Новости

Единство ЕГЭ под вопросом

Единство ЕГЭ под вопросом

Кто избежит экзаменации?

Президент Дмитрий Медведев поручил министру образования и науки Андрею Фурсенко совместно с педагогической общественностью и экспертами обдумать предложение об отмене единого государственного экзамена для лучших учеников школ. Данную идею выдвинул победитель конкурса “Учитель года России — 2010” преподаватель химии и биологии из Тульской области Андрей Гарифзянов.

Во время встречи с главой государства он призвал усовершенствовать систему итоговой аттестации учащихся в школах, создав “накопительную систему по итогам исследовательской работы учеников”. По словам Гарифзанова, существует определенный перечень олимпиад, согласно которому победители беспрепятственно поступают в вузы. Преподаватель поинтересовался, нельзя ли создать такой же перечень конкурсов и олимпиад, которые позволят детям без экзаменов заканчивать школу.

Дмитрий Медведев отметил, что в данном предложении есть зерно рациональности. Однако как у любой монеты есть две стороны, так и у данной инициативы помимо плюсов неизбежны негативные моменты. “С одной стороны, справедливо, когда человек не дурака валяет, а в течение длительного периода времени, учась в школе, накапливает определенные баллы, которые впоследствии дают ему какие-то льготы в смысле отказа от сдачи ЕГЭ, — цитируют президента федеральные СМИ. — С другой стороны, сразу же что приходит в голову? Манипуляции. Понятно, что добросовестные учителя и хорошие школы будут все это блюсти, а для людей, которые не очень добросовестно относятся к своим обязанностям, вполне вероятно, что это будет возможностью для известных коррупционных схем”.

Медведев подчеркнул, что поддержит предложение Гарифзянова, если процесс удастся заформализовать таким образом, чтобы за ним был контроль. При этом президент признался, что пока не знает, как выполнить поставленное условие. В свою очередь тульский учитель как вариант предложил создать в каждом из субъектов Федерации экспертные комиссии, которые оценивали бы исследовательскую деятельность учеников.

В итоге было принято решение передать вопрос на совместное обсуждение министра образования и науки России Андрею Фурсенко, педагогической общественности и экспертов. Медведев подчеркнул, что в ближайшее время ожидает первые соображения на эту тему.

Что до ЕГЭ, то, по словам президента, данный экзамен не может быть единственной формой оценки знаний учащихся.

Однако, по мнению депутата городского Совета Красноярска, директора 13-й гимназии Людмилы Юдиной, воплощение этой идеи в жизнь может разделить учеников: “Все-таки это экзамен российского уровня, и каждый ребенок должен пройти его, независимо от того, отличник он или троечник. Если концепция единая и стратегия министерства образования России находится на таком уровне, все должны сдавать. Это моя позиция”.

Директор школы №10 Татьяна Казанова, тоже депутат горсовета, сочла идею об отмене ЕГЭ стоящей внимания.

— Сейчас победители олимпиад всероссийского и международного уровней зачисляются в вузы без вступительных экзаменов, и если их еще и от выпускных испытаний освободить — это будет замечательно, — считает Татьяна Ивановна. — Годовая отметка есть, знания подтверждены на более продвинутом уровне. Единственное, я считаю, что отменять нужно сдачу не пяти выпускных экзаменов, а лишь одного ЕГЭ — по конкретному предмету, где ученик достиг определенных успехов. Даже такое послабление придется кстати. Конечно, такие случаи, скорее всего, будут единичными, но даже эти единицы могут стать хорошим примером для подражания.

Отметим, что со времен введения ЕГЭ как обязательного испытания для школьников он постоянно претерпевает изменения. Буквально в сентябре Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект “О внесении изменений в Закон “Об образовании” и Закон “О высшем послевузовском профессиональном образовании” в части совершенствования единого госэкзамена. Согласно новому законопроекту, все измерительные материалы ЕГЭ признаются конфиденциальной информацией. Также вводятся положения, определяющие статус общественных наблюдателей и их права при проведении государственной итоговой аттестации школьников. Уточняется, что они смогут направлять информацию о выявленных нарушениях в государственную экзаменационную комиссию и региональные министерства образования. Аккредитация наблюдателей будет проходить в Минобразования. Планируется, что ко второму чтению законопроект будет доработан. В частности, готовится поправка, ограничивающая использование мобильных телефонов во время экзамена.

Также в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки считают, что необходимо вести борьбу с репетиторами в школах и вузами, предлагающими за деньги курс подготовки к ЕГЭ. Ведомство намерено рассмотреть в нормативно-правовой базе более жесткие требования, которые позволили бы отбить у вузов желание брать деньги за знания, которые должны быть получены абитуриентом в школе. Также министерство планирует ужесточить правила лицензирования подготовительных курсов при вузах.

В отношении же преподавателей, занимающихся репетиторством со своими учениками за деньги, Рособрнадзор намерен рекомендовать субъектам лишать их части зарплаты. В ведомстве полагают, что некоторые преподаватели намеренно дают на уроках неполную информацию, чтобы после школы заниматься с теми же детьми за деньги. Рособрнадзор уверен, что выпускники способны самостоятельно подготовиться к сдаче ЕГЭ, без помощи репетиторов.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА