Наука и образование
Психолог из Красноярска разработала проект для улучшения отношений между учителями, детьми и их родителями
Юлия Гофман — автор и организатор офлайн-конференций «МаЯк», которые призваны укрепить институт брака и развивать семейные ценности.
Школьные учителя уже давно входят в топ самых стрессовых профессий. Причём не только в нашей стране. Основных причин, которые постепенно приводят к выгоранию, несколько. Среди них — высокая нагрузка и огромная ответственность, постоянный контроль и надзор извне, необъективная критика, конфликтные ситуации с коллегами и руководством, отсутствие моральной поддержки, завышенные требования к себе. Также разочарование в профессии и желание оставить её порой возникает из-за нарушения прав педагогов со стороны родителей и учеников.
Бумеранг вернётся
Уходящий год был назван Годом педагога и наставника. Он призван обратить внимание на роль и авторитет учителя, особую миссию профессии. В красноярских школах много талантливых, инициативных педагогов, для которых их труд — настоящее призвание. Наставников любят и уважают ученики и их родители, ценят коллеги.
Тем не менее проблема эмоционального выгорания остаётся актуальной. На это обратила внимание красноярский психолог, многодетная мама Юлия Гофман. Она автор и организатор офлайн-конференций «МаЯк», цель которых — укрепление института брака и развитие семейных ценностей. Также Юлия постоянный спикер родительских лекториев, проводимых молодёжными центрами города.
Вместе с коллегами она разработала волонтёрский проект, который призван помочь улучшить взаимодействие родителей, детей и педагогов.
— Сегодня бывают ситуации, когда семья и ребёнок объединяются против учителя и школы, что только усугубляет конфликт, — поясняет Юлия Гофман. — Обстоятельства могут быть разными, но некоторые родители сознательно занижают авторитет педагога перед ребёнком, позволяя резкую критику, уничижительные характеристики.
Как отмечает психолог, в современном родительском сообществе бытует мнение, что школа своими требованиями, системностью травмирует психику ребёнка. Юлия приводит в пример уклад, по которому жили советские учебные заведения. В них была чёткая иерархия, которая поддерживалась на государственном уровне. Авторитет старших был непререкаемым, дети понимали, что такое коллективная ответственность, самостоятельность. Сегодня, по мнению психолога, ситуация иная. Личность ребёнка, его интересы и чувства вышли на первый план — в целом это правильно, но есть и крайности.
Подружиться с системой
Старшему сыну Юлии Гофман девять лет. Многодетная мама уже получила собственный опыт взаимодействия со школой и учителями и теперь анализирует его и как эксперт, и как родитель.
— Я поняла, что современная система образования не травмирует ребёнка, она вскрывает то, что уже существует в семье, — говорит Юлия. — Но далеко не все родители готовы это признать. Когда старший сын пошёл в школу и начались проблемы в учёбе, я вскоре осознала, что не помогала ему адаптироваться к системе, включиться в неё. А это необходимо. Мы живём в обществе — это набор разных систем, и ребёнку необходим опыт взаимодействия с ними. Он потребуется во взрослой жизни. Мы, родители, должны научить детей, как выстраивать отношения, объективно оценивать ситуацию, искать решения. Например, сын говорил: «Учитель ругается». Можно было обвинить педагога, что он не умеет работать с детьми, довести рядовую ситуацию до скандала. Но мы выяснили, что у учителя громкий голос, и, чтобы привлечь внимание тридцати шумных школьников, его порой приходится повышать. Когда я стала показывать ровное и спокойное отношение к существующей системе, то и у ребёнка изменилось восприятие, исправилась ситуация в учёбе.
К сожалению, у некоторых взрослых есть привычка критиковать учителей, насмешливо отзываться о них в присутствии ребёнка. Желание защитить своё чадо в случае конфликта понятно, но зачастую в таких случаях уничижение педагога семья считает делом обычным. Однако такие привычки и убеждения могут обернуться уже против самих родителей, когда дети войдут в подростковый возраст. Начинается поиск себя, ценностей, а авторитета взрослого человека ребёнок признавать не научился. Если родители позволяли себе оскорблять педагога, то велика вероятность, что бумеранг вскоре прилетит обратно. Проект Юлии Гофман направлен на то, чтобы помочь всем участникам треугольника «учитель — ребёнок — родитель» выстроить правильные и здоровые отношения.
— Безусловно, в любой профессиональной сфере встречаются конфликтные, равнодушные к своей работе люди, и педагогика не исключение, — говорит психолог. — Но талантливых, умных, отзывчивых, любящих и уважающих детей учителей всё же гораздо больше. Тем не менее есть родители, для которых воевать с системой, педагогами уже стало привычкой. При этом на учителях сегодня колоссальная нагрузка и ответственность. Ежедневно они выполняют множество разных задач, но родители нередко предъявляют к ним сверхтребования.
Чтобы избежать конфликтов, родителям нужно понимать, что школьный учитель — это не аниматор, не специалист-дефектолог, не воспитатель детского сада. Его главная задача — дать материал, заинтересовать ребёнка предметом, оценить знания. Но достаточно много детей сегодня мало мотивированы на учёбу, из-за этого слабо усваиваются базовые знания, а родители начинают обвинять в этом педагога.
Низкая мотивация — проблема, которая закладывается ещё до того, как ребёнок приходит в первый класс. Как отмечает психолог, младшие школьники часто не умеют и не хотят выполнять то, что требует внимательности, усидчивости и дисциплины. И здесь родители могут впадать в две крайности. Первая — «если не хочет, пусть не делает. Не нужно требовать и нарушать его личные границы», вторая — максимально включаться в процесс учёбы, не позволяя ребёнку развить навыки самостоятельной работы.
Специалист подчёркивает, что к системности и упорядоченности большинство детей привыкают быстро, а вот хаос, отсутствие чётких правил, наоборот, вредят. В процессе воспитания роль родителя главная, полностью перекладывать её на педагога нельзя.
— Когда уже выросшие дети приходят с различными запросами к психологам, они прорабатывают травмы, полученные именно в семье. Об учителях речь идёт в редких случаях, — говорит Юлия Гофман.
Подумайте о собственном «Я»
Волонтёрский проект, разработанный Юлией Гофман и её коллегами, предполагает поддержку учителей. Это практики, которые помогут педагогам бороться со стрессом и правильно выстраивать отношения с учениками и родителями. Первая встреча в рамках проекта состоялась на этой неделе в одной из красноярских школ.
— Программа рассчитана на разные форматы, — говорит психолог. — Это как разовые занятия на сорок минут или час двадцать, так и курс в несколько встреч. Мы идём к учителям с уважением и признанием их труда. Подчеркну, что это не глубокие психологические проработки, когда человек погружается в себя, вспоминает что-то неприятное и травмирующее. Мы даём коучинговые техники, которые помогут правильно оценивать различные рабочие ситуации и реагировать на них.
Проект предполагает не только обучение, но и поддержку. Обращаясь к педагогам, психологи напоминают им о важности собственного «я». В то время как у современных детей оно развито иногда даже чрезмерно, учителя по большей части мыслят «мы», обесценивая свои личные заслуги. Также на встречах пойдёт речь о разных ролях, в которых выступает взрослый человек: родитель, супруг, ребёнок, профессионал. Проявляться они могут по-разному, что-то бывает в дефиците. На работе самая главная роль — это специалист.
Кроме того, педагогам расскажут, о каких проблемах говорит детская агрессия и как строить взаимодействие с подростками с учётом их возрастных особенностей. Что не менее важно — учителям напомнят об их правах и способах их защиты.
Опрос
Чаще всего в любви к работе признаются учителя. В этом году сервис по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob провёл исследование, в котором приняли участие 3 000 человек. Педагоги вошли в топ представителей профессий, которые больше всего любят свой труд.