Новости

Познание России

Познание России

Географическое общество — вчера, сегодня, завтра

165 лет назад произошло одно из самых замечательных событий отечественной истории — появилось Русское Географическое общество. 19 (7 ст. ст.) октября 1845 года в большом конференц-зале Императорской Академии наук и художеств состоялось первое общее собрание действительных членов РГО.

Первые члены РГО — в октябре1845 года это был 51 человек — на десятилетия вперед определили цель этой уникальной организации: “Собирать, обрабатывать и распространять в России географические, этнографические и статистические сведения вообще и в особенности о самой России, а также распространять достоверные сведения о России в других странах”. Именно так она определялась в Уставе Общества, утвержденном в 1849 году императором Николаем I и просуществовавшем без изменений сто лет — до 1948 года. Над текстом Устава были написаны слова: “Познание Государства Российского”. Адмирал Федор Литке начал свой доклад на собрании со слов: “Наше отечество, простираясь по долготе более нежели на полуокружность Земли, представляет нам само по себе особую часть света... и, прибавим, часть света, еще мало исследованную”. И именно Русскому Географическому обществу принадлежит выдающаяся роль и в исследовании нашего отечества.


На географических картах мира более 500 русских названий — результат 28 российских кругосветных экспедиций. Экспедиция Петра Петровича Семенова, руководившего Обществом в течение 40 лет (1850—1857 и 1873—1914) и получившего за свои заслуги вторую фамилию — Тян-Шанский, открыла миру совсем неизведанный тогда Тянь-Шань. Генерал Николай Михайлович Пржевальский стал самым выдающимся исследователем природы Центральной Азии. Николай Николаевич Миклухо-Маклай, именем которого назван северо-восточный берег Новой Гвинеи, стал основоположником мировой этнографии народов Австралии и Океании. Ученик Пржевальского, Петр Кузьмич Козлов, во время Монголо-Сычуаньской экспедиции 1907—1909 годов открыл в пустыне Гоби остатки мертвого города Хара-Хото — центра тангутского государства Ся, на раскопках которого были найдены не только многочисленные предметы быта и культа, но и бесценная библиотека. Это сенсационное открытие принесло мировую славу российской археологии.

____Сотни научных открытий были сделаны русскими путешественниками, мореплавателями и учеными — географами, геологами, зоологами и ботаниками, антропологами и этнографами, востоковедами и лингвистами — на всех континентах благодаря Русскому Географическому обществу. Но все же главной его задачей было “познание государства Российского”. Как было сказано в уставе РГО — “собирать и распространять” знания. Эта просветительская деятельность Общества имела колоссальное значение в истории культуры нашей страны. Общество изначально его создателями планировалось как общероссийское, а не столичное, поэтому уже через пять лет появился его первый филиал в Тифлисе. А еще через год открылся Сибирский отдел в Иркутске, разделенный позже на Западносибирский с центром в Омске, Приморский (Владивосток), из которого в свою очередь выделился Приамурский (Хабаровск) и Восточносибирский (Иркутск), деятельность которого распространялась и на Енисейскую губернию.

В 1901 году после многолетних прошений и некоторых бюрократических проволочек был открыт Красноярский подотдел ВСО РГО. Учредителями стали 18 членов РГО, имена которых хорошо знакомы любому жителю края, хоть немного интересующемуся его историей: братья Крутовские, Н. М. Мартьянов, Р. И. Шнейдер, П. И. Рачковский, Н. А. Шепетковский. В введение Красноярской организации РГО перешел краеведческий музей, ставший центром этнографических, археологических, исторических и естественнонаучных исследований Приенисейской Сибири. До революции Красноярская организация РГО провела 15 научных экспедиций в Урянхайский край и на север губернии. Все красноярские ученые того времени — этнографы, геологи, биологи, почвоведы, экономисты — были членами Общества. По инициативе РГО появился и заповедник “Столбы”, а А. Л. Яворский, его основатель и первый директор, фактически был первым помощником Тугаринова в Красноярском филиале Общества.

Русское Географическое общество было основано императором Николаем I, возглавлялось членами царствующей фамилии, финансировалось за счет дотаций Государственного казначейства (а также частных пожертвований и членских взносов), подчинялось министерству внутренних дел; было неразрывно связано с Генеральным штабом русской армии (часто выполняя функции внешней разведки) и военным флотом; и при этом было удивительно демократической организацией. Н. Н. Миклухо-Маклай был исключен из Петербургского университета за участие в сту­денческом антиправительственном движении. И. Д. Черский за участие в польском восстании (1863—1864) был сослан в Сибирь, где стал выдающимся исследователем Забайкалья. Великий анархист П. Н. Кропоткин, избранный непременным ученым секретарем Географическо­го общества, хоть и сложил с себя эти обязанности, оказавшись в тюрьме, но продолжал работать в РГО, публиковать свои научные труды в его изданиях. Приговоренный к каторге Г. Н. Потанин по ходатайству РГО был помилован.

Императорское Географическое общество объединяло абсолютно разных людей. Причисленный к лику святых митрополит Иннокентий, святитель Московский и апостол Америки и Сибири . Политический ссыльный, большевик Константин Михайлович Рычков, изучавший в Туруханской ссылке в 1903—1913 годах эвенков, долган, кетов, селькупов, ненцев. Избранный действительным членом РГО за книгу “В краю непуганых птиц” Михаил Пришвин и военный разведчик, будущий неудачный диктатор России Лавр Корнилов. Буддист, первым из ученых побывавший в столице Тибета, закрытом от мира городе Лхасе, Гомбожап Цибиков и адмирал Александр Колчак. Миллиардер Федор Рябушинский (младший из братьев, организовавший знаменитую экспедицию РГО на Камчатку 1908 года) и первый хакасский ученый Николай Катанов. Поэт Николай Гумилев, возглавивший две экспедиции в Абиссинию, и премьер Сергей Витте. Первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен и переводчик Корана академик Игнатий Крачковский. Художник-маринист Иван Айвазовский и первый из награжденных наградой РГО, медалью Пржевальского в советское время Николай Урванцев.

Действительных членов РГО было немного, но в Обществе состояли или сотрудничали с ним тысячи человек — и члены царской семьи, включая всех императоров, и ссыльные революционеры, и казачьи атаманы, и столичные профессора, русские и казахи, буряты и евреи. Все они выполняли заветы отцов-основателей РГО — адмиралов Фердинанда Врангеля, Ивана Крузенштерна, Федора Литке, академика Петра Кеппена, астронома Василия Струве, создателя “Толкового словаря живого великорусского языка” Владимира Даля, которые и предложили Николаю I создать и возглавить Географическое общество.

Славная история Общества вовсе не закончилась с падением монархии в России, сменивший в 1914 году на посту фактического руководителя П. П. Семенова-Тян-Шанского океанограф и картограф, создатель карты Российской империи Юлий Шокальский продолжал руководить РГО до 1931, когда президентом Географического общества СССР был избран Николай Иванович Вавилов. Конечно, изменилось многое, практически все в стране, в том числе и организация науки. Появились крупные специализированные научно-исследовательские институты экономической и физической географии, биологии и геологии, этнографии и истории. Изменилась атмосфера. Конечно, было жалко ушедшей романтики, патриотического подъема, свободы творчества — всего того, что отличало Общество в ХIХ — начале ХХ веках. Владимир Афанасьевич Обручев (в 1947 году Сталин его назначит почетным президентом Географического общества СССР) эту ностальгию по ушедшей эпохе выразил в “Земле Санникова”. Роман начинается с описания заседания Императорского Географического общества, на котором выступает морской офицер, “совершивший смелое плавание на вельботе через Ледовитое море с Новосибирских островов на остров Беннета” и т. д. Обручев описывал историю Александра Колчака. И, что любопытно, это осталось безнаказанным.

Тем не менее Общество, несмотря на потери, продолжало работать, сохранилась уникальная библиотека, архивы и наработки, даже организовывались экспедиции. Красноярское отделение, многократно переименовывавшееся, кстати, занималось проблемой проектирования строительства будущих Красноярской и Ангарских ГЭС. Были энтузиасты Общества — академик О. Ю. Шмидт, И. Д. Папанин. Но конец 1930-х годов стал черной страницей. Погибли или были отправлены в лагеря сотни людей, имевших отношение к Обществу. Был расстрелян Николай Вавилов. В Красноярске казнили Вячеслава Косованова; А. Л. Яворский и Н. Н. Урванцев, как и многие их товарищи, оказались в лагерях.

В послесталинское время Общество превратилось в академическую структуру, координирующую в основном географические исследования. С крушением СССР Общество вернуло себе историческое название, но началось время безденежья, бесконечного реформирования Академии наук, непонятного статуса РГО и судебных тяжб. Впервые за свою историю Общество лишилось государственной поддержки. Историческая заслуга последнего руководства РГО во главе с адмиралом Анатолием Комарицыным, бывшим командующим флотилией атомных подводных лодок и начальником Гидрографической службы России, ученым-океанографом, в том, что оно сохранило уникальные фонды, имущество Общества не позволило все это растащить. А покушающихся на исторические здания в Санкт-Петербурге, на библиотеку, на достояние РГО было много. Более того, в эти годы даже продолжались исследования. Подготовив реформу РГО, в конце прошлого года адмирал Комарицын подал прошение об отставке, предложив кандидатуру нового президента Общества — Сергея Шойгу. Председателем попечительского совета стал Владимир Путин, в совет вошли самые богатые люди России и самые высокопоставленные чиновники. Государство провозгласило курс на всемерную, в том числе финансовую поддержку РГО. Организационно Общество вернулось к ситуации 1845 года. Очень хочется, чтобы вернулось и содержательно.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА