Новости

Разговор на одном языке

Разговор на одном языке

Как быть начальником

— Да, непросто, видимо, быть начальником, — глубокомысленно заметил как-то один из водителей шефа. — С одной стороны, лет уже много, хотелось бы посидеть в начальственном кресле. С другой — столько проблем прибавляется, что и высокая должность не скрашивает его положения.

Недавний опрос, проведенный российскими социологами показал: народ потихоньку начинает понимать, насколько сложно сегодня быть руководителем даже небольшого коллектива. 56 процентов опрошенных наотрез отказались бы занять кресло своего босса, правда, остальные 44 не прочь испытать свои силы на руководящем поприще. Получается, россияне сегодня разделились на две почти равные половины: руководителей и подчиненных. Как найти им общий язык?

Руководителями рождаются?

Один из боссов, разоткровенничавшись, однажды рассказал: с детства ему прочили большую карьеру. Даже в песочнице малыш находил применение своему таланту руководителя. Стоило ему выйти на улицу, под его опеку сразу попадали менее активные соплеменники. Для них он был главным организатором игр, командиром и заводилой в дворовых драках, примером в учебе. “Правда, — замечал с высоты своего возраста мужчина, — так и остался бы я просто заводилой в драках, если бы вовремя не прибрали меня к рукам другие начальники — комсомольские, а потом партийные боссы”. Так и пошел бывший хулиган вверх по карьерной лестнице. Даже когда нагрянула перестройка и партийная элита потеряла кормушку, накопленный опыт и связи позволили ему неплохо организовать собственное дело и вновь преуспеть.

Аналитики отмечают: нынешняя руководящая элита воспитывалась именно в тех однопартийных баталиях. Главное, что дала партийно-комсомольская школа, — умение общаться с людьми разных социальных слоев: от рокеров до производственников. И не случайно в нынешних успешных менеджерах, производственниках и чиновниках крупного ранга просматривается еще та, старая школа комсомольского актива.

Свой метод воспитания

Практически все руководители отмечают: общение, умение зарекомендовать себя очень важно для установления контакта с коллективом подчиненных. Вот только каким должно быть это общение?

Одна из руководительниц большой красноярской фирмы Людмила Васильевна, у которой в подчинении куча народу, рассказывала: примерно через год после вступления в должность начала замечать, что неприятно ей занимать руководящую должность. Подчиненные ее явно невзлюбили. “Пыталась изменить тактику поведения — быть менее жесткой, народ стал хуже работать и меньше уважать. Получается, неизменно нужно быть грозным цербером?”— сама себе задавала вопрос руководительница.

Как показали исследования “Городских новостей”, каждый босс, занимая руководящее кресло, находит свои пути решения проблемы уважения и работоспособности коллектива. Например, единственная в крае женщина-начальник Сосновоборского отдела внутренних дел Ольга Маер поделилась: просто не давала возможности мужчинам-подчиненным возмущаться ее приказами. А прежде чем что-то сказать человеку, продумывала целую речь.

А президент крупной американской компании начинал свой рабочий день с обзвона работников. Одного сотрудника поздравлял с днем рождения, второго с женитьбой сына, третьего — с рождением ребенка, сочувствовал, если у кого-то случалось несчастье. Занимала эта процедура 5—10 минут ежедневно, но настраивала сотрудников на благожелательный лад.

Кстати, психологи этот ход американца считают идеальным вариантом воспитания подчиненных. А чтобы он был намного продуктивнее, советуют завести в коллективе добровольного информатора. Человека, который ежедневно докладывал бы все, что происходит в коллективе, до мельчайших подробностей: у Клавдии Ивановны родился внук, Любочка выходит замуж, а Сергей Иванович опять опоздал на работу из-за болезни тещи. И обязательно использовать метод кнута и пряника, который, оказывается, прекрасно подходит не только для детского возраста. Например, принес информатор на хвосте весть, что отец заместителя серьезно болен. Помоги ему достать эффективные лекарства или посодействуй с хорошей клиникой. Психологи обещают: после таких благих поступков он будет благодарен начальнику до конца своей жизни.

— Но еще лучше — научиться начальнику делать все намного грамотнее и быстрее своих подчиненных, — говорит психолог Елена Шаканова, — если он, конечно, хочет быть руководителем в авторитете. Помимо этого не помешает хорошенько присмотреться к своей команде, то есть к людям, с которыми придется работать. Ведь именно от их деятельности будет зависеть эффективность всей компании в целом. А раз так, психологический фактор будет играть в этом не последнюю роль.

Единственно, чего следует опасаться, считают специалисты, панибратских отношений с подчиненными. Иначе они самым наглым образом начнут садиться начальнику на шею. Самый же идеальный вариант взаимоотношений с подчиненными — когда они немного опасаются своего начальства. Для этого совершенно не нужно спускать собак на своих коллег, вполне достаточно незаметно доказывать, что вы умнее.

Моменты истории

Известно, что больной человек не способен решать сложные задачи и принимать ответственные решения. Об этом знали еще древние египтяне. В Египте за три тысячи лет до нашей эры фараон, пробыв на троне тридцать лет, обязан был продемонстрировать жрецам, чиновникам и народу, что он находится в удовлетворительном физическом состоянии. Для этого на юбилейном празднике правитель бежал по специальной дорожке, длина которой составляла всего 120 метров: этим он доказывал свое право на трон.

Еще один враг руководителя — излишние эмоции. Так что не случайно императрица Екатерина II никогда не подписывала указы, когда гневалась. Чтобы успокоиться, она ходила по комнате и выпивала несколько стаканов воды.

Свои секреты имелись и у других, более-менее известных миру больших и маленьких начальников. Впрочем, все они — от королей, до генсеков и президентов — были небезупречны. А отсюда главный вывод: руководитель — тоже человек. Ему не чужды и ошибки. Главное — не делать их слишком часто и уметь держать руку на пульсе.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА