Новости

БесКРАЙняя пропасть

БесКРАЙняя пропасть

Россия выдвинула фильм Алексея Учителя “Край” на премию “Оскар” в номинации “Лучший фильм на иностранном языке”. Как отечественный кинематограф умеет работать с советскими штампами на новый лад, уже сегодня можно посмотреть в кинотеатрах. А вот попадет ли паровозный эпос в оскаровский шорт-лист — это вопрос.

Мускулистый машинист Игнат (Владимир Машков) до Второй мировой войны водил паровоз “Иосиф Сталин”, который благополучно разбил, получив серьезную контузию, и в августе 1945-го попал в глухой сибирский поселок “Край”. Любитель свистящих составов долго скучать не стал: впутался в любовный треугольник, соблазнившись аппетитной работницей Софьей (Юлия Пересильд), снова сломал казенный паровоз, но взамен нашел другой, давно заброшенный на сибирском острове. Внутри новой железной “игрушки” оказалась немка Эльза (Аньорка Штрехель) — девушка-маугли, несколько лет скрывающаяся в тайге, почти не говорящая по-русски и отчего-то ничего не знающая о войне. С ней брутальному герою и предстоит выстроить мост через сибирскую реку N, противостоять коллективному ропоту жителей-патриотов поселка, разрешить образовавшийся любовный прямоугольник и вообще показать, кто тут “человек и паровоз”.

С темой отечественной войны, да и вообще с национальной историей, играть сегодня очень удобно: и патриотизм льется через край, и народный герой найдется (вспомним “Адмирала”, “Тараса Бульбу”, “Утомленных солнцем — 2” и др.), и самобытность можно смаковать, и исторические нюансы, тем более факты проверить рядовому зрителю не получится. Плюс за спиной современных русских кинематографистов целая школа советского военного кино. Как не воспользоваться опытом? Вот и создатели фильма “Край” не стали “изобретать паровоз” и предложили зрителю облагороженное советское ретро, которое сегодня вряд ли может кого-то затронуть на родине, но в силу игры с национальными стереотипами пока еще интересует американцев. Правда, все меньше и меньше.

Алексей Учитель и сценарист Александр Гоноровский по-киношному обращаются с наследием русских сериалов. “Считать” героя с экрана не сложно, слишком крепки культурные шаблоны. Машинист Игнат, например, бесспорный герой, “хороший дядя”, поставивший рекорд скорости на своем “Иосифе Сталине” и триумфально доехавший до Рейхстага. Он и врага в лице хрупкой Эльзы не обидит, и толпе противостоит. Чекист Фишман, которого играет Сергей Гармаш, конечно, “плохой дядя” и в конце фильма будет наказан. Русские женщины, конечно, круглолицы, самоотверженны, истеричны и к тому же не прочь устроить потасовку в бане “за мужика”. Прибавить к этому чудаковатого Вовку-алкаша (Александр Баширов), медведя, большую бутылку мутной водки и надрыв — и вроде как с национальной идеей и самобытностью разобрались.

К этой культурной “подложке” авторы картины добавили голливудских жестов, но это не спасло “Край” от художественного провала. Мелодраматичные саундтреки Дэвида Холмса (композитора “Одиннадцати друзей Оушена”) — несерьезный музыкальный фон для русского действа, где играют мускулы, дерутся бабы и стучат колеса. А паровозный экшн по-сибирски в финале с клубами черного пара, зашкаливающими датчиками и победоносным выходом машиниста Игната из белого дыма смешен и абсурден, так как опрокидывает весь реалистический пласт, который зритель наблюдал в течение полутора часов. Да и Владимир Машков, добрую половину фильма щеголяющий на фоне зимней тайги обнаженным торсом, больше похож на героя американского боевика, чем на русского машиниста. Парадоксально, но такие вещи, как фантастика и история, в русском кино прекрасно уживаются и, что печальнее всего, становятся раздражающей нормой.

Когда создатели военных или исторических картин ради коммерческой выгоды отодвигают на второй план и глубину проработки характеров героев, и оригинальность сюжета и должную реалистичность, то и получаются такие фильмы, как “Край”. Фильмы, из которых не выходит ничего: ни большого патриотического кино, ни ретроспективы военной драмы, ни внятного режиссерского высказывания, ни достойного соперника голливудскому продукту. Потому что если быть честными, то понятно: союз талантливого, но не постоянного в своих результатах Алексея Учителя (знаменитого работами “Дневник его жены”, “Прогулка”, “Космос как предчувствие”), продюсера “Первого” Константина Эрнста и спонсора картины ОАО РЖД едва ли можно назвать творческим. И едва ли выдвижение мелодраматического “Края” на “Оскар” от “Первого канала” можно воспринимать серьезно. Так, пар в глаза.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА