Новости

От халата до купальника

От халата до купальника

О том, какие рекламные нарушения сегодня в моде

Ежедневно с экранов телевизоров люди в белых халатах рекомендуют нам использовать различные товары, иногда только намекая своим видом на медицинское образование, а иногда и в открытую заявляя: “Это я вам как доктор рекомендую!” А на уличных баннерах горожан призывают к покупкам скорее едва прикрытые, чем полуобнаженные девушки. Чтобы привлечь покупателя, производители рекламы готовы воплотить самые изощренные фантазии. Но в борьбе за клиентов они порой и сами не замечают, как результат их творческого труда оказывается за рамками закона.

В принятый Государственной думой 22 февраля 2006 года Закон “О рекламе” регулярно вносятся поправки. 8 июня этого года ФАС опубликовала очередной законопроект о внесении в изначальный документ изменений. Со вступлением в силу этого положения рекламщикам придется быть внимательнее в использовании слов “первый”, “единственный”, “номер один” и ряда других. А тем, кто оказывает финансовые услуги, придется печатать информацию, влияющую на доходы и расходы клиентов, шрифтом одного размера, в то время как сейчас важная информация о кредитах и вкладах часто набирается мелким шрифтом. Закон совершенствуется, определения в нем уточняются, появляются новые запреты и ограничения, а незаконная реклама как существовала, так и продолжает существовать.

Красноярск по количеству такой рекламы не отстает от других городов. Динамика неутешительна: число нарушений, несмотря на все поправки законодательства, не уменьшается, а скорее увеличивается. То ли предусмотренное наказание не пугает (средний размер штрафа, который выплачивают нарушители, — 50 тысяч рублей), то ли воображения на изготовление качественной рекламы в рамках закона не хватает, но проблема остается, и ее нужно решать.

— Закон “О рекламе” — не просто нормативный документ, регулирующий все сферы рекламной деятельности, а своего рода страховка для потребителя от обмана, — рассказывает Михаил Шевцов, председатель Красноярского общества защиты прав потребителей. — И несоблюдение его зачастую приводит к нарушению прав граждан. К нам часто обращаются с заявлениями о несоответствии рекламируемых изображений нормам Закона “О рекламе”. Ярким примером можно считать размещение алкогольной, пивной и табачной продукции без предупреждения о вреде их чрезмерного потребления или в местах на расстоянии ближе чем сто метров от зданий, в которых находятся детские, образовательные, медицинские, военные, культурные организации, а также библиотеки. Данные нарушения чаще всего допускаются кафе, барами, ресторанами, магазинами, которые реализуют указанный товар.

Вот один из очевидных примеров алкогольного нарушения: жители Академгородка могут наблюдать на вывеске одного из пивных баров изображение человека. Это категорически запрещено Законом “О рекламе”, но, увы, факт остается фактом.

Еще одним спорным пунктом является использование в рекламе человека в белом халате. С одной стороны, закон запрещает появление в роликах или на печатных изображениях образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением рекламы медицинских услуг, средств личной гигиены и товаров, предназначенной исключительно для самих медицинских работников, с другой — по всему городу висят плакаты с рекламой сока, стакан которого держит человек в белом халате. Конечно, это не медицинский работник, на кармане его халата написано, что он является представителем компании, производящей напитки. Но проходящий или проезжающий мимо потенциальный покупатель вряд ли разберет такую мелкую деталь, а значит, в его сознании этот человек останется врачом.

— Нарушения при рекламировании услуг, связанных со здоровьем, это очень серьезно, — поясняет Михаил Шевцов. — В особенности если дело касается биологически активных добавок, которые в рекламе могут быть представлены в качестве лекарств.

Зато образ ребенка может быть использован в рекламе товаров, для него не предназначенных, будь это даже бульонные кубики. Главное, чтобы это не была алкогольная продукция или пиво, табачные изделия, азартные игры или оружие. Однако здесь встает другой вопрос: ведь дети тоже жители города, и на глаза им попадается вся реклама, независимо от того, предназначена она для них или нет.

Вот пример, который рассказал юрист одного из рекламных агентств Красноярска. Одним из немногих жарких дней этого лета мимо плаката с едва прикрытой обнаженной девушкой проходили отец с дочкой. У девочки при виде яркой картинки возник вопрос: “Почему ей можно раздеться, а мне нельзя?” Папу этот вопрос поставил в тупик, а всех остальных должен заставить задуматься о пристойности сегодняшней рекламы.

— Часто мы сталкиваемся с изображениями эротического характера, — рассказывает Михаил Шевцов. — И если раньше подобная реклама была только в глянцевых журналах, то сейчас мы ее видим и на баннерах. Причем у большинства потребителей такие попытки привлечь потребителя вызывают откровенный негатив и протест. А у нас — претензии по нарушению Закона “О рекламе”.

Нередким нарушением является и информация такого рода: “Скидки 30 процентов на все товары!”, ее любят расклеивать на окнах зданий, в которых устроена распродажа. Но, несмотря на посулы зазывающих объявлений о том, что скидка объявлена на все товары, по факту она распространяется только на некоторые. В этом случае налицо нарушение прав потребителя и, как следствие, нарушение Закона “О рекламе”. Незаконным является и использование надписей на иностранном языке без перевода на русский.

Но главными нарушителями законодательства являются представители финансового сектора.

— Реклама банковских услуг требует особого контроля, так как предоставление неполной информации — частое нарушение, — поясняет Михаил Шевцов. — Как правило, при размещении рекламы банковского вклада или кредита указывается процентная ставка и умалчивается информация о сумме и сроке вклада или кредита, о комиссиях за выдачу и прием наличных денег, увеличивающих стоимость предоставляемого кредита, а также другие условия договора. В результате потребители рекламы получают искаженную информацию.

Как видим, претензий к производителям рекламы много. Но и они в долгу не остаются. У них своя правда. Рекламщики, согласившиеся ответить на вопросы, указывали на то, что закон, сколько его ни исправляй, становится только туманнее и там, где одним нельзя, другим почему-то оказывается можно. А зачастую бывает проще установить незаконную рекламу, чем добиться разрешения на установку законной.

Впрочем, радует уже то, что некоторые представители бизнеса хотя бы имеют свое мнение по поводу закона. Потому что в нескольких рекламных агентствах Красноярска на нашу просьбу прокомментировать Закон “О рекламе” отвечали: “Нам, прежде чем прокомментировать, его прочитать бы надо!” Да, следовало бы.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА