Новости
Доживем — увидим
Увеличение пенсионного возраста неизбежно?
Эта тема является сегодня, пожалуй, самой злободневной и обсуждаемой. На вопрос, быть или не быть повешению пенсионного возраста, норовят высказаться чиновники всех уровней. Консенсуса, похоже, не будет достигнуто никогда. С точки зрения математики все ясно как божий день — повышение неизбежно. Пенсионеров становится все больше и больше, а средства в Пенсионном фонде иссякают. Но если взглянуть на это с позиции общечеловеческой, становится очевидно, что поднимать планку пенсионного возраста рано. Россияне попросту не доживут…
В российском правительстве уже произошел своего рода раскол на физиков и лириков. Министерства, что работают с цифрами и деньгами, голосуют за увеличение пенсионного возраста. Те, что отвечают за качество и продолжительность жизни населения, — рьяно выступают против. Эту острую дискуссионную тему мы и решили вынести на “Народную трибуну”.
Обратимся к истории вопроса. В самом начале текущего года в Минфине затронули запретную тему. “Рано или поздно придется обсуждать вопросы пенсионного возраста, — заявлял замминистра финансов Сергей Шаталов. — И лучше начинать это обсуждение раньше, предусматривая предельно плавные и осторожные преобразования, чтобы избежать социальной напряженности”. Поддержал замминистра руководитель экономической экспертной группы при Правительстве РФ Евсей Гурвич. Он отметил, что для увеличения пенсионного возраста в России существуют две основные причины: постоянное снижение размера пенсии по соотношению к зарплате и сокращение количества рабочей силы. Тогда Гурвич предложил следующие возрастные нормативы: для мужчин оптимально повысить пенсионный возраст примерно до 62—65 лет, для женщин — до 60—62 лет.
Отметим, предел — 55 лет для женщин и 60 для мужчин — был установлен в СССР еще в начале 30-х годов и с тех пор ни разу не пересматривался. Вообще, данный вопрос является крайне болезненным для власти. Его реанимируют всякий раз, когда пенсионная система начинает испытывать дефицит средств. Повышение возраста выглядит наиболее простым инструментом, сокращающим число пенсионеров и расходы пенсионной системы. Возникает соблазн максимально использовать этот ресурс, однако какими бы ни были убедительными доводы в пользу этого решения, существует статистика, которая упрямо заявляет о том, что продолжительность жизни в России невелика, особенно для мужчин. В таких условиях говорить о повышении пенсионного возраста, как минимум, цинично, так как многие попросту не доживут до него.
Тогда, сославшись на данные о средней продолжительности жизни россиян, правящая партия страны попыталась ввести своего рода мораторий на повышение пенсионного возраста до 2020 года.
“В ближайшие десять лет в России пенсионный возраст повышаться не будет. До 2020 года эту тему вообще поднимать нельзя. Мы здесь с Минфином явно расходимся в оценке ситуации и того, что надо делать”, — заявил спикер Госдумы Борис Грызлов и обвинил Пенсионный фонд в неэффективном использовании средств.
Однако запретов хватило ненадолго. Апрельскую “шутку” с очередной инициативой о повышении пенсионного возраста выдал не кто-нибудь, а помощник президента Аркадий Дворкович. Он решительно заявил: “Мне кажется, что время пришло, и не стоит обманывать самих себя, что люди не готовы. Они готовы”. Свои доводы Дворкович подкрепил данными демографов, согласно которым, в 2006 году нагрузка на тысячу работающих составляла 560 иждивенцев, а к 2020 году иждивенцев будет уже 837 на тысячу. Число пенсионеров растет, и государству необходимо выполнять свои обязательства перед ними, а делать это будет не на что.
Чиновники, что двигают идею о повышении возрастной планки для пенсионеров, ссылаются на мировой опыт. Он свидетельствует о том, что нельзя сбалансировать пенсионную систему, если возраст выхода на пенсию меньше 65 лет. Кстати, в большинстве стран пенсионный возраст, установленный в соответствии с рекомендациями МОТ, наступает в 65 лет — как для мужчин, так и для женщин.
Последняя дискуссия на эту тему развернулась между двумя министрами — Татьяной Голиковой и Алексеем Кудриным. Глава Минздравсоцразвития уверена — Россия придет к решению этого вопроса самостоятельным путем, без повторения практики стран Запада. “Это не только наша российская проблема. Это проблема всех стран, и все ее как-то решают. И я думаю, у нас точно будет свой путь”, — сказала Голикова, подчеркнув, что не разделяет позицию Кудрина, что можно увеличить пенсионный возраст уже через два года.
Между тем глава нашего Пенсионного фонда Антон Дроздов отличается непостоянством собственных мнений. Совсем недавно он признал, что пенсионный возраст все-таки придется повышать. А вот вопрос о сроках может быть решен уже по достижении консенсуса в обществе. Правда, позднее Дроздов несколько “модернизировал” свою точку зрения, заявив, что в ближайшее время повышать пенсионный возраст нецелесообразно, так как “в стране нет условий для принятия такого решения”. Создается впечатление, что власти аккуратно готовят почву для будущих реформ и следят за реакцией людей, дабы прощупать обстановку на предмет готовности общества к нововведениям. Объективности ради стоит сказать, что у нас более либеральная позиция по возрасту выхода на пенсию по сравнению с другими государствами.
Во Франции готовятся повысить пенсионный возраст с нынешних 60 до 62 лет. Главная задача этой реформы — сокращение госрасходов по выплате пенсий и, следовательно, бюджетного дефицита. Однако эта инициатива правительства вызвала в стране серьезное недовольство: по Франции прокатились многотысячные демонстрации протеста.
В Германии была одобрена реформа, предусматривающая с 2012-го до 2019 года постепенное увеличение пенсионного возраста с 65 до 67 лет, в Нидерландах планируют через 15 лет поднять пенсионную планку также на два года — до 65 лет. Испания в начале этого года объявила о намерении увеличить возраст выхода на пенсию с 65 до 67 лет.
К слову, о равнении за Запад не стоит рассуждать однобоко, только с позиции показателя возраста выхода на пенсию. Сравнить хотя бы уровни продолжительности и качества жизни. В Европе безработица ниже, да и условия труда отличаются от наших. Продолжительность рабочей недели короче, а заработки выше.
Вместе с тем, ни для кого не секрет, что россиянам предпенсионного возраста — даже самым здоровым и активным — сегодня нелегко найти работу. Что говорить о тех, кому за шестьдесят... Выход для них останется один: вставать на биржу труда или оформлять инвалидность. А значит, жить опять же за счет бюджета. По мнению экспертов, к моменту, когда человек достигает пенсионного возраста, у него обычно есть букет хронических заболеваний. Поэтому повышение пенсионного возраста в стране чревато бурным ростом инвалидности.
Депутат Законодательного собрания края Александр Чеботарев с 1995-го по 2004 годы являлся первым заместителем управляющего Отделением ПФР по Красноярскому краю. Он уже комментировал “Городским новостям”, что причина дефицита пенсионной системы кроется в том числе и в том, что растет количество неработающих. Если 20 лет назад на одного пенсионера приходилось два работающих, то, по прогнозам, через 20 лет будет все наоборот — на одного работающего по два пенсионера.
Что касается идеи увеличения пенсионного возраста, Александр Чеботарев признал: для государства это легкий способ уменьшить расходы на выплаты пенсий. Но с учетом низкой продолжительности жизни и сложностями, связанными с трудоустройством пожилых людей, говорить об этом преждевременно. Возможно, предположил депутат, с целью восполнения дефицита пенсионной системы есть смысл говорить о гибкой системе налогообложения: чем больше заработок — тем выше налог.