов предпринимательской деятельности на строительном рынке.

— Не был применен принцип региональности, — констатирует руководитель муниципального учреждения Красноярска “Управление капитального строительства” Анатолий Григоренко. — Строительная организация может вступить в СРО в любом городе России. Расчет прост — если в родном городе компанию хорошо знают и в СРО не примут, то в другом регионе о ее деятельности не ведают. Потому за деньги покупаются все допуски на выполнение строительно-монтажных работ, включая функции заказчика. Для этого по условиям необходимо иметь 18—20 инженерно-технических работников. Но практика показывает, что у тех, кто выигрывает торги и приходит заключать контракт, за душой даже трех ИТР, обладающих необходимыми знаниями, не наберется.

Примеров такого “хозяйствования” у управления капитального строительства предостаточно. Например, организация “Проекты Сибири”, в два раза снизившая стоимость проектирования жилого дома на торгах, контракт так и не выполнила. Администрация вынуждена снова проводить торги по этому лоту.

— Срываются сроки, не выполняются заказы. И только потому, что на довольно прибыльный строительный рынок зашли не строительные организации, — констатирует Анатолий Григоренко. — Наши попытки проверить количество необходимых сотрудников заканчиваются ничем. Наталкиваемся на категорический отказ предоставлять информацию. Если бы применялся принцип региональности формирования СРО, таких проблем не было бы.

Вряд ли законодатель сегодня не видит этих “бревен” в глазу саморегулируемых организаций, но, видимо, руки, у него не доходят до решения этих проблем. В новом документе о региональности ни слова, но зато просматривается вполне закономерная забота о повышении качества строительства, которое напрямую зависит от обученности исполнителя. Раньше от застройщиков требовали постоянно повышать квалификацию работников. Новые же поправки в законодательство обязали проводить аттестацию тех, кто непосредственно отвечает за качество. Конечно, сдавать экзамены заставят не весь коллектив, а только по пять человек от каждого вида работ. При строительстве жилого дома выполняется примерно 20 видов работ, а значит, трудиться на стройке будет сто аттестованных специалистов. Много это или мало — вопрос сложный. По данным Антона Глушкова, даже этим ста не всегда удается с первого раза пройти повышение квалификации. Только 60 процентов специалистов сдают экзамены с первого раза, остальные остаются “на второй год”. Тем не менее председатель Красноярского некоммерческого партнерства уверен, что к аттестации люди будут относиться более ответственно.

Предполагается, что аттестацию строители будут проходить в СФУ и профильных колледжах, но отслеживать ее результаты станет опять же СРО. А тут уж, как говорится, хозяин — барин. По закону саморегулиремые организации может контролировать Ростехнадзор России. Но пока такие функции не переданы региональным представительствам, рейды проводит только центральный аппарат. Понятно, что 220 саморегулируемых организаций, появившихся на территории страны, несколько контролеров быстро проверить не смогут.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА