Проспект культуры

«Не потерять себя помогает любовь». Режиссёр Олег Рыбкин — о предстоящей премьере спектакля «Хождение по мукам»

Спектакль «Хождение по мукам» поставлен благодаря государственной поддержке — гранту Министерства культуры Российской Федерации.

«Не потерять себя помогает любовь». Режиссёр Олег Рыбкин — о предстоящей премьере спектакля «Хождение по мукам»
Олег Рыбкин.

Дмитрий Шабалин

Серебряный век на излёте. На сцене — Петербург с его мрамором набережных, вечно мокрой жестью крыш… Уже в эти выходные в драматическом театре имени А. С. Пушкина состоится премьера спектакля «Хождение по мукам» (16+).

В Петербурге, который создаёт Олег Рыбкин, ищут и обретают себя. Во время страшных событий пытаются сохранить самое важное — нравственные принципы, которые дают опору, цель и желание жить. Накануне премьеры мы поговорили с режиссёром о постановке, его восприятии трилогии Алексея Толстого и команде, которая работала над созданием спектакля.

— Олег Алексеевич, поделитесь вашим личным отношением к произведению «Хождение по мукам»?

— Я читал его в разные периоды жизни — в юности и сейчас. Поскольку мы подавали этот проект на грант Министерства культуры РФ, нужно было освежить текст в памяти. Конечно, сегодня произведение воспринимается по-другому. Я довольно долго живу, и за это время многое произошло в истории нашей страны. Первый раз читал «Хождение по мукам» до перестройки и всех остальных событий последующих десятилетий. Теперь, по прошествии времени, многие вещи стали мне понятнее.

Алексей Толстой начал работу над текстом в эмиграции. Существуют две редакции первой части трилогии. Первая — написанная ещё там, с прицелом на публику, которая читала его за рубежом. Вторая редакция сделана по возвращении в Россию. И две последующие части написаны здесь. Они рассказывают о событиях Гражданской войны, сталинском периоде. Понятно, что в те времена печатное слово значило много, в том числе и для идеологии, которая существовала тогда. И третья часть романа отличается от первой по стилю, настроению. Мы знаем, как непросто было жить в нашей стране в то время.

Мне кажется, в первой части, как в капле воды, отражается то настроение, которым жила Россия в сложнейший период своего исторического поворота. Повествование этой части заканчивается революцией — страшным событием в истории нашей страны, как я считаю. И не только я. Думаю, что мыслящие люди понимают, что это была катастрофа. Всё происходило на фоне первой мировой войны, которая и дала толчок к революционным событиям, к изменению общественного строя в России. В судьбах наших героев отразилась история страны.

Мы понимаем, в какое сложное для нашей страны время живём. Так же, как и герои романа. Поэтому произведение крайне актуально.

Наши герои — интеллигенция. Самое важное, что среди них нет отрицательных персонажей. Это люди мечущиеся, заблуждающиеся, но тем не менее старающиеся сохранить свой внутренний стержень. То, что происходит с сёстрами, вся эта история связана именно со стремлением сохранить определённые морально-нравственные принципы в самых сложных жизненных обстоятельствах. И помогает в этом любовь — чувство, которое позволяет героям не потерять себя и жить дальше… Примерно так должен заканчиваться спектакль. Мне хотелось бы, чтобы именно это почувствовали зрители.

— Женские образы — центральные, насколько сложно вам было подобрать артисток на роли Кати и Даши?

— Я сразу увидел, кто должен играть эти роли. Старшую сестру — Екатерина Соколова. Роль младшей будут исполнять две артистки: Анна Понибрашина и Анастасия Куимова. Они очень разные, поэтому, видимо, у нас будут два разных спектакля. Что на самом деле неплохо. Окружающий мир испытывает на прочность нравственные принципы сестёр. Помогает пройти эти испытания их жажда любви. Наш спектакль создан по инсценировке Ярославы Пулинович. Безусловно, мы понимаем те обстоятельства, исторический контекст. Но нам казалось: важно, чтобы это понимание у зрителей происходило через личные переживания сестёр. Именно через отношения — камерные, личные. Когда рушатся судьбы и снова возрождаются, когда существуют надежды и разочарования и есть необходимость всё это пережить и сохранить себя, свои чувства. Артистки хорошо это понимают.

— Над постановкой вы работаете с проверенной командой…

— Да, это так. Художник-сценограф нашего спектакля — Никита Сазонов. Он сам из Питера, этот город знает и особо чувствует. Он предложил странное решение: создать на сцене петербургскую крышу. Те, кому довелось побывать на крышах этого города, прекрасно знают перспективу, открывающуюся сверху: вид на Неву, Исакий и прочие достопримечательности. Знают ветер, который гуляет по крышам, свинцовые тучи сверху. Мне кажется, нам удалось создать эту атмосферу.

Художник по костюмам — Фагиля Сельская, вместе мы сделали около тридцати спектаклей. Начинали наше творческое сотрудничество в Новосибирске — в театре «Красный факел». Фагиля работала во многих театрах Москвы, Санкт-Петербурга, я безусловно доверяю ей. Как и художнику по свету Дмитрию Зименко (Митричу). У него уникальный взгляд на свет и его возможности влиять на драматургию. Он очень точно чувствует это. Кстати, он принимал участие в разработке светового оборудования нашего зала, знает, что из него можно получить. Не могу не сказать о композиторе Евгении Терехиной. Это моя первая работа с ней, счастлив, что она произошла. Думаю, что её музыка запомнится отдельным номером. Евгения тонко прочувствовала эту непростую историю. Музыка — украшение этого спектакля.

Конечно, мы давно знакомы с Ярославой Пулинович. Знаю её как замечательного драматурга, автора других инсценировок. Она очень бережно относится к тексту. Инсценировку «Хождение по мукам» Ярослава сделала по заказу театра, это наш эксклюзив. Работу над пьесой продолжаем до сих пор: что-то уточняем, правим. Остаётся несколько дней до премьеры, у нас есть ещё немного времени.

— Какие чувства испытываете накануне премьеры?

— Мы ещё не видели оформление в полном объёме. На прошлой неделе гастроли Московского художественного академического театра прервали наши репетиции, наш полёт на два дня. Сейчас продолжаем его. Очень хочется посмотреть, что получится. Нам обещают огромное облако, которое уже пугает всех своими размерами.

Понимаю, что спектакль всё равно будет жить своей жизнью. И Петербург бывает разным, и небо свинцовым. Но иногда вдруг выглядывает лучик солнца, который дарит нам надежду.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА