Новости

Помочь человечеству

Помочь человечеству

Мечтают студенты аэрокосмического университета

Широкий резонанс в стране вызвало сообщение о том, что Министерство обороны не согласовало наградные документы для присвоения звания Героя России полковнику Максиму Сураеву. Космонавт почти полгода провел на орбитальной станции и вернулся на Землю в марте текущего года. “В нашей стране звание Героя России — чуть ли не единственный стимул для выбора профессии космонавта, — высказал свое мнение в российских СМИ пресс-секретарь Роскосмоса Александр Воробьев, а значит, количество молодых людей, мечтающих о космосе, резко уменьшится”.

Вадим Кольга, проректор по довузовской и воспитательной работе Сибирского государственного аэрокосмического университета им. ак. М. Ф. Решетнева с такой точкой зрения не согласен:

— Присуждение звания “Герой России” в моем понимании не может быть стимулом для того, чтобы стать космонавтом. Это высокая награда, но она не влияет на мечту человека лететь к звездам. Кроме того, статус Героя России дает не столько много привилегий, чтобы отдавать для его получения столько сил, здоровья, сколько требуется космонавтам. Ты сознательно лучшие годы тратишь на то, чтобы вылепить из себя специалиста высочайшего уровня. Часто людей подогревают амбиции: ведь космонавты не такие, как все, они видели то, что большинству недоступно. И когда встречаешь такого человека, автоматически зачисляешь его в категорию “другой”. Желание осуществить свою мечту увидеть Землю из космоса, романтика — вот это может являться настоящей мотивацией. А присуждение звания Героя — просто бонус.

Но интересует ли сегодняшнюю молодежь такая романтическая и захватывающая дух профессия? В советские годы каждый второй мальчишка мечтал полететь в космос, сейчас дети все чаще хотят стать бизнесменами, юристами и программистами. Неужели сидячая работа более привлекательная?

— Вы знаете, сколько примерно человек на сегодняшнее время у нас в стране имеет запись в трудовой книжке “космонавт”? — задает вопрос Вадим Владимирович. — Я вам скажу: численность отряда космонавтов в России колеблется от 30 до 50 человек. Потому что это очень избирательная профессия, элитная, она требует и знания предмета, и особых психологических способностей, и умения организовывать процесс, и хорошей физической подготовки. Даже при большом желании далеко не каждый сможет освоить эту профессию.

Вадим Владимирович вспоминает, как ему летчик-космонавт Александр Иванович Лазуткин рассказывал о себе: “Я думал, что будут какие-нибудь интересные занятия, тренировки во время подготовки к полетам. А была сплошная учеба: лекции, занятия, экзамены. И в таком режиме мы годами живем. А когда уже начинаешь работать, график ужесточается. В течение полутора лет было так: три недели живем в России с экипажем, который полетит, а потом перелет на три недели в США, где мы осваивали иностранную аппаратуру, знакомились с особенностями работы американских космонавтов, общались с астронавтами. Все это играет огромную роль при полете”.

Один из студентов Вадима Кольги, слушая рассказ, спросил: и все это для того, чтобы один раз полететь к звездам? Да, и люди готовы учиться, тренироваться годами, потому что хотят стать космонавтами. Например, у того же Лазуткина это была мечта детства. И раньше многие грезили о том, чтобы бороздить просторы Вселенной. Но это время прошло. Полеты в космос стали обыденным делом, о них много говорится, появилась возможность наблюдать за космонавтами в режиме онлайн. Побудительные мотивы ко всему “неизвестному” снизились.

— Тем не менее количество мотивированных, действительно мечтающих о космосе людей остается примерно таким же, как раньше, — считает Вадим Владимирович. — Желающие есть и будут.

Шесть лет назад в аэрокосмическом университете создали программу “Космическая одиссея” по подготовке в отряд космонавтов. В ней участвовало 56 человек, из них шестеро прошли курс до конца, хотя предполагалось, что полностью освоят программу лишь трое. Но даже в Центре подготовки космонавтов тогда сказали: “Мы никого отсеять не можем, все шестеро достойны”. Завершающим этапом проекта был виртуальный полет на космическом корабле “Союз ТМА”. Но космонавтом никто из ребят так и не стал.

— Мы хотим вновь запустить эту программу, причем сделать межвузовский проект, — говорит Вадим Кольга, который был руководителем “Космической одиссеи”. — Одна из идей, чтобы ребята, освоившие курс подготовки, на этот раз были включены в отряд космонавтов. Понятно, что из тех молодых людей, которых мы привлечем, космонавтами смогут стать один-два человека. А остальные прикоснутся к миру высоких технологий, получат представления о том, что такое космическая техника, освоят много новых знаний, испытают себя на выносливость. Все это может пригодиться в жизни.

Вадим Владимирович рассказывает, что есть у него на сегодняшний момент студенты, которые мечтают о космосе:

— Они ходят ко мне еще со школы. А когда поступили в наш университет, то пришли первого сентября и говорят: мол, хотим в космос полететь. Но серьезная подготовка начинается только сейчас, с третьего курса, а до этого им нужно было много и упорно учиться, мозги и тело тренировать. К слову, навыки по технической подготовке имеют большое значение: в космосе возникает много нестандартных ситуаций, которые нигде не прописаны, и нужно быть готовым принимать нетривиальные решения.

Мечтатели, о которых говорит Вадим Кольга, — будущие специалисты по ракетостроению Дмитрий Халиков и Алексей Булдаков.

— Мне интересно не только узнавать о новых открытиях, но еще и делать их. Готов положить на это всю свою жизнь, — признает Алексей. — Не хочу трудиться там, где мне неинтересно.

— Хочется уйти к неизведанному, что-то новое найти, узнать, помочь человечеству. Прикоснуться к тому, к чему большинство не может, — добавляет Дмитрий.

Мечта ребят стать космонавтами приближается к осуществлению с каждым успешно оконченным курсом. Они много занимаются, ездят в спортивные лагеря. Леша имеет первый разряд по кикбоксингу, Дима увлекается бодибилдингом. Оба пишут научные работы по философии, нарабатывают базу. А вот деньгами ребята особо не интересуются.

— Мы даже не знаем, какая сейчас зарплата у космонавта. Эта сторона нам не так важна, — говорит Алексей. — Ведь можно иметь все и в то же время ничего. А можно не нажить богатств, но получить то самое главное, что делает человека счастливым — осуществление мечты. Моя мечта — посмотреть на Землю из космоса.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА