Новости

Как вырастить гения в Красноярске?

Как вырастить гения в Красноярске?

Многие родители уверенно заявляют: наш ребенок — самый талантливый. И стараются приложить всевозможные усилия, чтобы развить способности малыша. Специалисты предупреждают: в погоне “за гениальностью” не искалечьте душу и психику детей.

О том, как раскрывать и правильно развивать таланты ребенка, рассказали наши эксперты — Людмила БЕЛЯЕВА, директор городского центра диагностики и консультирования № 7, и Светлана ЧЕУСОВА, педагог-психолог, заместитель директора центра.

Гений или талант?

Все ли люди имеют особые способности? На этот счет долгое время существовали две противоположные теории. Одни авторы считали, что все дети без исключения наделены талантами. Другие утверждали: истинных талантов — единицы.

На современном этапе развития психологии как науки специалисты считают, что определенные предпосылки к тем или иным талантам есть у большинства людей. Но гением может быть только один из десяти тысяч человек.

— Задатки, способности, талант, гениальность — эти понятия распределены по степени возрастания: чем выше — тем реже встречаются в реальности, — говорит Людмила Беляева. — Родители должны адекватно понимать разницу в этих понятиях, ведь каждое скрывает разные качества личности. Талант необходимо развивать, любые задатки при профессиональном воздействии также могут дать хорошие результаты. Но не нужно переоценивать возможности ребенка.

На то, насколько разовьются способности, влияют два фактора — генетика и окружающая среда.

— Важно создать такие условия, в которых ребенок сможет проявить свои способности, — рассказывает Светлана Чеусова. — Существует такое понятие, как “сензитивный период” — когда определенные задатки могут максимально развиться в определенном возрасте. Например, считается, что лучший возраст развития музыкальных способностей — до трех лет. И если родители в это время будут уделять особое внимание музыкальному воспитанию, при наличии генетической предрасположенности способности обязательно раскроются.

При этом специалисты отмечают: мозг человека — нераскрытая тайна. Мы используем только 10—15 процентов его возможностей, многое остается в потенциале. Так что, возможно, многие из нас до сих пор не догадываются о своих талантах.

Загадка для родителя

Психологи рекомендуют: чтобы определить способности и возможности личности, позвольте ребенку попробовать себя в разных сферах — музыке, спорте, танцах. И начинать такие поиски себя лучше в дошкольном возрасте — в 2—3 года.

— Будьте внимательными, прислушивайтесь, присматривайтесь к природе ребенка, — советует Светлана Чеусова. — Если он с двух-трех лет любит рисовать и делает это лучше сверстников, имеет смысл попробовать художественное направление. Стоит отметить, что двоякая ситуация может быть при выборе спортивного направления. Возможно, изначально ребенок физически не очень развит, но очень активен. Тогда можно попробовать занятия спортом. Практика показывает, что хороших результатов в этой сфере достигают те, кого в детстве называли гиперактивными детьми. Любую энергию важно направить в нужное русло.

Если самостоятельно определить способности ребенка не получается, лучше всего обратиться к специалисту — детскому психологу.

Ошибки и заблуждения

К сожалению, нередко случается, что родители через детей пытаются осуществить свои нереализованные амбиции. Например, у ребенка прекрасные танцевальные способности, а мама заставляет его годами заниматься ненавистной музыкой, тем самым ломает его психику.

— Через слезы и истерики успеха не добьешься, — говорят психологи. — Максимально развитие способностей происходит только при наличии положительных эмоций и желания ребенка. Главная задача родителя — создать условия, когда заниматься интересно, и найти нужную мотивацию для того, чтобы ребенок учился с удовольствием.

Еще одна распространенная ошибка мам и пап — заставлять малыша двух-трех лет заниматься “как в школе”. Нередко родители с гордостью говорят: “Моему до школы еще далеко, а он уже и пишет, и читает”.

— Зачастую такое обучение происходит неподходящими способами — без учета времени, не в игровой форме, родители буквально пичкают малыша знаниями, заставляют зубрить, — рассказывает Светлана Чеусова. — А в дошкольном возрасте главное — игра, через нее нужно развивать ребенка. Доказано: уделяя чрезмерное внимание интеллектуальному развитию в раннем возрасте, родители ущемляют развитие эмоциональной сферы ребенка. Такие дети, как правило, либо эмоционально неуравновешенны, либо страдают от излишней сухости.

Кроме того, нередко дети, хорошо подготовленные к школе, умеющие читать, практически сразу теряют интерес к учебе. Им попросту скучно — они уже все знают и умеют.

Смотрите на облака

— Конечно, развивать интеллект ребенка необходимо, но в соответствии с возрастом, — говорят специалисты. — Дошколенка не нужно учить чтению, лучше создать предпосылки к успешному обучению. Дайте малышу понятие об окружающем мире, научите выделять главное и второстепенное, обобщать, пересказывать суть услышанного или увиденного.

Уделяйте больше внимания развитию воображения. Эксперты отмечают: большинство современных детей совершенно не умеют фантазировать. Основная причина — ребята мало читают, основное время проводят перед телевизором или компьютером.

— Между тем, воображение — качество, которое позволяет мыслить творчески, — рассказывает Людмила Беляева. — Любая конкретная информация формирует стереотипы, а воображение развивает образность. Не случайно психологи рекомендуют: чаще смотрите на облака, это не просто забава, это прием, помогающий формировать воображение.

Есть специальная игра для малышей. Предложите ребенку представить, что он — маленький гномик, который сидит на люстре и смотрит вниз. Спросите, что он видит с такой высоты.

— Подобных приемов — множество, но родители не используют их, — говорят специалисты. — Проще включить телевизор или компьютер и завлечь ребенка ими. Мамы и папы не задумываются, какие качества развиваются при этом.

Между тем, развитие творческих способностей — основа для других проявлений личности.

— Существует два вида мышления — конвергентное и дивергентное, — рассказывает Светлана Чеусова. — Первый — то, чему нас учат в школе. Когда подразумевается, что на любой вопрос есть только правильный и неправильный ответ. Второй предполагает, что существует множество вариантов решения, именно способность к такому восприятию мира сегодня — в приоритете. Поэтому и говорят, что для полноценного развития личности необходимо дополнительное образование, нередко оно становится доминирующим.

Специалисты отмечают: не всегда за хорошими и отличными оценками в школе стоит гениальность. Ребенок может быть просто прилежным учеником, в дальнейшем так и не проявить особых талантов. Зато из троечников нередко вырастают гении.

— Учителя не любили Эйнштейна за любознательность и тягу задавать неудобные вопросы, — говорит Светлана Николаевна. — Но именно нестандартное мышление сделало его гениальным ученым. К сожалению, нередко родители сами отбивают у детей тягу познавать мир. В два-три года — в возрасте почемучек — малыши задают множество вопросов. Зачастую мамы и папы либо отвечают на них односложно, чем формируют стереотип, либо попросту отмахиваются. Интерес к познанию мира пропадает. А правильно — порассуждать вместе, ребенок должен знать, что однозначных ответов не бывает.

Еще одна проблема современного мира — люди не умеют общаться. Коммуникация нарушена — мы не слышим и не понимаем друг друга.

— С такой проблемой родители нередко обращаются к нам, — рассказывает Людмила Беляева. — Помочь установить коммуникацию — очень важно в воспитании и развитии успешного человека. Дети не умеют общаться между собой и взрослыми не потому, что они такими родились, а потому, что мама и папа не создали подходящую, позитивную среду.

Осторожно, школа!

Родителям школьника предстоит решить сложную задачу, как совместить уроки и дополнительные занятия не в ущерб здоровью ребенка. И как сделать так, чтобы он максимально возможно успевал по всем предметам.

— Каждый случай нужно рассматривать индивидуально, — говорят специалисты. — Есть ребятишки, которые успевают везде. Им достаточно легко дается учеба в школе, они справляются с новыми требованиями, с удовольствием посещают дополнительные занятия. Такие способности зависят от особенностей нервной системы, общего состояния здоровья.

Но если ребенку учеба дается трудно, не нужно требовать от него исключительно пятерок и четверок, особенно по предметам, к которым нет склонностям.

— Не завышайте планку, пусть он занимается в меру возможностей, — советуют психологи. — Иначе у ребенка сформируется страх несоответствия ожиданиям окружающих, особенно родителей. Он будет постоянно находиться в нервном напряжении. Помните: часто успехи в учебе зависят не от наличия способностей, а от правильной мотивации, именно она влияет на успехи в любом деле.

Что касается дополнительного образования, обязательно необходимо найти какое-то направление, которое понравится ребенку. Особенно важно сделать это к младшему подростковому возрасту — 10—11 годам.

— Ребенок должен иметь какое-то дело, интересное и значимое, в котором он может быть успешным, — отмечают специалисты. — Если он не успешен нигде — ни в школе, ни в дополнительном образовании — ребенок пойдет на улицу и найдет другие способы для самореализации.

Терпенье и труд…

Родители должны помнить — помимо мотивации есть еще одно важное условие достижения успеха.

— Все люди, добившиеся каких-либо высот, говорят: талант — это труд, — отмечает Людмила Беляева. — Родители должны приучать ребенка к труду, объяснять, что само собой ничего не получается. Просто радоваться способностям детей нельзя, нужно воспитывать усидчивость, терпение. Ни в коем случае не перекладывайте ответственность за достижения или неудачи ребенка на педагога или тренера. Только всестороннее внимание и поддержка приведут к победам. Не случайно сегодня разрабатываются специальные программы для развития родительской компетенции. Необходимы определенные умения, чтобы качественно, эффективно поддержать ребенка.

Исследования показали: лучше способности детей проявляются в тех семьях, где родители постоянно занимаются самообразованием. И при этом дают ребенку возможность попробовать себя в разных сферах и сделать выбор самостоятельно.

— Ребенок должен видеть положительный пример своих родителей, их отношение к труду, образованию, — говорят специалисты. — Но стоит помнить и об опасностях такого поведения. Если мама и папа всегда показывают, что они лучше ребенка, у него может произойти снижение мотивации. Иначе говоря, желание заниматься чем-либо пропадет. Именно родители должны научить не бояться пробовать что-то новое и работать над собой, быть настойчивым в достижении цели, не бросать незавершенное дело.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА