Новости

“Когда я на море — я дома”

“Когда я на море — я дома”

Главное — служить Отечеству своим трудом

Замечательные династии трудятся на Енисее. Одна из них — династия Алексеевых, которой исполнилось 130 лет. Основатель династии — Петр Алексеев, родился он в 1905 году. Октябрьский государственный переворот, а затем Гражданская война вынудили семью Алексеевых, которая жила в Нижнем Тагиле и занималась торговлей, в 1918 году бежать в Омск, куда ехали все недовольные советской властью.

В 1926 году после окончания Омского речного техникума Петр Алексеев был направлен в Енисейское речное пароходство. Плавал помощником капитана на грузопассажирских судах на линии Красноярск — Минусинск. В 1927 году в Семье Петра Алексеева, который женился на Любимовой Анастасии Николаевне, родился сын Николай. В 1930 году Петра Александровича назначают капитаном парохода “Петр Щетинкин”. В то время практически все суда были старой постройки и требовали длительного ремонта, это было причиной частой смены капитанов. Так, Петр Александрович за недолгое время сменил до десятка судов, в том числе пароходы: “Красноярец”, “Колхозник”, “Ижорец”, “Амур”, “Иртыш”, “Н. Крупская”.

Серьезные испытание выпало на долю Петра Александровича, когда он принял пароход “Красный пахарь”. Построенный в 1896 году в Тюмени колесный пароход мощностью в тысячу лошадиных сил перегнали на Енисей в 1940 году. Когда капитаном “Пахаря” назначили П. А. Алексеева, судно было развалиной. В экипаже трудились 16 девушек, между тем работа на судне была очень тяжелой: приходилось бункероваться углем, а иногда дровами; выбирать вручную буксирный трос диаметром 32—40 миллиметров и длиной 300 и более метров; держать на марке пар в кочегарке. Капитан находит выход из трудного положения. Он приглашает своего отца Александра Ивановича на должность боцмана, а мать — Марию Ивановну — судовым поваром. Подрастал сын Николай, который учился в Красноярском речном техникуме и становился надежным помощником. В 1947 году после окончания техникума Николая назначают по просьбе отца первым штурманом на пароход “Красный пахарь”. Вскоре к команде присоединяется еще один, новый член семьи Роза Александровна, ставшая женой Николая. Она же третий штурман.

Николай Петрович был замечен руководством, и ему предложили принять пароход “Родина”. По тем временам это было лучшее судно в пароходстве, работало на престижной линии до Диксона. Но Петр Александрович считал, что рано сыну быть капитаном, мало опыта. Отец и сын сильно повздорили. В итоге Николай Петрович поступил по-своему: поскольку пароход “Родина” зимовал в Подтесово, его семья переехала туда. Николай Петрович хорошо понимал, что новое назначение многое меняло в его жизни. Надо осваивать новую работу, жить отдельно от родителей и воспитывать детей. Но стремление к самостоятельности было превыше всего.

В то время Подтесово интенсивно развивалось. Строилась промышленная база и жилье, ежегодно флот пополнялся десятками буксирных, грузовых и пассажирских судов. Начинали работать учебные курсы: преподавали морскую науку и принимали экзамены специалисты Ленинградского морского порта. После успешного завершения курса слушателям выдавали дипломы капитанов малого морского плавания. Такой диплом получил капитан парохода “Родина” Н. П. Алексеев. Енисейск — Дудинка — Диксон — Новый Порт в Обской губе — Архангельск — такова география плаваний “Родины”. Один из рейсов вошел в историю Енисейского пароходства. Есть на Западном секторе Северного морского пути гиблое место, у мыса Русский Заворот, — Кошкины отмели. В этом районе в 1954 году был выброшен на отмели теплоход “Некрасов”. Его обнаружил с помощью радиолокатора капитан Алексеев. Получив разрешение на спасательную операцию, экипаж парохода “Родина” завел буксир и начал мыть канал. Работа продвигалась медленно, капитану Алексееву предложили бросить аварийное судно. Однако Николай Петрович был уверен в благополучном исходе операции и продолжал спасательные работы. Благодаря настойчивости капитана и умелым действиям экипажа новое пассажирское судно было спасено.

Свою лебединую песню Николай Петрович спел на флагмане буксирного флота Енисейского пароходства теплоходе “Владимир Ленин”. Он любил этот теплоход, считал его своим домом. Когда я был временно направлен в помощь Николаю Петровичу в 1966 году на линию Дудинка — Диксон, то спросил у него: “Не скучаете по дому?” Он ответил словами адмирала Макарова: “Когда я в море, я дома”. Я был приятно удивлен истинно флотским порядком на судне: наличием регламента в кают-компании, отбиванием склянок на стоянке, поднятием и спуском Государственного флага и вымпела пароходства. В жизни теплохода и экипажа было немало героических страниц. Он участник уникальной операции при строительстве Коммунального моста в Красноярске, поднимал суда в Казачинском пороге, привел из Дудинки морской лихтер “Лодьма” с турбинами для Красноярской ГЭС.

Как и у людей, у кораблей свои судьбы. Наступило время, когда теплоход “Владимир Ленин” технически и морально устарел. Сильно переживал капитан, оставляя свой теплоход, который около двадцати навигаций считал своим домом. Сложно Николаю Петровичу было подобрать судно по душе. Не выдержала душа капитана такой психологической нагрузки, и он вскоре тяжело заболел, а в июле 1991 года ушел из жизни.

Ни одной аварии, брака в работе не имел Н. П. Алексеев за двадцать лет своего капитанства. Лучший капитан Министерства речного флота РСФСР в 1967 году, медали “За трудовую доблесть”, “За доблестный труд” — таковы вехи трудового пути капитана Николая Петровича Алексеева. Его именем назван буксир-толкач “Капитан Алексеев” мощностью в две тысячи лошадиных сил.

В 1986 году стал капитаном-механиком скоростных пассажирских судов сын Николая Петровича Петр Николаевич Алексеев. Замечательно написал о Петре Николаевиче его сын Александр в своем реферате “История страны в истории моей семьи. На службе отечеству”: “И пусть мой отец не имеет наград и медалей — я горжусь им. Кто знает, что ждет его впереди. Когда я вижу, как он работает во время навигации, перевозя на борту пассажиров, то понимаю, что лучшей наградой для него являются их добрые слова”. Завершает Александр свой реферат примечательной фразой: “Сегодня политологи и философы рассуждают о том, какой должна быть идеология России. Мне кажется, что главное — это служить Отечеству своим трудом. Примером чего является история многих поколений моих предков”.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА