Новости

Игры разумом

Игры разумом

Сила сотрудника УБЭП — в его знаниях и психологическом настрое

Разобраться в бухгалтерском отчете порой даже экономисту сложно, а что уж говорить о правоохранительных органах. Но, как показывает практика, в Красноярье успешно выявляются самые сложные финансовые преступления и махинации. Дело это специалистов управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Красноярского края. Как удается юристам не заблудиться в лесу цифр, поймать за руку нечестных бизнесменов, а также предотвратить хищения из бюджетов всех уровней “Городским новостям” рассказал начальник УБЭП Алексей Смирнов.

— Управление по борьбе с экономическими преступлениями — особое подразделение милиции, ведь не каждый способен разбираться в финансовой отчетности. Где берете столь грамотные кадры?

— Согласен, у нас необходимо обладать широким спектром знаний — не только экономическими и юридическими. Когда сотрудник раскрывает хищения в той или иной области — например, в строительстве, топливно-энергетическом комплексе, здравоохранении, — он должен вникать в специфику отрасли. То есть постоянно самообразовываться. А иначе не сможешь принять правильное решение по конкретной ситуации. В советские времена была хорошая традиция — в службу ОБХСС направляли специалистов из различных отраслей народного хозяйства. Люди приходили уже подготовленные — те, что отработали какое-то время в экономике, а потом по комсомольской путевке оказывались в органах. А сейчас мы приглашаем молодежь с институтской скамьи. И уже в процессе работы сотрудники изучают специфику отраслей. У нас работают универсалы.

— Но юристу очень сложно переключиться с права на экономику. Как говорится, не под то заточен.

— Несмотря на то, что наше подразделение относится к правоохранительным органам, стараемся, чтобы у работников БЭП базовым было экономическое образование. Юриспруденцию можно выучить и в процессе работы на заочном отделении. Так удобнее — человек быстрее вникает в ситуацию. Встречаемся со студентами в вузах, приглашаем, агитируем, рассказываем о службе.

— Чем привлекаете экономистов в органы?

— Наша зарплата, к сожалению, не является большой мотивацией, к тому же молодой лейтенант не способен быстро продвинуться по карьерной лестнице. Вопросы финансирования со стороны государства всегда стоят остро. Но надо понимать, что работа в органах — это только часть большой жизни. 20 лет выслуги, пенсия и ты еще в работоспособном возрасте чуть за 40 с опытом и багажом знаний выходишь на рынок труда. Сотрудники УБЭП имеют большие преимущества при устройстве на работу “без погон”, потому что обладают бесценными навыками. Возглавляют службы экономической безопасности, которые сейчас создаются практически во всех крупных компаниях и банках, многие реализуют себя в бизнесе. Сторожей и охранников среди наших пенсионеров практически нет.

— Говорят, что с бухгалтерской отчетностью лучше справляются женщины. У вас в коллективе существует перевес слабого пола?

— В УБЭП работают в основном мужчины. Надо понимать, что наш сотрудник — не налоговый инспектор, который только смотрит документы. Мы от бумаги идем к человеку. Чтобы получить соответствующие показания (не важно — от подозреваемого или свидетеля), необходим определенный психологический настрой. Женщина не всегда сможет на равных общаться с руководителями предприятий, которые по своей психологии победители в жизни, сильные личности. Наш круг общения — люди состоявшиеся, имеющие за плечами серьезный опыт работы. Они обладают большими знаниями, которые будут либо скрыты от нас, либо помогут нам двигаться дальше.

— Какими качествами должен обладать сотрудник управления по борьбе с экономическими преступлениями? Ваши сотрудники с их низкими зарплатами не чувствуют преимущества подозреваемого, который всего достиг в жизни?

— Самое главное в наших сотрудниках — самообразование. Только через получение дополнительных знаний человек способен увидеть нарушение в бумагах. Кроме того, мы стремимся, чтобы у нас работали целеустремленные люди. В нашей профессии очень ценится умение поставить цель, а главное — достичь ее. И третье качество нашего сотрудника — самодисциплина. Необходимо уметь держать себя в определенных рамках. А слово “зарплата” не является ключевым. Мои сотрудники видят: человек достиг высот, но раз он оказался у нас, значит, в его жизни есть проблемы. Здесь главное — внутреннее содержание каждого сотрудника. Многие психологически не справляются с работой в УБЭП. Ротация кадров у нас идет, но в пределах разумного.

— Экономика нашего региона меняется стремительно. Наверное, появляются и новые виды махинаций?

— С учетом изменений законодательства меняются способы совершения преступлений, то есть — механизм документирования. У нас в крае наиболее распространены различного вида мошенничества (это общероссийская тенденция, и мы мало чем выделяемся), преступления в бюджетной сфере, коррупция. Достаточно большое количество лиц тем или иным способом пытаются завладеть бюджетными деньгами. В этой связи больше стало преступлений с использованием служебного положения. В прошлом году, когда начался финансовый кризис, многие решили поправить свою финансовую ситуацию, совершая преступления на вверенных им объектах экономики. Это не только госучреждения, но и предприятия, где менеджмент похищает ресурсы, не ставя в известность своих руководителей. В этом году много выявлено преступлений в сфере образования: взяточничество, коммерческий подкуп. К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что психология взяткодателя формируется у людей еще в период их обучения в вузах. Никто не видит в этом ничего зазорного, но наша разъяснительная работа позволила выявить больше фактов. Например, в Канске директора профтехучилища и учебного комбината продавали свидетельства о получении специальности экскаваторщик. Всего выявлено 95 таких фактов. К выдаче фиктивных удостоверений были причастны и должностные лица Восточно-территориального отдела Енисейского Ростехнадзора. Они получали деньги за проставление подписей и печатей в документах без экзамена по специальности. Там же в Канске учебный центр “Безопасность” систематически получал вознаграждение за выдачу свидетельств об обучении по специальностям стропальщик, машинист котельных установок, кочегар котельных. Липовые дипломы купили 646 человек, которые получили доступ к опасным производствам. Подобные нарушения выявлялись и в других муниципальных образованиях.

— Русский человек всегда считал, что грех не взять у государства. Из бюджета воруют по-крупному?

— Социально-психологический фактор в определенной степени влияет на мотивацию недобросовестных бизнесменов. У нас на волне реформ и преобразований возникла психология легкого доступа к быстрым деньгам. В рамках приоритетных национальных проектов существует большое количество форм поддержки тех же предприятий агропромышленного комплекса. Их руководители незаконно получают миллионные субсидии. Сейчас расследуются такие дела по двум районам края.

— Какие проблемы наиболее остро стоят сегодня перед сотрудниками управления по борьбе с экономическими преступлениями, а что уже стало вчерашним днем?

— Два года назад на территории края очень популярны были кредитные мошенничества. Эти преступления регистрировались сотнями. Мы совместно с Центробанком начали активно проводить семинары для руководителей служб безопасности, заключили договоры с банками об информационном обмене — и сегодня не имеем того вала. Зато поступил большой объем информации о действиях групп, которые пользуются несовершенством знаменитого 94 федерального закона, регламентирующего государственные закупки и участие в аукционах. Если раньше к нам приходила информация о злоупотреблениях чиновников при реализации 94-ФЗ, то сегодня на аукционы выходят профессионально подготовленные группы, которые за свое неучастие или за молчаливый розыгрыш торгов требуют деньги с добросовестных предпринимателей. Мы пытаемся бороться с этой ситуацией, но, к сожалению, факт передачи денег не всегда может быть основанием для возбуждения уголовного дела. Действие групп сопровождают профессиональные юристы, которые хорошо маскируют эту деятельность под гражданско-правовые отношения.

— То есть сейчас в экономике идет противостояние юристов — одни стараются скрыть преступление, другие раскрыть?

— Можно и так сказать. Сегодня не встретишь юридически безграмотного бизнесмена. К нам приходят предприниматели либо с определенными познаниями, либо приводят с собой юриста. Но мы должны доказать умысел лица в совершении преступления. Это самое сложное в нашей работе.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА