Стадион
Необходимость новой истории: ФК «Енисей» требуется коренная перестройка
Итоги выступления команды в первой части футбольного сезона в Первой лиге.
Футбольный клуб «Енисей» ушёл на зимний перерыв на десятом месте. Учитывая, что ещё в июне красноярцы рубились с воронежским «Факелом» за место в РПЛ, такое положение дел иначе как провалом назвать сложно. Но не всё так однозначно.
Непонятый
В начале сезона я писал, что мне пока непонятно, какой футбол проповедует новый главный тренер Эдуард Штейнбрехер. По прошествии нескольких месяцев, в общем-то, ничего не изменилось. Бывший спортивный директор «Енисея» Антон Евменов объяснял смену Артёма Горлова на Вадима Гаранина прошлой зимой тем, что Артём Сергеевич выезжал на гаранинском багаже, ничего нового команде не предложив. Доля истины в этом есть, но не абсолютная, всё-таки Горлов, опираясь на идеи Гаранина образцов первого его прихода в «Енисей», вносил и свои штрихи, которые воспринимались игроками. А вот Штейнбрехер не привнёс в игру «Енисея» ничего нового. Команда играла как бог на душу положит. Совершенно по-разному даже на дистанции одного отдельно взятого тайма, и это не кардинальные смены тактики и структуры в зависимости от счёта или поведения соперника. Игроки и тренер будто шли по параллельным прямым. Когда на лидеров находило вдохновение, от футбола красноярцев оставалось приятное послевкусие. Если же на них находили управу и им не позволяли разбежаться и раскреативиться, никакого плана «Б» не имелось. Это отчётливо было видно в домашнем поединке с махачкалинским «Динамо» Курбана Бердыева, связавшим прим красноярцев по рукам и ногам. Александр Ломакин позже признавал, что, если что-то идёт не так, если соперник не даёт реализовать изначально задуманное, предложить ему что-то новое «Енисей» оказывался не в состоянии.
Матч-менеджмент Штейнбрехера на самом деле уникально плох, до гола Максима Савельева «КАМАЗу» в 16-м туре у красноярцев ни разу не забивал игрок, вышедший на замену. Понятно, что глубина состава у «Енисея» достаточно скромная, но варианты перестроения игры всё равно имелись. Однако перестановки Штейнбрехера не работали совершенно, порой казалось, что все замены у него — вынужденные. В покере есть понятие «лузстрик», он характерен тем, что ты играешь в минус независимо от правильности твоих решений, на первый план выходит удача. Так вот «лузстрик» с заменами у Штейнбрехера также можно списать на неблагосклонность фортуны, но, мне кажется, дело всё-таки в ином. Эдуард Генрихович впервые за всю тренерскую карьеру столкнулся с тем, что вся ответственность за результат лежит именно на нём. В такой ситуации, особенно когда ты не молодой и жаждущий экспериментов тренер, а уже опытный и сложившийся специалист вторых ролей, осторожность выходит на первый план, но она уж очень плохой компаньон результативным заменам.
Я не знаю, какой Штейнбрехер тренер, хороший или плохой. Может быть, если Эдуарду Генриховичу доверить какую-то команду года на три, то на выходе мы получим управляемый коллектив с собственным узнаваемым лицом. Но что-то мне подсказывает: пока ещё главному тренеру красноярцев такой возможности на уровне выше второй лиги никогда не представится. Жизнь изменилась, и футбол вместе с ней. Всё происходит слишком быстро, то, что вчера было классным и модным, сегодня уже не в тренде. И в этих условиях карт-бланш и время получают только уникумы, специалисты, дающие результат здесь и сейчас, все остальные вынуждены приспосабливаться, а если не получается, оказываются на обочине профессии, вне зависимости от прошлых заслуг. Возможно, Штейнбрехер — фундаментально-дистанционный специалист, работа которого с каждым годом даёт всё более качественные плоды, но применительно к «Енисею» мы вряд ли об этом когда-нибудь узнаем. Похоже, что дни Эдуарда Генриховича в Красноярске сочтены, и вряд ли об этом кто-то будет жалеть, даже он сам.
Лучшие в лиге
Два сезона подряд «Енисей» заканчивал в первой пятёрке. Считал тогда, считаю и сейчас, что те результаты являлись не чем иным, как прыжком выше собственных возможностей. По бюджету сибиряки как раз и находятся в районе занимаемого им сейчас места. От самых богатых клубов отставание катастрофическое, от тех, кто сразу за ними, не столь ужасающее, но тоже приличное. По качеству своей полузащиты красноярцы должны всегда бороться за место в первой двойке, а вот по глубине состава приходим всё к той же отнюдь не золотой середине. У нас есть яркие футболисты, которых можно назвать одними из лучших в лиге на своих позициях.
Егор Иванов определяет вектор движения мяча и общей структуры футбола красноярцев с тех самых пор, как стал игроком старта. Ломакин то ярко вспыхивает, то ненадолго угасает, но он в полной мере один из футболообразующих игроков «Енисея», а порой и главная надежда в атаке клуба. Пришедший в команду позже вышеназванных Никита Глушков раскрыл в Красноярске всю мощь до поры дремавшего в нём креатива. А Олега Ланина это трио флагманов «Енисея» и многие другие вообще называли главным игроком красноярцев и лучшим опорником во всей Первой лиге. Все вместе они — мозг, сердце и хребет команды. Меняются времена, партнёры, главные тренеры и директора, а Иванов всё также читает футбол на недоступном большинству соперников и, к сожалению, многим одноклубникам уровне. Глушков доводит оппонентов до умопомешательства своими непрогнозируемыми финтами. Ломакин забивает из позиций, которые для абсолютного большинства и ударными-то не считаются, а Ланин, когда он здоров и в форме, подчищает за ними и за всеми остальными сильно увлекающимися атакой партнёрами.Думаю, играй этот квартет в условном «Торпедо», москвичи бы уже шли на первом месте с большим отрывом, но все они до сих пор в «Енисее». Прошли с командой разные времена, от триумфальных до совершенно чудовищных. Глушкову повезло чуть больше, он не застал в Красноярске Юрия Газзаева.
В текущем сезоне Ломакин с пятью голами делит звание лучшего бомбардира команды с Андреем Окладниковым, Глушков и Иванов в первой четвёрке лиги по результативным передачам. У Никиты их шесть, а у Егора — пять, а без Ланина в составе любая контратака соперника видится потенциально голевой, даже если она первая за тайм в его концовке. Хотя вряд ли любая личная статистика отразит влияние того же Иванова на игру «Енисея». Во всех ярких отрезках в исполнении сибиряков, пусть и кратковременных на дистанции отдельно взятой игры или даже тайма, заслуга Егора неоценима. Он именно тот, кто делает «Енисей» самой играющей командой турнира, пусть и случается подобное всё реже. В состоянии вдохновения равной этой полузащите в Первой лиге нет. Вот, к примеру, Денис Самойлов. Он сейчас в аренде в «Тюмени», на секундочку, располагающейся на третьем месте, и там Самойлов — ключевой игрок старта, а в «Енисее» ему пришлось бы сидеть на скамейке, поскольку вытеснить кого-то из этой четвёрки сейчас не представляется возможным. «Енисей» в лидерах по забитым мячам именно благодаря своим хавбекам, но во всех остальных линиях у красноярцев не всё так гладко, а где-то и вовсе настоящая беда.
Запоздавшая перестройка
Если взять временной отрезок от прихода в Красноярск Андрея Тихонова и по нынешний день (именно в этот период красноярцы стали командой верхних этажей турнирной таблицы, а не завсегдатаями турнирного болота, и даже на один сезон прорвались в Премьер-лигу), то в «Енисее» абсолютное большинство тренеров делали ставку на атакующую игру, за исключением Газзаева, здесь без комментариев, и Виктора Тренёва, который стремился сделать «Енисей» максимально сбалансированным во всех линиях и независимым от состояния своих лидеров. Штейнбрехер вроде бы ставок ни на что не делал. Всё шло, как шло, а параллельно в обороне клуба творился сущий кошмар. За весь первый круг и несколько матчей второго оптимального сочетания так и не было найдено. Конечно, вмешивались травмы, без них никуда. Но вот представьте, что все защитники «Енисея» здоровы и находятся на пике своих возможностей: какую четвёрку вы выберете? Я, честно говоря, могу назвать только одного человека — Херманна Феррейру, который, судя по всему, устал от Красноярска и зимой «Енисей» покинет. Ещё, пожалуй, с натяжкой Виталия Стежко, а вот с их напарниками затрудняюсь категорически.
Основная проблема в том, что минусы каждого из оборонцев красноярцев в разы перевешивают их плюсы. Кто-то слишком молод и неопытен, кто-то слишком стар по футбольным меркам и может только регрессировать, причём порой прямо по ходу матча, как бы ни было грустно это признавать. А кто-то, в силу опять же возраста, частично утратил свои достоинства, новых приобрести не сумел, зато недостатки под тяжестью лет умножились в разы. Отсюда и совершенно необъяснимые ошибки, не поддающиеся никакому пониманию и логике. Специально пересмотрел все пропущенные мячи «Енисея», не буду никого обижать персонально, но даже у такого диванного дилетанта, как я, действия оборонцев в большинстве моментов вызывают недоумение и непонимание.
Красноярцам нужна кардинальная перестройка в защитной линии, это долгий и мучительный процесс, он редко идёт рука об руку с высокими задачами, которые, по слухам, будут поставлены перед командой в следующем сезоне. Но процесс этот необходим, он и так уже запоздал, иначе не был бы сейчас самым многоиграющим защитником Вячеслав Бардыбахин, при всём уважении к нему и к его возрасту, по которому он попадает под молодёжный лимит.
Без блеска и провала
С нападающими провала нет, но у красноярцев по-прежнему нет человека, вокруг которого можно строить игру в атаке. У Савельева пять мячей, у Окладникова четыре, Александр Канаплин отличился два раза. С такой полузащитой столько же, а может и чуть больше, на мой взгляд, мог забить и Владислав Луташев из «Енисея-2», если бы ему дали игрового времени, как вышеназванным. Выходит, что голеадорских талантов у форвардов «Енисея» не наблюдается. К примеру, нынешний спортивный директор клуба Анзор Саная тоже забивал немного, но его влияние на игру команды было огромным. Пиковый Саная выигрывал какое-то немыслимое количество единоборств, он наводил трепет на соперников, даже если просто находился рядом с эпизодом.
Сейчас у «Енисея» таких нападающих нет. Наиболее перспективно выглядит Савельев, и, мне кажется, если бы он играл больше, то рос бы гораздо быстрее. Андрей Окладников, к большому сожалению, не играет на выданные ему ранее авансы, несколько раз он загорался, забивал красивые мячи, но гораздо чаще Андрей просто растворялся на поле. Об Ираклии Логуа что-то сказать чрезвычайно сложно. То ли он не подошёл «Енисею», то ли «Енисей» ему.
Что касается позиции голкипера, то Евгений Ставер и вернувшийся после травмы крестов Станислав Антипин вау-эффекта не произвели. Они не обошлись без ошибок, но в принципе со своими обязанностями справлялись, и огромное количество пропущенных мячей объясняется в первую очередь действиями защитников и необученностью всей команды играть в обороне на должном уровне, а не слабостью её голкиперов.
Звоните Калешину
Любопытно, какой вектор развития клуба будет выбран дальше. Новый директор Дмитрий Федосеев, судя по его жизненному пути и работе на других постах, не собирается просто сидеть и тратить бюджетные деньги, он точно пришёл под задачу. Надеюсь, что зимой мы узнаем, на что собирается нацеливаться «Енисей» в следующем сезоне. В этом же очень сложно придумать сценарий, при котором сибиряки вырвутся из серединного болота Первой лиги. Думаю, что максимум — борьба за места с седьмого по девятое, выше идёт такая грызня за стыки и прямой выход в элиту, что нынешним красноярцам там не место.
Первостепенная задача — поиск нового тренера. Пока те имена, что звучат в кулуарах, совсем не впечатляют. Возможный приход Дмитрия Кузнецова вообще вызывает у меня недоумение. Особенно, когда он сам говорит, что его зовут в Красноярск под задачу. Под какую? Помню Кузнецова как достаточно крепкого футболиста, но что он за тренер? Вряд ли работа в мини-футболе и тем более в медийной команде «2Drots» даёт хоть какое-то представление о его талантах и возможностях.
На днях один из лидеров чемпионата «Акрон» допустил, на мой взгляд, роковую ошибку, уволив Евгения Калешина. Уверен, что случилось это из-за резонансной пресс-конференции после поединка с «Волгарём», большую часть из сказанного им тогда, кстати, я поддерживаю безоговорочно. Так вот, думаю, что Калешин может согласиться возглавить «Енисей», если перед командой действительно поставят задачу, а в его творчество не будет стороннего вмешательства от кого бы то ни было. Первые полгода уйдут на расчистку имеющегося и притирку к лидерам красноярцев, а в следующем сезоне мы уже можем увидеть футбол по Калешину. Он, на мой взгляд, один из самых недооценённых и самобытных тренеров страны, и лучше кандидата из тех, кто реально поедет в Красноярск, просто не найти. Не думаю, что Федосееву нужны мои советы, но позволю себе дать таковой, вдруг дойдёт до адресата: «Дмитрий Борисович, звоните Калешину».